Свободное и опоэтизированное обращение с религиозными темами способствовало раскрытию личности, как бы приподнимало человека над стеснительными оковами старинных религиозных предписаний, но и несло свои последствия, не лучшие в социальном плане. Блага и интересы личности ставились выше интересов стабильности общества в целом, интересы групп, меняющиеся и непостоянные в силу психологических особенностей греков, преобладали над необходимостью политического единения для создания греческого государства. Так моральные слабости сказывались на исторической судьбе греческих народов. Единственным действительно объединяющим моментов для различных греческих племен было сознание своей элитарности, своих эллинских корней. Раздоры же сделали страну легкой добычей римлян.
Литературное мифотворчество явилось как - бы сублимацией нереализованного в жизни религиозного единения греков. Это мифотворчество создавало иллюзию религиозного единомыслия, тогда как в реальной жизни процветало поклонение местным богам. У греков не развилась даже культура общего богослужение в собственном смысле слова. Последующее значение этого мифотворчества историки оценивают как момент, послуживший основой для создания того «греческого мира», который был объединен вокруг этого мифологизированного пантеона богов, в том числе и в форме общеэллинских праздничных игр.
Греческая религия оказала влияние и на религиозную жизнь последующих европейских народов. Историки находят в старинном христианском культе, который формировался вначале на греческой земле, греческие следы, особенно происходящие из тайных культов Греции.
Греция как страна, лежащая на пересечении путей многих народов, получали такой вариант развития религиозных культов, который, помимо собственных народных элементов, содержал фрагменты религиозных традиций всех этих народов, начиная от Вавилонии.
Зевс, Пан, нимфы, Посейдон, Гефест - все они имеют несомненное отношение к первобытной традиции почитания сил природы и далеки от олимпийских богов. Открытые под небом алтари, описание которых присутствует у Гомера, также отражают древнюю форму поклонения богам, когда еще не существовало ни храмов, ни изображений богов.
В Греции обычай поклонятся белым камням (в Фарах, Тегее и пр.) сохранялся очень долго. Эту же роль - фетишей, исполняли деревянные чурбаны, доски и палки. К этой же традиции относится поклонение греков священным деревьям. Позже эта традиция перешла в обычай помещать изображения Артемиды и Диониса на ветви деревьев, а также в обычай посвящения богам определенных видов деревьев (например, дуба - Зевсу).
Создание или выделения группы животных для поклонения им как священным, также отражает преемственность древних традиций. У греков существовал культ змеи, который присоединен, был к поклонению некоторым богам - Асклепию, Деметре. Особо плодовитые животные посвящались Афродите. Пристрастием религиозной греческой мифологии является представление о возможности богов перевоплощаться в животных, что также сближает ее с самыми наивными религиозными представлениями самых древних первобытных народов.
В поклонении подземным существам у греков существовали как бы две линии, одна представляла собой поклонение божествам - благодетелям, связанным с самой природой, а также божествам смерти, любящим цвет крови, другая линия представляла собою обряд поклонения и сношения с мертвыми. Поклонение подземным богам носило характер искупительной жертвы. Обрядовая сторона сохранялась почти неизменной с течением времени, разве что человеческие жертвы были заменены животными.
Эти обрядовые традиции трансформировались постепенно от принесения человеческих жертв при погребении до чествования образов, воздвигаемых на могилах в виде рельефных и скульптурных изображений.
Культовыми героями греков считались основатели родов, основатели городов, особо храбрые и знаменитые люди. Для душ таких героев над могилами выстраивались купола, в ранний период совершались убийства домашних животных и слуг, в могилы помещались необходимые для жизни орудия, приносилась еда.
В доме, где проживал при жизни герой, считалось, что дух умершего сидит за общим столом, а в другое время пребывает где-нибудь в укромном уголке, также как и другие духи предков. В качестве таких бессмертных героев могли выступать даже деревья, мифологические герои - Одиссей, Эдип и т. п.
Жертвы, которые приносились по многим поводам (победа в бою, перед народным собранием, рои клятвах и договорах, для искупления вины), и молитвы, которыми начинались день, трапеза, любой обряд - составляли неотъемлемую часть жизни греков.
На колдовство и магию греки смотрели как на заимствование из Египта или Персии, но были и свои специалисты, использовавшие традиции национальной культуры.
Практика гадания и предсказаний была очень древней. Явления природы (затмения), появление некоторых видов птиц или животных внушали суеверные предчувствия. В памяти греков хранились имена знаменитых предсказателей, специальные люди - оракулы толковали различные знамения. По преданиям в Дельфах давали предсказания боги Гея, Фемида и Аполлон. Здесь же действовала Пифия.
В течение трех столетий дельфийский оракул играл важную роль в политической жизни страны, одобряя или не одобряя принимаемые законы. Как правило, он противостоял введению чужеземных культов. Именно дельфийскому оракулы принадлежало право определять меру искупления, которая назначалась в случае убийства.
Храм Аполлона в Дельфах был также местом для жертвоприношений и празднеств, на которые собирался союз представителей соплеменных или соседних государств. Союз насчитывал в качестве равноправных членов 12 народов. Праздники были очень многочисленными, их было много, на них проходили состязания и игры. Эти игры имели большое значение для религиозного и нравственного образования народа. Победители были приятны богам и чествовались своим городом. В состязании принимали также участие певцы и художники, проводились конские бега.
Тайные мистерии древней Греции
Помимо общепринятых религиозных обрядов и традиций, в Греции имели место и особые культы, которые относят к категории тайных. Один из культов был связан с тайной мистерией, которая длилась на протяжении нескольких дней. Время возникновения культа, недоступного для непосвященных, установить невозможно. Если Гомер описывает в своих эпических поэмах времена, удаленные от него вглубь веков на 400 лет, то вполне возможно допущение, что таинственные мистические представления, местом проведения которых было маленькое греческое государство Элевсин, также отстоят от нашего времени на 2,5 - 3 тысячи лет.
Элевсин сохранял свое положение, как важная культовая святыня, до конца древнеисторического периода. Как показали исследования ученых, особая таинственность культа не связана с присутствием в нем каких-то особо значимых сведений, а объясняется особым почтением к нему как к древнейшему обряду.
Существует много современных материалов, которые объясняют смысловое содержание этой мистерии. Наиболее убедительным является представление, что показываемые в мистерии события имеют отношение к культу богине земли Деметре.
В мистерии участвуют два бога - Триптолем и Якх. Первый - ученик Деметры, который от нее научился пахать, и был послан на землю к людям. Само имя его означает тройное вспахивание. Второй, как предполагают, может представлять собой бога сельской культуры. Он был значительной фигурой в мистерии, и служение ему носило бурный оргиастический характер.
Были сделаны предположения, что вся мистерия имеет более глубокий смысл, и рассказывает о бессмертии души. Эти предположения не приняты единодушно исследователями. Но на одно обстоятельство все-таки учеными обращено внимание, а именно, на утверждение в мистерии, что в царстве мертвых будут существовать различия между посвященными и непосвященными. «Блажен человек, который увидел (посвящение); но кто не посвящен и не принимает участие в таинстве, участь того после смерти будет другая - в глухом мраке Аида».
Лучшая участь определяется не только участием в таинстве, но и поведением при жизни - соблюдением постов, очищением и отсутствием греха убийства.
Участие в таинстве разрешалось всякому греку, если он не был запятнан кровью, принадлежность к жреческим или аристократическим фамилиям не имела значения.
Самым удивительным является то, что свободный доступ к участию в этой мистерии (при соответствии выше названным условиям) существовал реально, хотя такая степень демократичности не была типична для сознания древних греков. Тем более, что допуск к мистерии был равнозначен тайному посвящению в особую категорию людей и как бы гарантировал посвященным решение самом важного вопроса - посмертную участь души. Для древнего мира это - случай из ряда вон выходящий. Именно это обстоятельство - равенство всех, принявших посвящение, вызывало презрение и насмешку у Диогена.
Сама процедура посвящения была регламентирована. В первых двух действиях производилось «очищение» с выполнением водных обрядов, и принесение жертвы. В этом могли участвовать все присутствующие, а в процедуре собственно посвящения и следующей - созерцания, участвовали только посвященные.
Существовали специальные лица, которые удаляли из числа участников недостойных (подобно тому, как в евхаристии христианской литургии не должны участвовать «оглашенные»). Мистерия длилась несколько дней и включала посты.
Если отвлечься от языческого оформления мистерии, то невольно улавливается сходство с последовательностью действий, которые еще через тысячу лет станут канвой христианского таинства богослужения.