Удаление от реальной стороны мира, которое составляет характерный признак ее позднейших основных форм, не было свойственно ей изначально. Но два ее момента - видение во всех проявлениях мира лишь одно из многих возможных вариантов воплощения духа и оценка самого себя как временной, транзитной, несовершенной формы, не могли не отразиться на психологии этого народа, активного и воинственного, жизнерадостного и практичного на ранних этапах своей истории.
Выбор доктрины «самсары» привел к формированию особого мировоззрения, которое наложило и накладывает отпечаток на психологию, как самих индусов, так и тех, кто пытается практически войти в систему таких религиозных представлений. Как показывает исторический опыт, доктрина самсары неконструктивна, а внедряемая в человека, традиционно далекого от культуры Востока, она становится разрушительной для личности. Речь идет о сектах необуддистского толка, получающих у нас в стране достаточно широкое распространение. О таких сектах мы будем говорить в будущем.
Божества
На санскрите термином для обозначения Бога является Дева, что соответствует глаголу сиять и существительному «небо». Число божеств огромно, несколько тысяч. Они не имеют четких индивидуальных свойств и представляют собою силы природы. Это Индра - посылающий солнечный свет и молнии, Агни - огненная стихия во всех ее проявлениях, Сурия - полностью тождественный солнцу, и другие.
Азуры
Наиболее древним божествами в Индии признаются Диаус Питар - Отец-небо и Притиви - земля, а также Адити - источник благоденствия и страж, защитник. Защитником же является Митра, у него просят здоровья и умножения богатства.
Его спутником часто бывает Варуна, который обитает в воде и действует ночью, он главный режиссер природы и основатель морального порядка человеческой жизни. Как судия он способен искушать виновного новыми грехами. Молитва к нему имеет ту особенность, что она не компенсируется жертвами (не покупается), а должна звучать искренним раскаянием.
Азуры в целом светлые, милостивые боги. Девы - более деятельные и энергичные, общение с ними требует совершения жертвоприношений. Самый яркий из дев бог Индра, гроза всех демонов (ракшасов) - вредных ночных духов, и иятов - таинственных волшебных существ. Но самым злейшим врагом является Вртра - воздушное чудовище, стерегущее небесные воды, виновник засухи и вечный враг Индра. Служителями Индры являются Маруты - неукротимые боги ветров.
Страшный и мстительный бог Рудр насылает болезни на скот, бури и болезни на людей.
В Ведах представлен и бог Вишну. В современном индуизме это значительная фигура, в представлениях древних индусов это всего лишь карлик Индры, маленький колдун, помогающий могучему Индре.
Богом, возникающим из вод, считается Агни - огонь. Связь между водой и огнем объясняется тем, что огонь присущ дереву - оно хорошо горит, а дерево растет, питаясь водой. Агни уносит души вверх при кремации тел, уносит весть богам о совершившемся жертвоприношении, он - воплощенная мудрость и достоинство.
Агни тесно связан с Сомой - напитком, получаемым из сока растения ASLEPIAS, пьянящие свойства которого знали и персы, и индусы. Его сбраживали и соединяли с молоком, употребляя в священнодействиях. Считалось, что боги слетаются, заслышав только стук камней, используемых при выжимании сока из растений. Это любимый напиток богов.
Жертва.
В первобытном культе жертва выглядела как веселое пиршество, устраиваемое для богов. Действительно, готовились кушанья, устраивались танцы в честь богов, пелись гимны и молитвы с откровенными торговыми обращениями к богам, причем не смиренными, а требовательными - «Я - тебе, ты - мне».
Молитвы в Ригведе нигде не содержат слов благодарения. Обряд жертвоприношения был жестко регламентирован и требовал нескольких участников, исполняющих определенную роль. Все участники должны были прежде пройти через очистительный обряд освящение, который включал пост (иногда в течение года), половое воздержание, стрижку волос и бороды. Жертвовались растительные и животные продукты. В особых случаях в жертву приносился конь, а в более древние времена были и человеческие жертвоприношения.
Волшебство
Древнейшая функция жрецов была магией, такими они представлены в Ведах. Там прослеживается культ демонов, действуют заклинания, колдовские напитки и амулеты.
Покаяние
У индусов с древнейших времен, благодаря нравственным основам, изложенным в Ведах, формировалось представление о достоинстве человека, живущего правдиво. Религиозная практика также предусматривала признание перед алтарем в неблаговидных поступках, а молитвы включали слова покаяния даже за дела, совершенные во сне! Средством искупления греха являлись жертвоприношения.
Смерть
Смерть рассматривалась как величайшее несчастье. Душа умершего не считалась смертной, к ней обращались, с ней беседовали, ей приносили пищу, которую складывали в ямки, вырытые в земле. Считалось первоначально, что царство мертвых находится под землей. Позже, с появлением светлых богов, это царство переместилось наверх, в область света. Царем мертвых является бог Яма. Предки помогают своим потомкам. Люди, прожившие хорошей безгрешной жизнью, могут посмертно лицезреть богов Варуну и Адити.
Кастовое деление
Ко времени возникновения новейших Вед уже существовало групповое деление индийского общества. Первоначальное деление определяло принадлежность каждого к какой-либо варне. Варна - означает цвет, из чего исследователи делают вывод, что деление на варны отражает отношение завоевателей к темнокожим аборигенам Индии как к людям четвертого сорта.
Три первые варны - жрецов, воинов и ремесленников, включали, по-видимому, представителей арийского племени, четвертая варна - аборигенов Индии. Соответственные названия варн: брахманы, кшатрии, вайсии и судры. Образ жизни представителей этих варн был жестко регламентирован по следующим признакам:
- по характеру брачных отношений;
- по характеру питания;
- по интеллектуальной подготовке.
Брачные ограничения касались права выбора брачного партнера только из своей варны, в крайнем случае, из ближайшей нижележащей варны могла быть взята девушка.
Характер питания соответствовал предназначению представителей той или иной варны. Жрецы были вегетарианцами, воины - регламентировано могли питаться с употреблением животных продуктов, ремесленники имели некоторые религиозные ограничения в пище.
Разумеется, брахманы имела наибольший доступ к информации, объясняющий религиозную обрядность и религиозные предания. Именно члены этой варны составили групповой авторский коллектив тайной религиозно-философской системы Упанишад.
Обучение жрецов было очень длительным процессом. Оно начиналось с 7 лет, и включало 4 ступени. Первая ступень образования - первый шаг (асрама), посвящался заучиванию наизусть всех Вед. Одновременно ученик как домашняя прислуга обслуживал учителя. По окончании учебы, ученику выбривали голову, оставляя на темени косичку. На второй ступени он вступал в брак, начинал действовать как жертвоприноситель. За степенью «отца семейства» (гастра) следовала степень «лесного жителя» (ванапраста), в которой присутствуют зачатки отречения от мира. Эту ступень будущий брамин проходил, завершив воспитание собственных детей. Последняя аскетическая степень - «синниязин», - время философских размышлений о жизни, время уединения.
Космологические божества Праджапати - создатель, и Висвакарман - вседелающиий, - плоды таких философских размышлений брахманов. Ими же создан Брахма - и бог, и принцип, и чудодейственное слово и молитва одновременно. Со временем он становится абсолютом, главным мировым принципом. Как бог он имеет супругу Сарасвати, то есть выступает в мужском роде. Как абсолют действует в среднем роде.
Происходившее на протяжении двух - трех тысячелетий последующее дробление общества на касты, доведенное со временем до абсурда, было данью некритическому извращению когда-то усвоенных, может быть и разумных, догм. Во всяком случае, принцип брачных отношений открывал дорогу совершенствованию общества посредством постепенного перемещения лучших человеческих экземпляров (в лице девушек) из нижележащей варны в вышележащую. Ребенок такой семейной пары, естественно становился членом более высокой варны, получая и соответственно более высокое образование, и соответствующий социальный статус. Кастовое дробление извратило этот разумный биологический принцип.
Примерно за 500 лет до Рождества Христова начинается период эстетического осмысления и переработки ведической религии. Его именуют «Классическим периодом». Носителями новых идей выступают материалисты, агностики и фаталисты. Появляются направления, вообще отрицающие авторитет Вед - это буддисты и джайнисты, они не признают и кастовое превосходство жрецов. Внутри самого брахманизма возникает 6 даршан - способов толкования истины. Отправной точкой такого разделения явилось само жречество, вступившее на путь создания тайного философски осмысленного учения.
Упанишады
Результатом умственной переработки мифологических, логических, мистических и чувственных представлений древних индусов стала тайная философия, предназначенная для посвященных.
Наиболее близкий смысловой перевод слова Упанишады - тайное заседание. Этот документ является письменным свидетельством коллективного выбора интеллектуальной элиты индийского общества в лице древнего жречества.
Естественно, что он стал официальным признанием приоритета познавательной деятельности человека. Главный практический вывод, к которому склоняют
Упанишады, заключается в следующем - поскольку душой, дыханием (Атман) всего является познание, то человек по своей сущности тождественен Атману. Задача человека на земле познать эту тождественность. «Тот, кто знает, что он есть Брахман, есть все». Состояние этого познания описывается как совершенная этическая чистота. Это и есть святость. Святой беспечально проходит мимо всех проявлений мира - и плохих, и хороших. Дух такого человека свободен, ничем не связан. Мир иллюзорен (майя), он не достоин внимания. Эта свобода дает блаженство. Смерть же - конец всему. Нет сознания - нет ничего. Начало мира - Ничто.