Во времена новохалдейской династии при Навуходоносоре и Набониде все прочие боги были отодвинуты на задний план почитанием Мардука и Небо.
Культовые жертвоприношения состояли из лучших частей охотничьей добычи мужского пола, а также овощей, фруктов меда и масла. Животные женского пола применялись только в очистительных обрядах. Жертва богу имела очищающую силу. Люди приносились в жертву при оплакивании мертвых. Особые представления об очищениях и очистительных обрядах были тесно связаны с магическими представлениями.
Религиозная мифология вавилонян описывает сотворение мира из первобытного хаоса - вод океана, самосотворение череды богов, их битвы, победы, которые завершаются сотворением из частей тела богини Тиамат небесного океана, затем звезд, людей, городов.
Виновниками потопа в представлениях вавилонян были жители древнего легендарного города Суррипака.
У вавилонян не существовало других представлений об участи мертвых душ, кроме их пребывания под землей, в аду. Это - общая участь всех, в том числе и жрецов, и царей. Наихудшая участь могла быть только у не погребенных, их души обрекались на скитания на земле.
Внутри, в тайной области ада, имелся, впрочем, остров блаженных, но допущены туда были только два творения - Сит и его жена.
Как уже говорилось выше, демонология и заклинания составляли важную сторону жизни вавилонян. Болезни любого рода - как физические, так и психические, были результатом или гнева богов, попустивших демонам получить власть над человеком, или результатом воздействия колдунов или ведьм.
Главным направлением деятельности нечистой силы, по представлениям вавилонян, было разрушение жизни семьи.
Человек становится одержим демонами в результате воздействия колдуна. Всякое общение с таким одержимым опасно, оно заразительно. Контакт со злыми силами (духами) завлекал человека в заколдованный круг, и бог отходил от такого, поскольку одержимый был уже «нечист».
Для освобождения от одержимости надо найти причину ее происхождения, для чего требуются жрецы-заклинатели. Обряд освобождение включал чтение заклинательных формул и сжигание символов - травы, плодов, семян, шкур овец и коз. Все это совершалось ночью при свете факелов возле кровати больного.
Дополнительно осуществлялось сжигание (или применялся другой способ уничтожения) символического изображения предполагаемого врага. Символ представлял собой глиняное, деревянное, восковое, мучное, каменное или иное изображение нечистого духа, волшебника или ведьмы. При этом применялись жертвенные курения и возлияния.
Для обряда очищения использовали чистую воду из священных рек Тигра и Евфрата и чистое растительное масло.
Изгнанные духи, покидая тело, удалялись в пустыню.
Существовало представление о добрых духах, защищающих и охраняющих человека, его дом, город от несчастных случаев.
Сирия и Финикия
Семиты передней Азии занимали область, лежащую между Евфратом и Средиземным морем. Религиозные представления сирийцев, финикиян, хананеян и филистимлян очень схожи. Политическое расчленение семитических племен Передней Азии отражалось в факте отсутствия такого национального святилища, которое почиталось бы всеми народами.
Местные или узко групповые боги были у каждого народа. Формы же выражения богопочитания у всех были схожими. Возвышенные места рельефа избирались как места богослужения, источники, воды или деревья служили местами расположения храмов, их окружали священные рощи. Вбитый вместо дерева столб означал то место, где божество проявляло свою божественную силу. Если обнаруживалось место, где божество каким-либо образом проявляло свою силу, то это место отмечалось камнем, который обливали кровью и жертвенным маслом.
Главная цель обращения к божеству и жертвоприношения - не мольба о помощи, а задабривание с целью отвращения несчастий.
Сирия
Арамеи были кочевым народом, обитавшем в малоплодородной части возвышенной долины на запад от Евфрата. Северные части Месопотамии были местами их кочевий в древности. Они постоянно подвергались военным нападениям египтян и ассирийцев. Главным богом сирийцев был Хадад - по-видимому, это солнечный бог и бог войны. В Дамаске существовал храм, посвященный этому богу. Еще был бог с именем Эль и женское божество Атар - сирийский вариант вавилонской богини Истар.
В Городе Гиерополь осуществлялся дикий культ этой богини, когда в храме, украшенном изображениями фаллоса и непристойными знаками культа этой богини, оскопленные мужчины в женских одеждах совершали служение богине. Экзальтированная и возбужденная танцами толпа занималась самооскоплением, резала себе в кровь руки.
Эта же богиня считалась покровительницей вод и рыб. Существовал бог по имени Гад - покровитель и источник счастья, а также ряд других богов - Мар, позже лунные божества Ярхибол и Аглибол, солнечные божества Семес и Малакбел.
Финикия
Финикийцы занимали узкую прибрежную полосу и являлись главной морской и торговой силой древнего мира. Их язык был схож с еврейским. Они захватили в свои руки всю торговлю с Аравией и Месопотамией. По какой-то, возможно экономической, причине египтяне и вавилоно-ассирияне во время своих завоевательных походов щадили финикийские города. Временами Финикия попадала под власть Египта, а с конца 11 по 14 столетие была египетской провинцией.
Финикийская религия, несмотря на различные заимствования в области материальной культуры, свойственные ее народу как торгующей нации, сохранялась достаточно долго в неизменном виде. Высочайшим божеством для них был владыка неба. Его называли просто «Бог»- elim, или Баал - владыка, реже - Адон - господин. Титул Баал, впрочем, относится и к другим божествам, имеющим вес.
Супруга Баала, именуемая Баалат, сохраняла главные черты Астарты. Каждый город имел своего Баала.
Служение его супруге отличалось безнравственностью. Существует предположение, что она же считалась богиней луны.
Культ финикийской Астарты проник в Сицилию и Киферу и слился с греческим культом Афродиты. Культ Адона (Адониса), как предполагают, бога весеннего солнца, совершался в храме Баала в Библосе и на острове Кипр, в Ливии и сирийской Антиохии. В день памяти Адониса женщины в храме приносили в жертву свои волосы или свое целомудрие, а плату за него, получаемую с чужеземных посетителей праздника, отдавали в дар богине.
В пантеон финикийских богов входило огромное количество божеств, заимствованных у соседних народов.
Библейский пророк Илия иронически оценивал формы религиозного экстаза и традиции финикиян. Жрецы Ваала обыкновенно кричали: «Ваал, услышь нас!», на что Илия рекомендовал кричать громче, Ваал, возможно, задумался или спит.
Жертвоприношения осуществлялись на алтарях, памятных каменных столбах, ашерах - деревянных столбах, символизирующих дерево, и изображениях божества с его именем. Жертвовали любые доброкачественные продукты.
Употребление крови и при других культовых операциях, а также принесение человеческих жертв, указывает на то, что кровь в жертвоприношениях составляла главный дар, ибо в крови заключается жизнь.
По воззрению семитов в волосах скрыта жизненная сила, так же как в крови - душа. Приношение в жертву богам волос осуществляли служители культа - они брили головы, принесение в жертву части своего тела вместо жизни лежит в основе обряда обрезания, широко распространенного на древнем Востоке.
Однако последним и наиболее действенным и надежным средством были все-таки человеческие жертвоприношения. Жертвовалось то, что дороже всего - первенцы, дети. Этот свирепый обычай практиковался не только в то грубое время, но сохранился и в более поздний период. Даже насильственные меры, к которым прибегали римляне, чтобы прекратить в Карфагене человеческие жертвоприношения, остались безуспешны. Суровый характер богов не допускал никакого снисхождения. В благодарность богам, например за победу в военном походе, приносили в жертву красивейших из пленных.
Важно подчеркнуть, что в религии финикиян полностью отсутствует какое-либо представление о бессмертии души, о ее потусторонней жизни. Все земные дела, все обращения к божествам, все жертвы совершались финикиянами только ради получения от божеств богатства, почестей, снисхождения богов.
Персия
Иранские народы имеют общие генетические корни с индусами. На заре европейской истории персы были удачливыми завоевателями огромных территорий Западной Азии. Их государство занимало пространство от Турана до Абиссинии, от Инда до Эгейского моря. Это государство разрушилось после 200-летнего цветущего существования, не выдержав собственной огромности. На его развалинах возникло Парфянское государство, которое, унаследовав воинственность своих предшественников, утратило их культуру. Через несколько столетий, после опустошительных войн и затем последовавшего слияния с магометанами, язык и религия персов стали угасать и преобразовываться в другие формы.
Это был высоко интеллектуальный народ, очень рациональный, сумевший даже в своем религиозном дуализме удержать равновесие, создав религию на практическо-нравственной основе. Нравственная непорочность была сознательным идеалом персов.
Древнеперсидская религия была религией правил, также как древнеиндусская была религией жертв. Строгость, с которой персы проводили эти нравственные правила в жизнь, имела величайшее значение для их народа, так же как недостаток настойчивости, приведший высшие круги к нравственной и физической дряблости, сильно способствовал падению государства. Но после падения древнее этическое сознания продолжало жить в остатках народа, который еще носил имя персов и признавал религию Заратустры.