Общими были только боги света, неба, земли и Нила, а также боги жатвы и рождения.
Наиболее почитался бог солнца - Ра. Вообще, на протяжении трех тысячелетий происходила, конечно, некоторая трансформация богов. Так, в исходном мифе о двух братьях - Осирисе и Сете, первый представлен как тихий и кроткий царь Египта, а второй как его убийца. Осирис в последующем был отомщен и оживлен усилиями жены и сына. В религии Египта Осирис позже становится царем мертвых, которых он собирает в своем загробном мире. Изображают его обыкновенно человеком, спеленатым наподобие мумии.
Сет в глазах египтян становится злым духом. Посвященные ему животные тоже сделались предметом отвращения, в том числе крокодил, осел и бегемот. Сета изображали в виде сказочного животного с длинными ушами и раздвоенным на конце хвостом или в образе человека со звериной мордой.
Мифология с течением времени дополнялась и усложнялась. Некоторые боги сливались в одно лицо, подменяли друг друга. На арену мифологической жизни выходили все новые и новые фигуры местно-чтимых богов. Интересно, что по мере расширения связей с внешним миром, религиозная культура Египта естественным образом вводила в пантеон своих богов и богов, принадлежащих другим народам, например, семитам. Считается, что при этом она сама не оказывала заметного влияния на другие религии.
Остается открытым вопрос о том, оказала ли религия Египта влияние на древние религиозные представления иудеев. Существуют мнения, что тайная жреческая практика египтян стала их достоянием.
Важно отметить, что египтяне признавали бессмертие души, ее свободное перемещение из мертвого тела и возможность нанесения вреда такой душе некими злыми силами. С целью оказания помощи душе умершего во время ее путешествия в загробном мире, умершего обеспечивали текстом специальной молитвы - заклинания. Первоначально египтяне считали местом пребывания души умершего некую удаленную местность в западной стороне нильской долины, позже - в небесной стране на северо-востоке. В то же время, предполагалось, что душа по особой лестнице могла подняться к небесным богам.
Вся религия египтян проникнута верой в силу магии, фетишей и слов, произносимых с регламентированной интонацией и ударением (это, кстати, главный принцип метода нейро-лингвистического программирования - НЛП, переводящего слушателя в состояние транса).
Важным ключом, например, для души является знание имен врагов. Знание имен богов, присутствующих на суде Осириса, также являются для души покойного благоприятным обстоятельством, помогающем благополучно пройти суд.
В египетской «Книге мертвых» специальная глава (125-я) описывает процедуру взвешивания сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешников пожирало страшное чудовище Амт ( лев с головой крокодила), праведников ожидало счастье на полях шару.
Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество и т.д., а также чистый сердцем.
Наиболее сильные магические способности приписывались египтянами Исиде - «госпоже волхований», которая может поразить болезнью самого бога Ра и сама же способна излечить его.
В культе египтян магия вообще играла огромную роль. Молитва должна была иметь магическое действие, она была не зовом сердца, а ритуалом, произносимым в строгой последовательности, правильно. Точность фраз имела самое главное значение.
Такую же роль играли лечебные заговоры, чары, напускаемые на врагов. С целью нанесение вреда использовались восковые куклы, с целью защиты от колдовских нападений - амулеты. Бытовое поведение было четко регламентировано по дням года.
Существовало убеждение, что судьба человека предопределена днем его рождения, но не существовало представление о том, что нравственный выбор при жизни влияет на загробную участь.
Милосердие ко вдовам, сиротам, потерпевшим кораблекрушение считалось достоинством человека.
Эзотерические (то есть, тайно-жреческие) традиции египетской религии, разумеется, остаются нам неизвестными. На эту тему существует много спекуляций, но отсутствуют убедительные письменные свидетельства.
Египетская религия угасла к концу четвертого столетия после Рождества Христова.
----------------------------------------------------------------------
Лекция 5. Религии индусов
Ведизм - религия Древней Индии
Книги, носящие название Веды, являются древнейшими письменными источниками. Они отражающие религиозные представления древнего населения Индии. Их возраст составляет около трех - трех с половиной тысяч лет.
Содержание Вед поражает широтой охвата материала. В четырех книгах древних индийцев - Ригведа, Атхарведа, Самаведа и Яджурведа, содержатся гимны, песни - заклинания, жертвенные песни и жертвенные изречения.
Предполагают, что записи этих текстов предшествовал 2-3 - тысячелетний период, когда ими пользовались, сохраняя как устные предания. Таким образом, их возраст составляет около семи тысяч лет. Ученые, полагаясь только на возраст книг, что ведийский период индийской философии соответствует 1500-500 годам до Р.Х. К этим книгам, также в древние времена, присоединились книги брахманы - ритуальные песни и араньяки - лесная книга, повествующая о жертвоприношениях.
Около 13 века до Р.Х. были созданы Упанишады - философское тайное учение. Все эти книги и сейчас считаются священными.
Для мировоззрения древнего населения Индии был характерен политеизм, в значительной мере философски осмысленный. Мистическое объяснение дано практически всем вещам и явлениям, с особым подчеркиванием относительности любых оценок и суждений, по причине взаимопревращений одних явлений в другие посредством магических действий.
Индийская религия является выдающимся явлением в язычестве. Индусы первыми научились видеть безмерность и безграничность мира, сумев осознать их как духовное единство всего. Это позволяет определить их мировоззрение как предысторию философии.
В ведийском описании божества представлены существами двух типов - сияющие (небесные) и азуры - живые духи. Общее количество духов исчисляется тысячами, причем эти божества зачастую не имеют четко выраженной индивидуальности. Все они тесно связаны с природой, а личность бога и его функции часто отождествляются, например, Агни (огонь) - это и бог и действие.
Очень насыщен пантеон низших существ - духов и демонов, от которых человек должен искать защиты или договариваться с ними. Практически трудно разграничить почитаемых светлых богов и демонов.
С древнейших времен индусов интересовала космогония, возникновение мира и жизни. В Ведах описывается так: «Непостижимый, неисповедимый, превечный» и т. д., побуждаемый своим стремлением, возжелал произвести из себя различные существа; тогда, прежде всего он создал воду и положил в нее зародыш. Семя это (гомункул с именем Пуруша) обратилось в золотое яйцо, сиявшее подобно солнцу, в котором он сам, отец всех миров, родился в образе Брахмы. Он, высочайший, провел целый год в этом яйце и затем разделил его одной своею мыслью на две части. Из двух половин он образовал небо и землю, а между ними поместил воздушнее пространство, восемь стран света и постоянное вместилище для воды.
Брахма, Пуруша, само золотое яйцо (Хираниагарба) - это самостоятельные божества, почитаемые как создатели мира. Кроме двух скорлуп, из которых состоит вселенная, в песнях упоминается некая подпорка (скамба), на которой держится мир. Но это чисто духовное начало - мировая душа, проникающая во все живое.
Интересно, что местом обитания душ умерших является луна, которая выполняет, как бы, роль чистилища. Это место, где душа проходит проверку и испытания. Худший удел - свержение вниз с потоками дождя.
Никакого проработанного учения о переселении душ у древних индусов, как предполагают ученые, не существовало. И у древних индусов, и у азиатских индогерманцев (персов Авесты) существовало просто материалистическое представление о том, что человек после смерти непосредственно переходит в природу, что его отдельные части сливаются с элементами.
Много позже разрабатывается система возмездия за грехи в виде второго рождения, качество которого определяется предыдущей жизнью. Например, словесные грехи приводят к рождению в виде птицы или животного, телесные грехи - в виде безжизненного предмета, элемента неживой природы, мысленные грехи - делают членом низшей касты.
Наказанием за чудовищные чувственные наслаждения является превращение в демонов.
Учение о переселении душ - самсара, позволило индусам снять все вопросы, касающиеся жизненного бытия. Оно было в большей степени плодом логики, а не мистического религиозного опыта. Оно примиряло и с текущим неустройством жизни - это заслуженный плод моих собственных прошлых грехов, и в какой-то степени управляло решениями, принимаемыми в этой же текущей жизни, ибо сегодняшний поступок - это мучение в будущей жизни.
Однако это же учение наваливало на плечи мыслящего человека и тяжелую проблему - сколько же ходить по путям бесконечных перевоплощений?
Ответ, который избрали индусские мыслители, лежит опять-таки в области логических умозаключений - чтобы не грешить, надо отказаться от всех чувственных переживаний и любых действий, поскольку невозможно предусмотреть их последствия. Все индийские секты и системы оказались в плену общей проблемы, которая звучит как «освободи нас от переселения душ»!
Считается, что путь, избранный индийскими мыслителями 2-3 тысячелетия назад, не способствовал формированию динамичного, склонного к преобразованиям и социальным трансформациям этноса. Религия всегда оставалась великой руководительницей индусов и на протяжении трех - четырех тысячелетий она сохранила свою обособленную индивидуальность.