Смекни!
smekni.com

История Религии (том 1) (стр. 5 из 54)

Первым свойством духа является то, что он реализуется через «Я», через личность, живущую во взаимосвязи с другими личностями. Христи­анское учение признает бесконечную ценность каждой отдельной личности, но при этом считает необходимым единение человеческих личностей, образующих в своей совокупности высшее ду­ховное Целое. В христианстве это называется «соборностью», т. е. таким состоянием Целого, в котором все части сохраняют свою индивидуаль­ность и ценность, не нивелируются.

Другим свойством духа является сознающий себя разум. Именно он способен воспринимать и осмысливать общие закономерности развития при­роды и общества, причинно-следственные связи бытия, смысл происходящих в мире процессов. Сознательная, разумная активность настолько от­личает людей от природы, что для обозначения человечества применяется термин «ноосфера»1.

Третье свойство духа — свобода. Только человек может быть «хозяином своих поступков» и нести за них ответственность. Животное не выбирает — выбирает лишь человек. Только для него существует нравственная оценка поступ­ков.

Разумеется, не следует забывать, что сила во­левой энергии человека и относительная свобода его от природных факторов тесно связаны с уров­нем его духовного развития. Человек способен реализовать свою потенциальную свободу толь­ко благодаря развитию, упражнениям, воспитанию в себе высших духовных задатков. В противном случае он как бы отрекается от своего дара. Тог­да он действительно всецело подпадает под дей­ствие низменных инстинктов и общественных условий. Он оказывается неспособным противо­поставить что-либо ни своей биологической при­роде, ни своему окружению. Ведь разум — это также потенциальная способность человека, и если он не подвергается воспитанию, то потенция ос­тается в зачатке. Примером этого могут служить дети, которых вскармливали животные. Несколь­ко таких случаев известно и изучено. Выясни­лось, что великий дар разума у них подобен зерну, которое бросили в почву, лишенную влаги и пи­тательных веществ.

Итак, индивидуальное становление, развитие человека есть обязательное условие для выявле­ния его высшей природы. Одна из основных осо­бенностей человека заключается именно в пре­одолении чисто биологических рубежей. На это указывают запросы людей, которые неведомы животным. Природа человека такова, что изоби­лие земных благ не удовлетворяет его желаний и не сдерживает страстей. Человек ищет в жизни полноты и совершенства, которых не может ему дать одно лишь природное бытие. И дело тут совсем не в обществе и не в «общественных от­ношениях». У человека, который уже познал сво­боду, появляются высшие, сверхприродные интересы и влечения. В этом — залог его бесконеч­ного развития.

Желание обрести свободу настолько сильно в человечестве, что даже марксисты, склонные к детерминизму2, грезят о «прыжке из царства не­обходимости в царство свободы». Мало того, Маркс утверждал, что это царство «лежит по ту сторону сферы соб­ственно материально­го производства». Тем не менее он про­должал считать «ба­зисом» свободы соци­альное и экономичес­кое переустройство. Нет сомнения, поиски оптимальных обще­ственных систем мо­гут служить делу под­линной свободы, но опыт показал, что без признания прав лич­ности и духовных ос­нований этих прав идея освобождения превращается в свою противоположность: в диктат, насилие, раб­ство.

Подобная дегра­дация связана еще и с тем, что в человеке наряду с потребнос­тью в свободе живет боязнь ее. Без ориен­тации на Вечное сво­бода может пугать и вызывать тоску по рабству. «Человек обречен на свободу», — говорил Жан-Поль Сартр, и в этих словах ощущается скрытый ужас. Но подлинная вера не страшится свободы. Она сознает всю трудность этого дара и радостно идет ему навстре­чу. Пусть даже иные представители религии пре­вращают ее саму в уютную клетку, где извращает­ся вера. «Комфортабельный атеизм и комфорта­бельная вера, — по словам Э. Мунье, — встречаются в одном болоте. Для того, кто верен Евангелию, остается всегда живым завет апосто­ла Павла: "К свободе призваны вы, братья" (Гал 5:13)».

Рис.8

Благовещение. Икона. XIV в.

Реализацией духовного начала выступает и стремление к творчеству, неотделимому от исто­рии человеческой культуры. Н. Бердяев в книге «Смысл творчества» считает творчество главной отличитель­ной чертой человека, «позволяющей ему прорываться через этот мир к миру ино­му».

В процессе творчества человек приобщается к ми­ровому духовному бытию, и тут с нео­бычайной силой про­является его богопо­добная сущность. Так, Микеланджело, работая над своими фресками, видел в этом труде священ­нодействие, которым руководит Дух Бо­жий. По словам Флобера, художники являются «органами Бога», посредством которых Он Сам от­крывает Свою Сущ­ность; Мицкевич в своем творчестве чувствовал «силу, не от людей идущую». Бетхо­вен свидетельствовал, что в моменты музыкаль­ных озарений «Сам Бог говорил над его ухом». А. К. Толстой посвятил Божественной природе творческого вдохновения стихотворение: «Тщет­но, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»

Ценность подлинно художественного произ­ведения заключается прежде всего в том, что его автор создает некий новый, свой собственный мир. Краски и формы, звуки и слова становятся язы­ком духа.

Не случайно творчество для христианства имеет значение космическое: в нем человек как бы продолжает Божественное дело созидания. Это уже не «Земля» или «Вода» с их темной сти­хийной жизнью, а сознательное существо, творя­щее свой «второй космос» и тем самым соуча­ствующее в творчестве Бога.

Именно поэтому созидательный процесс от­крыт беспредельному совершенствованию. Имен­но поэтому каждый мастер, закончив свой труд, испытывает неудовлетворенность, которая по­буждает его к новым творческим поискам.

Все наше земное творчество есть радость, пе­реплетенная с глубокой тоской по совершенству и идеалу. Мы ощущаем в себе огромные воз­можности, осуществить которые полностью нам не дано. Горизонт и устремления безграничны, а человеческая жизнь коротка, как мгновение. Это касается не только творчества, но и свободы, и разума.

Откуда же такое несоответствие? Является ли оно неустранимой трагедией духа? Если бы наше тяготение к истине, добру и творчеству име­ло лишь призрачную основу, оно не владело бы человеком с такой силой. Поскольку эти порывы вложены в нас, они должны иметь возможность для реализации. Только в перспективе бесконеч­ного развития человеческой личности, далеко за пределами нынешних условий ее бытия, обретает она подлинный простор. Только тогда разум, со­весть, свобода, творчество приводят человека к вершинам подлинного богоуподобления. Иными словами, вопрос о возможностях человека есть вопрос о его бессмертии

____________________________________________________________________.

1 Ноосфера (греч. «сфера разума») — человечество как разумный компонент биосферы («сферы жизни»); это понятие ввел священник и философ Пьер Тейяр де Шарден в 1927 г.

2 Детерминизм (от лат. «определенность») — фило­софская концепция об объективной закономерной взаимо­связи и причинной обусловленности всех явлений.

Человек: смерть и бессмертие

Во все времена людям было свойственно созна­ние неразрушимости духа. Это сознание такое же древнее, как и сам человек. Ритуальные по­гребения у охотников каменного века говорят о начальных фазах веры в бессмертие. А в наши дни у такого «первобытного» (в смысле отноше­ния к цивилизации) народа, как, например, буш­мены, представление о бессмертии имеет вполне определенные черты. Согласно их религии, после кончины дух умершего еще некоторое время живет у его могилы и может время от времени появлять­ся и разговаривать с родственниками мертвеца, оставаясь невидимым. Такой подход, при всей кажущейся примитивности, уже содержит основы учения о бессмертии, характерного для большин­ства мировых религий.

Повсеместное распространение веры в то, что смерть не есть полное уничтожение личности, — факт, заслуживающий внимания. Он свидетель­ствует о почти врожденном чувстве бессмертия «Я», пусть даже не всегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктом са­мосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительно существует. Однако мысль о бес­смертии — не просто биологический феномен. Прежде всего она — проявление духа, интуитив­но ощущающего свою целостную природу.

Одним из распространенных доводов, направ­ленных против идеи бессмертия, является то, что вера в бессмертие, в потустороннее ослабляет волю человека, отвлекает его от земных задач. В зна­чительной степени этот довод порожден извра­щениями той идеи, которую он оспаривает. Ведь не случайно и Ветхий Завет, и Евангелие столь скупо говорят о посмертии: человек должен в этом мире осуществлять свое призвание, а не пассивно ожидать загробной жизни. Горизонт бессмертия только делает перспективу более широкой и труд — более осмысленным. Однако неверно понятое учение о вечной жизни может подорвать творческую активность людей на Земле.

Обычно материалисты связывают веру в бес­смертие с уровнем науки прошлых эпох. У лю­дей, живших тысячи лет тому назад, считают они, вера в бессмертие возникла в результате непо­нимания законов природы и общества. Люди не знали биологических причин смерти, не могли научно истолковать человеческое сознание. Од­нако неясно, почему в этом случае развитие зна­ний не привело к опровержению идеи бессмер­тия. Ведь трудно предположить, что такие ее защитники, как Джозеф Томсон, открывший элект­рон, или Эрвин Шредингер, созда­тель волновой ме­ханики, знали зако­ны природы хуже, меньше, чем пещер­ный человек или древний египтянин.