Самым западным из иранских народов древнего мира были мидяне. Считают, что мидяне и скифы были, едва ли ни одним народом. Цветущая культура оседло живущих мидян, по-видимому, развилась из кочевой культуры скифов. Эту культуру целиком восприняли персы. В культуре мидян жречеству было выделено ведущее место. Во времена Дария они даже возглавили восстание, чтобы восстановить свое древне могущество. Поплатились они за это конфискацией имущества.
Основателем нового религиозного направления стал Заратустра, родиной которого считается северо-западная окраина Мидийского царства. Судя по именам его деда и отца (богатый верблюдами и богатый лошадьми), он происходил не из бедного слоя. В царском дворе у Заратустры были влиятельные связи. Он женился на дочери министра. С тремя его сыновьями связывается в иранском предании происхождение трех иранских сословий - жрецов, воинов и земледельцев.
Имя Заратустры и его жизнь со временем обросли легендами, сказками и вымыслами. Достоверные же свидетельства говорят, что свое учение он развил задолго до появления персов, что персы это учение приняли, и что учение пробивало себе дорогу, несмотря на некоторое сопротивление жречества, к которому, впрочем, относился и сам Заратустра.
Учение Заратустры является составной частью Авесты - обширного литературного наследия персов, куда входят фрагменты из самых разных верований и религиозных наслоений. Во-первых, в Авесте прослеживаются религиозные представления пастушеского народа (священны коровы, собаки, наделенные душой). Во-вторых, проявляются германские корни (зимний холод и мрак ожидается при кончине мире, на смену которому придет весна - представление, которое вообще не соответствует системе взглядов Заратустры). В третьих, прослеживаются связи с древнеиндусскими представлениями, хотя и с большими оговорками.
Главным божеством авестийской религии является Агура-Мазда - (Ормузд), духовная сущность которого состоит в совершенном познании. Этическую сторону его составляет святость и благодетельность. Его сущность трояка, это святость, чистота и справедливость.
Его небесную свиту составляют бессмертные святые - агуры, которые группируются в тройки. Эти существа могут быть и женского и мужского рода, они помогают и богу, и людям. Есть божества света, божества, опекающие души умерших, богиня, соответствующая Астарте, культ которой существовал во всей передней Азии. Есть духи, защищающие человека от демонов и т. д.
Бесчисленна череда демонов - девов и друдж. Жилище демонов находится на севере, они живут в глухих местах, на могилах.
Божество Ариман является князем злых, это дух мук и бедствий, распространяющий болезни и смерть. Вообще, в Авесте все негативное, даже характер человека, не говоря уже о его плохих поступках или стихийных бедствиях, является проявлением демонских сил.
Класс жрецов именовался магами. Только они могли совершать обряды, но вступление в этот класс было свободным, без кастовых различий. Культ огня был главным, жрецы носили с собой переносные огненные алтари. Специальные палочки, которые срезали с деревьев под чтение особых молитв, поднимали вверх во время службы. Жертвенным напитком была гаома - аналог сомы. Вообще заклинания, молитвы и песнопения, наряду с жертвенными песнями, составляли основу церемонии.
Характерной особенностью авестийского культа было отречение от дьявола и исповедание, а этичным считалось справедливое поведение, сострадание и деятельное отношение к богу.
Большое внимание уделялось процедурам ритуального очищения, омовения и искупления, которое выглядело как самобичевание. В качестве эпитимии накладывались обязанности выполнять определенные социально полезные действия - убивать змей, разводить животных (например, собак), строить мосты или проводить канализацию.
Было принято торжественно клясться перед алтарем, не совершать дурные поступки - воровать и т.п.
Правда, справедливость и верность - вот три этических принципа, которые составляли Авесту и неукоснительно исполнялись. Очень высокой была мораль половых отношений. Разврат, извращения однозначно осуждались.
Очень высоко оценивалось трудолюбие, а леность и вялость считались происходящими от длиннорукого демона Бушиаста.
Момент смерти рассматривался как очень опасный из-за прихода большой толпы демонов. В этот момент важны молитвы, жертвы и заклинания. Перед смертью жрецы напутствовали умирающего, давали ему выпить сому. Процедура очищения комнаты умершего была сложной, сжигалось сандаловое дерево, труп оберегался от загрязнения. Нельзя было хоронить ночью, когда духи особенно активны.
Раздетый труп помещался на крышу специальной башни и предоставлялся стихиям и животным.
Считалось, что душа покидает землю через 6 дней после смерти. Судьба души в небесных сферах определяется на 4-ый день. Светильник, зажженный в день смерти, горел 9 дней. Удивительно соответствие части этих представлений христианскому сознанию!
Авеста содержит эсхатологические описание последних дней мира, предшествующих победе Ормузда над миром духов. Сын Заратустры будет Мессией, который будет помогать победе Ормузда.
В более поздние времена Сасанидов религия Авесты получила новое развитие, она была введена в ранг государственной. Однако политическая вражда к римскому владычеству обернулась враждой и к христианству. Во времена Константина началось преследование христиан персами, которое продолжалось три столетия с перерывами. Каждое политическое трение с Римом возобновляло гонения.
Теперешние персы исчисляются десятками тысяч и проживают в Индии. Занимаются торговлей и промышленностью. В Индии они держатся общиной, исповедуя религию предков, то есть, признавая единобожие и соблюдая нравственные принципы своей религии. Этические принципы жизни, правда, не распространяются на представителей другой религии. Веруют в награду и наказание за гробом.
Израиль и Иудея(6)
Согласно Библии, Бог сотворил человека и поселил его в Едемском саду, в юго-западной части Азии. Нарушение определенных запретов, данных человеку Богом, привело к изменению их взаимоотношений. Началась чисто земная, человеческая история.
Когда потомки Адама достаточно широко расселились от места первоначального обитания их предков, (то есть во времена существования Вавилонии), Бог вывел Авраама из Вавилонии в землю Ханаанскую.
Потомки Авраама переселились позже в Египет, где жили на протяжении 400 лет. Под руководством Моисея они возвратились в Обетованную землю, в Ханаан. Еще примерно через 400-500 лет, во времена царствования Давида и Соломона, этот народ стал могучим царством. Северная часть этого царства (10 колен) называлась Израилем. Она существовала 200 лет, а потом, в 721 году до Р.Х. была захвачена ассирийцами. Южная часть царства, которая называлась Иудея, просуществовала сверх этого срока еще 100 лет. Жители были удалены в Вавилон. Остатки порабощенного народа в 536 году до Р.Х. возвратились из плена в свою землю и восстановили свою национальную жизнь. Написание книг Ветхого Завета закончилось вскоре после этого срока.
Четыреста лет спустя, Иисус - Мессия, обещанный в Ветхозаветных пророчествах, явился и совершил Свое дело.
Он умер за грехи человечества, воскрес из мертвых и повелел Своим ученикам возвещать о Его жизни и искупительной силе всем народам.
Ученики Христа пошли с благой вестью во всех направлениях - в особенности на запад, через Малую Азию и Грецию в Рим, который был в то время центром Римской империи и мировой цивилизации.
Темой нашей лекции должно быть освещение религиозных воззрений древних израильтян. Это не такая простая задача, учитывая ту исключительную роль, которая выпала на долю этого народа.
В 1650 году архиепископом Ашером было осуществлено восстановление хронологии до библейских событий. Получается, что Адам появился примерно 6000 лет назад, а Авраам - 4000 лет назад. Долины Евфрата и Нила современные ученые считают сравнительно недавними формациями, они образовались примерно 7000 лет до Р.Х. Археология и история показывают, что человек в этих долинах появился весьма внезапно с весьма развитой культурой с самого начала. Предполагают, что исход евреев из Египта был между годами 1450 и 1230 до Р.Х.
Иначе говоря, исход состоялся несколько раньше, чем пала Вавилония (уже давно находившаяся под властью Ассирии) и возникло Ново- вавилонское царство, теперь уже под властью халдеев - лидеров языческой магии и астрологии.
На юге Вавилонии находился город Ур, жители которого поклонялись богине луны Иштар, которая обожествляла половую похоть. Религиозная проституция в стенах ее храма считалась нормой. Кроме проституток - жриц, всякая служанка, жена или вдова должны были хотя бы один раз в жизни участвовать в таком обряде.
Таким образом, жрецы Ура были магами и астрологами, да и северная часть страны была населена язычниками. В этой среде рос и жил Авраам. Он был одним из немногих поклонников единого Бога. Именно он получил обетование, что его наследники получат Ханаанскую землю, станут великим народом, через них благословятся все народы.
Отец Авраама был идолопоклонником. Тем не менее, Авраам становится поклонником истинного Бога, о котором он мог узнать вначале от Ноя и Сима - людей, переживших потоп. Впоследствии сам Бог неоднократно призывал его на служение себе - в Уре, Харране, Сихеме, в Вефиле, дважды в Хевроне.
Авраам покинул город Ур в возрасте 75 лет и отправился на северо-запад от Ханаана с целью обосноваться в стране, где можно основать свой народ, свободный от идолопоклонства. Он отправился в путь после смерти своего отца Фарры.
Авраам был главой племени, племенным царем. Племя насчитывало тысячу с небольшим человек. Пройдя 620 км. Авраам достиг города Харран, откуда впоследствии была взята его сыну жена. Харран также был город язычников. Таким этот город оставался и во времена Пришествия Иисуса Христа, и спустя еще 400 лет.