Смекни!
smekni.com

Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии (стр. 4 из 4)

Поскольку кризисной ситуацией охвачены ныне все стороны религиозной жизни, процесс модернизации ре­лигии Саудовской Аравии также распространяется на все области религиоз­ной идеологии и политики, деятельности религиозных организаций и духовенства. Социальное пробуждение масс подтачивает позиции религии, заставляя духовен­ство предпринимать отчаянные попытки для того, что­бы. говоря словами В. И. Ленина, «оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию»'. В условиях социалистического общества, где идет. необ­ратимый процесс отхода людей от религии, религиозный модернизм не может рассчитывать на большее, чем не­сколько затормозить этот процесс.

Религиозный модернизм нельзя отождествлять с ре­лигиозным реформизмом. Религиозные реформы преду­сматривают более или менее глубинные, основательные и принципиальные изменения, вносимые богословами, религиозными движениями и общинами в религиозную догматику и практику. Религиозный модернизм же на­ряду с этим охватывает даже самые незначительные из­менения в религиозном комплексе, вносимые служителя­ми культа, то есть объединяет все моменты «обновления» и «совершенствования» религии. Религиозный рефор­мизм и религиозный модернизм дополняют друг друга и входят в понятие «приспособленчество религии». При этом если религиозный модернизм носит непрерывный характер, то реформы совпадают по времени с социально экономическими политическими преобразованиями в обществе


Реформационное движение в исламе, продолжающе­еся по настоящее время, соседствует с современным мусульманским неким модернизмом. Процессы, наблюдаемые ныне в странах Востока, свидетельствуют о перераста­нии религиозного реформизма в процесс беспрерывной модернизации ислама.

В области вероучения об этом говорят новые попыт­ки обоснования «истинности» и «вечности» ислама со ссылкой на современные достижения науки и техники. В области социальной доктрины такой переход наметил­ся с началом разработки учения «исламского социализ­ма». Совершенно новым и специфическим проявлением модернизма в исламе является частичный пересмотр традиционных политических концепций ислама.

Современный мусульманский модернизм имеет тео­ретический и политический аспекты. В теоретическом аспекте наряду с перетолкованием догматико-мировоз-зренческих проблем немаловажное место в нем занима­ют обоснование отправления обрядово-культовых дейст­вий с учетом условий современной жизни, очищение ша­риата от устаревших правовых установлении и новое истолкование морально-нравственных норм ислама в со­ответствии с представлениями современных людей, об­новление и переосмысление основ социального учения ислама в свете современного социального прогресса1.

В политическом плане модернизм ислама наиболее отчетливо наблюдается, во-первых, в определении по­литической ориентации ислама по отношению к двум об­щественно-экономическим системам; во-вторых, в выра­ботке новой политики на международной арене по проб­лемам войны и мира, дружбы и сотрудничества между народами, взаимоотношения с другими церквами.

Исламские модернистские доктрины в зарубежных странах весьма разнообразны и противоречивы. Господствующее положение исламской идеологии в Саудовской Аравии приводит к тому, что все новые мысли и идеи преподносятся там в религиозной оболочке. До 70-х годов они зачастую подавались в виде всевозмож­ных теорий «исламского социализма». При этом в них нередко совмещались как прогрессивные, так и явно ре­акционные позиции. Отсюда и множество форм так на­зываемого исламского социализма, изобретенных му­сульманскими фундамента листами, опирающимися на классический ислам, а также различными группами тео­логов, именуемых современными модернистами. В сущ­ности «исламский социализм» является одной из форм религиозного модернизма.

В результате одни исламские идеологи ратуют за со­циалистическую будущность своих стран, другие пыта­ются выразить в свойственных социализму терминах традиционно буржуазные идеалы общественного устрой­ства, третьи мечтают о «серединной», не капиталистиче­ской и не социалистической, социально-экономической и духовной структуре общества. В целом же ислам эво­люционирует преимущественно в русле буржуазных и мелкобуржуазных течений.

Еще в конце XIX века некоторыми мусульманскими идеологами ислам рассматривался как антипод буржу­азного общества, как самобытное «социалистическое» учение, противостоящее, с одной стороны, капитализму, а с другой—различным концепциям европейского социализма. Известный представитель современного исламского модернизма Джемаль ад-Дин аль-Афгани, заявлявший, что «социализм—есть учение, присущее исламу с первых дней его существования», как бы заложил основу для приверженцев так называемого исламского социализма.

Однако эти и многие другие исламские социальные концепции несут на себе отпечаток классовой и религи­озной ограниченности.. Поэтому суть таких социально-политических процессов, как пробуждение политической активности масс,

«Исламский социализм» за рубежом является одним из видов этого «социализма национального типа». Та­кое идейное и политическое брожение происходило и про­должает происходить в некоторых странах потому, что в них не было политически зрелого рабочего класса и рабочих партий, обладающих теоретической подготов­кой и опытом политической борьбы.

Руководители некоторых исламских стран, на первых порах много говорившие о социализме, стараясь отра­жать настроения народных масс, на деле оставались и остаются настоящими защитниками имущих классов. Другие продолжают поиски путей развития своих стран, с симпатией относятся к принципам социализма, то есть идут по пути социалистической ориентации.

Многие мусульманские модернисты продолжают ут­верждать, что ислам по своему характеру является «со­циалистическим», что он якобы не только не препятст­вует


вступлению мусульман на путь социализма, но и дает специфически исламский его вариант. Такого же мнения придерживался бывший президент Египта Г. А. Насер. Он говорил: «Если условно марксизм сфор­мулировать в 20 пунктах, под 18 из них я готов под­писаться. Единственными двумя пунктами, которые еще разделяют нас с марксистами, являются "диктатура про­летариата и отношение к религии» 1,

Модернистское духовенство мусульманских стран, из­бравших некапиталистический путь развития, восхва­ляет социалистическую ориентацию лидеров своих стран как соответствующую духу ислама. Они обосно­вывают это тем, что ислам якобы всегда выступал за ликвидацию нужды и бедности, а социализм уничтожа­ет нищету и бедность, значит, цели ислама и социализ­ма совпадают. Так создается иллюзия о сходстве исла­ма с социализмом.

Реакционное мусульманское духовенство, наоборот, использует «исламский социализм» в целях антикомму­низма. Оно стремится внедрить в сознание масс идею о том, что социалистические принципы, якобы заложенные в основу ислама, несовместимы с антибожественными принципами коммунизма. Поэтому настоящий мусуль­манин должен отрицать общество, настроенное против Аллаха и Корана. «Идеология и действия коммунисти­ческого режима, разглагольствуют они,—противоре­чат исламскому шариату», он хочет «обратить все на­роды и все нации в коммунистическую веру. С этой целью Россия поощряет безбожие...»2

Громкие лозунги некоторых зарубежных исламских модернистов о гуманизме, свободе, демократии, равенстве и социализме — проявление обыкновенного буржу­азного политического обмана. Они отражают интересы крупной и средней буржуазии мусульманских стран, ко­торая, борясь против иностранных монополий, в то же время выступает с проповедью национализма, а также антикоммунизма (Пакистан).

Процесс модернизации вероучения и культа ислама затронул и мусульманские религиозные организации в Саудовской Аравии. Однако здесь он связан с осуществлени­ем на деле важнейших принципов социализма, преоб­разованием и ускоренным развитием социально-эконо­мической и культурной жизни общества, с отделением церкви от государства, школы от церкви. Несомненно такая специфика обновления внесет свои коррективе в жизнь народа Садовской Аравии.

' Народы Азии и Африки, 1972, № 2, с. 85.

2 Мчедлов М. П. Религия и современность. М., 1982, с. 98—99. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с..


[2] Мавлютов Р..Р. Ислам М., 1974 с.13

1 Мавлютов Р..Р. Ислам М., 1974 с.13

1 Мавлютов Р.Р. М 1974 с. 70

1 Бироков В. Несокрушимая свобода наступает// Мир сегодня , №48 9 октября 2001., с.4.

2 Мачульский К. Усама бен Ладен без грима// Эхо планеты, №39 21-27 сентября., 2001., с.7

[6] Вагапов М.В. Ислам и семья М., 1980 с.154

1 Мавлютов Р.Р. М., 1974 с156-159