Смекни!
smekni.com

Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии (стр. 3 из 4)

Глава вторая.

СПЕЦИФИКА ОБНОВЛЕНИЯ ИСЛАМА.

Двадцатый век, в особенности его вто­рая половина, характеризуется большими сдвигами и преобразованиями, происходящими в социально-эконо­мической жизни, в науке и технике. Все в мире изменя­ется невиданными прежде темпами. Заметные перемены происходят в жизни людей, их взглядах на окружающую действительность, на материальные и духовные ценно­сти. Наряду с другими компонентами духовной жизни общества трансформируются, «обновляются» вероуче­ния, позиции религиозных организаций, духовенства и верующих.

Люди все больше начинают подходить к религии с научных позиций, убеждаться в несостоятельности ре­лигиозного мировоззрения. В отличие от прошлых веков, этот новый взгляд на религию характерен для боль­шинства членов общества, в том числе для некоторых верующих. Сознание современного верующего—это очень сложное явление. Научные знания, социальные слои переплетаются в нем с религиозными взглядами. Для большинства верующих на первое место выступает не вера бога, а проблемы реального мира. Продолжается отход людей от религии, что беспокоит служителей культа. Мусульманское духовенство, например, осознавая кризис религии, ищет выход из создавшегося поло­жения к модернизации ислама.

В то же время ни частичные изменения в религиоз­ном вероучении и культе, ни прогрессивные позиции не­которых религиозных деятелей в актуальных вопросах современности не затрагивают основных принципов ре­лигиозной идеологии, не оказывают существенного влия­ния на специфику иллюзорного отражения мира.

Религия никогда не оставалась неизменной, а посто­янно трансформировалась с ходом истории. Приспосаб­ливаясь к новым условиям, она умело обслуживала но­вые социальные структуры и таким образом сохраняла свое влияние на людей.

Ислам в Саудовской Аравии, как и все другие религии, постоянно испыты­вает на себе воздействие быстро меняющихся соци­ально-политических, культурных и других факторов общественной жизни. Богословы-модернисты нередко ссылаются на содержащееся в Коране указание о «бо­жественной» обновляем ости, изменяемости и совершен­ствовании его текста: «Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, говорится в Кора­не, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 100) ', «мы заменяем одно знамение другим...» (16:103). Для оправдания своих модернистских уст­ремлений некоторые мусульманские богословы приво­дят хасид, который гласит: «В каждом веке в моей общи­не появится человек, который оживит религию Аллаха и Сунну». Это указание якобы дает им право согла­совывать вероучение и культ ислама с социально-эконо­мическими и политическими переменами в мире, вносить определенные новации в идеологию и практику мусуль­манского вероисповедания2.

Однако в течение веков эти изменения ограничивались обновлением второстепенных сторон культа ислама . Развитие капиталистических отношений в мусуль­манских странах вызвало необходимость ускорения пе­ресмотр старых религиозных догм и приспособления их к новым условиям.

' Первые цифры указывают на суру (главу) Корана, а вторые—­на соответствующий аят (стих). 2Керймов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-поли­тическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с. 8.


В настоящее время процесс обновления, наблюдающийся в исламе, приводит к значи­тельным изменениям в его вероучении, к трансформа­ции, к переоценке «мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира.

Дальнейшее «обновление» исламского миропонима­ния происходит в период империализма. Привлекает внимание появление в это время множества религиоз­ных сект, возникающих на основе «теоретических и практических» реформ в религиях, стихийно отражаю­щих необходимость социально-экономических и полити­ческих преобразований в обществе. Объективной же ос­новой эволюции религии являются сдвиги, наблюдаю­щиеся в общественном бытии и сознании масс. Это еще раз подтверждает правильность марксистского положе­ния о том, что «с каждым великим историческим пере­воротом в общественных порядках происходит также и переворот в воззрениях и представлениях людей, а зна­чит и в их религиозных представлениях» '.

Если этот процесс происходит в антагонистическом обществе, то религиозная идеология начинает служить интересам нового господствующего класса. Например, созданная в 40-х годах XIX века мусульманская секта бабитов, будучи обновленной формой шиизма, вызван­ной к жизни возникшими капиталистическими производ­ственными отношениями, выражала интересы форми­рующейся иранской буржуазии. Бабиты критиковали

.власть крупного духовенства и феодалов, феодальную форму собственности, проповедовали участие женщин в производстве, требовали сокращения и упрощения рели­гиозных ритуалов (намаз, ураза и др.), мешающих про­цессу производства, утверждали, что ислам нуждается в усовершенствовании, обновлении, что новая воля отме­няет «проявление предыдущей».

Во второй половине XIX века после разгрома иран­скими феодальными правителями бабизма его уцелев­шие последователи во главе с Мирзой Хусейном Али (1817—1894) по прозвищу Беха-улла образовали секту бехаитов, отказавшуюся от всех демократических эле­ментов, присущих движению бабитов. В этом проявился страх буржуазии перед размахом выступлений народ­ных масс против феодальных порядков. Бехаизм отра­жал интересы реакционной торговой буржуазии. Беха-улла, будучи буржуазным идеологом, проповедовал, что «рабочие не должны возмущаться и бунтовать», призы­вал к смирению и отказу от классовой борьбы. «Не сле­дует никому противиться тем, которые правят рабами бога»,— писал он в священной книге бехаитов — «Ки-таб-е-Акдес». Он выдвигал надклассовую и космополи­тическую идею о всемирном братстве эксплуататоров и эксплуатируемых, упрощал и сокращал религиозные об­ряды (омовения, намаз), вместо пятикратного допускал трехкратный намаз, упразднял некоторые религиозные праздники, чтобы верующие имели возможность участ­вовать в производстве, восхвалял буржуазный образ жизни и т. д. Бехаиты проповедовали экуменизм и веро­терпимость, за что их ненавидели и сунниты, и шииты, считая немусульманами.

Бабизм и бехаизм являются примерами реформизма, приспособленчества и обновления ислама в связи с со­циально-экономическими и культурными сдвигами в жизни общества. Если бабизм выражал интересы про­грессивной части национальной буржуазии, то в бехаизме проявилась реакционная сущность капиталистических общественных отношений, когда буржуазия уже по­теряла свои прогрессивные черты.

'МаркеК...ЭнгельсФ.Соч.,-т.7,с.211


Со второй половины XIX века реформистские и мо­дернистские тенденции среди идеологов ислама уси­лились. Многие из них, видя проникновение в мусуль­манские страны европейской цивилизации, достижений науки, техники и культуры, развитие буржуазных отно­шений, склонны были защищать интересы нового, эконо­мически сильного класса буржуазии. Эта тенденция способствовала разрушению феодальных отношений, обострению классовой борьбы в странах Востока, а также модернизации ислама как формы общественного сознания.

Примером могут служить учения мусульманских бо­гословов конца XIX — начала XX века Сайида Ахмад Хана (1817—1898), Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839—1909), Мухаммеда Абдо (1834—1905) и Мухам­меда Икбала (1873—1938) о допустимости, с точки зре­ния ислама, капиталовложений в промышленность, жен­ской эмансипации, развитии точных наук, усовершенст­вовании законов шариата[6]. По мнению М. Абдо, ислам, сбросив устаревшее одеяние, вполне сможет соответст­вовать требованиям науки и прогресса. Для этого, счи­тал он, потребуются усилия теологов.

Взгляды этих исламских модернистов отражают их стремление «очистить» религию от суеверий, доказать совместимость мусульманских догм с современными на­учными знаниями, а также исламской этики с нормами поведения современного человека.

Понятие «религиозный модернизм» в настоящее вре­мя употребляется в различных смыслах, довольно суще­ственно отличающихся друг от друга. Наиболее обос­нованными, на наш взгляд, являются трактовки, в ко­торых модернизация представляется как утонченная попытка защиты религии, связанная с современными способами оправдания веры, пересмотра ее устаревших .концепций во всех основных областях. Современный ре­лигиозный модернизм возник как реакция, религии, ее организаций и духовенства на основную тенденцию сов­ременного мирового развития, заключающуюся в пере­ходе от капитализма к социализму.