Смекни!
smekni.com

История Религии (том 1) (стр. 45 из 54)

Красота столицы Ирода поражала не толь­ко паломников-иудеев, но и иностранцев, приез­жавших в Иерусалим. Многие из них, например консул Агриппа и полководец Вителлий, прино­сили жертвы в Храме, где для язычников был отведен особый двор. Сам Август присылал в дар Храму драгоценные сосуды. Жители могли гордиться своим городом и его жемчужиной — Домом Господним.

Царю были, конечно, благодарны за его забо­ты, особенно в дни голода или когда он очищал дороги от грабителей. Но все же и его самого считали чем-то вроде разбойника, восседающего на престоле Давида.

Жизнь царского двора — а она ни для кого не была секретом — вызывала всеобщее отвра­щение. Вокруг Ирода день и ночь плелись инт­риги. Мысль о том, что его не считают достойным власти, стала у царя навязчивой и лишала его сна.

Чем мрачнее становилось царствование Иро­да, тем крепче было упование.

Среди «чающих Утешения» евангелист Лука называет старца Симеона и пророчицу Анну; к ним же, по-видимому, принадлежали священник Захария, его жена Элишева (Елизавета) и, нако­нец, юная Мариам из города Назарета.

Назарет был хорошо знаком первым христи­анам: многие посещали это тихое селение среди холмов, где, казалось, замерло само время. Наза­рет не слышал тяжелой поступи легионеров и прон­зительных звуков фанфар. Только цикады зве­нели среди олив и рожок пастуха сзывал на заре рассеявшееся стадо коз.

Немалый смысл заключен в том, что это за­бытое людьми место стало точкой пересечения неба и земли. Назарет напоминает об иных мери­лах великого, нежели те, к которым привыкла че­ловеческая суетность. Как вселенское пламя со­звездий и галактик зарождается в глубинах микромира, так и ось духовной истории прошла в те дни не через Рим, Александрию или Иерусалим, а через неприметный поселок, окруженный виноградниками.

Рис. 151

Симеон Праведный. Икона. Середина XW в

Маршировали когорты, вопила чернь в амфи­театрах; сенаторы и шуты, вакханки и поэты, тор­гаши и философы рукоплескали стареющему Ав­густу. Бродил по своему дворцу сумрачный Ирод; спорили, склоняясь над свитками, иудейские книж­ники. Обитатели империи внимательно следили за финансовыми сделками и ристалищами. Мало кто из них слышал о далеком Назарете, и, конечно, никто не знал о доме, где скрытая от мира и открытая Богу душа пережила неизъяснимую Встречу. Между тем спустя века мысли милли­онов людей будут прикованы к Ее бедной келье. Август и Ирод уйдут в прошлое, а Она пребудет вечной Спутницей человеческого рода.

«В шестой же месяц послан был Ангел Гав­риил от Бога в город Галилейский, называе­мый Назарет, к Деве, обрученной мужу име­нем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария».

(Лк 1:26-27)

Это как бы первая вспышка света, света Славы Божией. По преданию, она застигла Деву у наза-ретского колодца. А затем наступает безмолвие, полное трепета и священного ужаса, охватившего Мариам.

«Она же была смущена этой речью и раз­мышляла: что же это за приветствие?»

(Лк 1:29)

И тогда приходит вторая волна — весть об избранности и призвании:

«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и цар­ству Его не будет конца».

(Лк 1:30-33)

В жизнь Мариам вошло Нездешнее. Сама Она не тотчас смогла вместить и осмыслить этот опыт; не раз еще будет охватывать Ее страх и изумление перед лицом свершившегося.

Тайна Иисуса неотделима от тайны Девы.

Дохристианский мир сделал все доступное человеку, чтобы постичь смысл жизни и обрести Бога. Отныне же ему явлен Сам Неизреченный, и явлен воистину божественным образом — без насилия над разумом и волей людей.

Отверженный и гонимый, «не имеющий, где преклонить голову» (см. Мф 8:20; Лк 9:58), Христос влечет к Себе лишь тех, кто свободно полюбил и принял Его, кто узнал Его под «обра­зом раба» (Флп 2:6—7). Как белый цвет погло­щает спектр, так и Евангелие объемлет веру про­роков, буддистскую жажду спасения, динамизм Заратустры и человечность Конфуция. Оно ос­вящает все лучшее, что было в этике античных философов и в мистике индийских мудрецов. При этом христианство — не новая доктрина, а Весть о реальном факте, о событии, совершившемся в двух планах — земном и небесном. Ограничен­ное местом и эпохой, оно выходит за пределы временного.

К нему сходятся все дороги, им измеряется и судится прошлое, настоящее и будущее.

VII. ИИСУС ХРИСТОС

Начало христианства

7 г. до Р.Х. — 30 г. по Р.Х.

ВВЕДЕНИЕ

Первые исторические свидетельства о христиа­нах мы находим у римских историков Корнелия Тацита (55-120 гг.) и Светония (70-140 гг.). Тогда же о христианах писал римский чиновник Плиний Младший (61—113 гг.). Хотя эти сви­детельства написаны в пренебрежительном и даже грубом тоне, они оп­ределенно указыва­ют на то, что при Тиберии был казнен Христос (ок. 30 г.), что «смятение среди римских иудеев на­чалось из-за некоего Христа» (ок. 50 г.) и что в 64 г. при Нероне и в 112 г. при Траяне были го­нения на христианс­кие общины, которые стали уже достаточ­но многочисленны, так что римское пра­вительство было вы­нуждено обратить на них внимание.

Однако для того чтобы узнать о са­мом начальном пери­оде христианства, нам следует обратиться к источникам, написан­ным самими христианами. Самые древние из них — Евангелия — повествования об Иисусе Христе, написанные в период от 40 до 90 г. по Р.Х. Именно из них мы узнаем о событиях, связанных с возникновением христианства, определившего не только культуру, но и весь облик современной цивилизации. Само слово «евангелие» в переводе с греческо­го означает «радос­тная весть». Два из четырех каноничес­ких Евангелий были написаны учениками Иисуса Христа, а два других — уче­никами этих учени­ков. Евангелия вхо­дят в состав второй части Библии, назы­ваемой Новым За­ветом.

Рис. 152

Поклонение волхвов. Около 1410 г.

«Есть книга, — написал незадолго до смерти Пуш­кин, — коей каж­дое слово истол­ковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, приме­нено ко всевозмож­ным обстоятель­ствам жизни... Сия книга называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные ми­ром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах проти­виться ее сладостному увлечению и по­гружаемся духом в ее божественное красноречие».

Пролог

63—4 гг. до Р.Х.

Весной 63 г. до Р.Х. на дорогах Па­лестины появились колонны римских солдат. Командовал армией сорокатрех­летний полководец Гней Помпеи. Раз­гневанный коварной политикой прави­телей Палестины, Помпеи быстрым маршем двигался на Иерусалим.

После трехмесячной осады была разрушена одна из башен храмовой ци­тадели, и римляне хлынули в ограду Храма. Пользуясь правом победителя, Помпеи решил осмотреть знаменитый Иерусалимский храм, в том числе и Святое Святых, место, куда раз в год мог входить только иудейский первосвященник. В напряженной тишине отодвинулась завеса. Удивлению Помпея и его офицеров не было гра­ниц. Они ожидали увидеть нечто необыкновен­ное. Но там было пусто. Там обитало Незри­мое... Со странным чувством смущенные римляне покинули Храм, не прикоснувшись ни к чему.

Рис. 153

Город Назарет

В то время собственные древние верования и мифы стали вызывать у многих римлян насмеш­ку. Религия теряла свое влияние, превращаясь лишь в гражданскую обязанность. Поэтому, познако­мившись с религиями Востока, римляне жадно по­тянулись к ним. Оккультные учения, магия, астрология и ворожба находили множество пос­ледователей. Религия Израиля — иудаизм — была единственной, почитавшей не сказочных ге­роев и обожествленные силы природы, а Единого Бога — Творца всего видимого и невидимого. Этот Бог говорил о Себе людям через сотворен­ный Им мир, а также открывался мудрецам и пророкам как Духовное Начало, предъявляющее человеку высокие нравственные требования. В иудаизме были строго запрещены любые изображения, кроме растительного орнамента. Одной из главных особенностей иудаизма была вера в то, что в определенное время Бог пошлет Своему народу Мессию-Избавителя, Который освободит народ от всякого зла и будет почитаем всеми дру­гими народами земли. В последние десятилетия перед началом новой эры это ожидание распрос­транилось по всей Римской империи.

ОТ ВИФЛЕЕМА ДО КАПЕРНАУМА

Рождение Иисуса Христа.

Назарет 7 г. до Р.Х. — 27 г. по Р.Х.

В современной хронологии тех или иных собы­тий время обозначается числом лет, прошедших либо до начала «новой эры», либо после: «до н.э.», «н.э.». За начало новой эры было принято вре­мя Рождества Иисуса Христа. Такой порядок летосчисления был предложен в VI в. по Р.Х. и вскоре был принят всеми европейскими страна­ми. До этого все страны Средиземноморья вели летосчисление от времени основания Рима. Так, само рождение Иисуса Христа, как полагали, про­изошло в 747 г. от основания Рима. Уже в на­шем веке из сопоставления всех исторических сведений о событиях того времени было установлено, что рождение Иисуса Христа произош­ло ранее даты, принятой в VI в. Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что Рожде­ство Христово совершилось в 7—6 гг. «до Р.Х.».

Евангелия от Матфея и Луки содержат рас­сказ о рождении Иисуса во время правления царя Ирода. Два других Евангелия, от Марка и от Иоанна, начинают свое повествование с того вре­мени, когда Иисус уже выходит на проповедь Сво­его учения. Ему было около 30 лет.

Царь Ирод Великий правил Иудеей с 37 г. до Р.Х. по 4 г. по Р.Х. Захватив власть при поддержке римлян против воли народа, он тщет­но стремился завоевать у него популярность. Ирод развернул большое строительство; за тридцать три года его царствования страна получила авто­номию. Честолюбивый и жестокий, Ирод посто­янно жил в атмосфере страха, опасаясь заговоров. Жертвами его подозрительности стали жена и двое сыновей.