Смекни!
smekni.com

История Религии (том 1) (стр. 50 из 54)

Час близится

Декабрь 29 г. — 2 апреля 30 г.

До Пасхи оставалось около трех месяцев, но жить вблизи столицы Иисус уже не мог. Он ушел на время зимних дождей в Заиорданье. Учитель и ученики находились за Иор­даном в сравнительной безопасности.

Весной пришло известие, что опас­но болен Лазарь, брат Марфы и Ма­рии. В доме этих людей в Вифании Иисус нередко останавливался, когда бывал в Иерусалиме. Потребовалось не более двух дней, чтобы достигнуть Ви­фании. Иисус еще не вошел в селение, как навстречу Ему выбежала Марфа. «Господи, — плача говорила она, — если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». «Где похоронили его?» — спросил Иисус. Люди повели Его к склепу, заваленному по обычаю каменной плитой.

«Отвалите камень», — приказал Учитель. Вход в пещеру открыли, Иисус поднял глаза к небу и погрузился в мо­литву... «Лазарь, выходи!» — восклик­нул Иисус, и голос Его, словно удар грома, отозвался в иных мирах. Когда у поро­га пещеры показался умерший, закутан­ный в погребальный саван, люди в ужа­се попятились. «Развяжите его и пустите идти», — сказал Иисус в наступившей тишине (см. Ин 11).

В этом событии Иисус показал ученикам Свою власть над жизнью и смертью. Воскрешение Лазаря должно было подготовить их к Пасхальной Тайне.

Однако нашлись люди, которые со­чли своим долгом донести о происшед­шем в Синедрион. Немедленно был созван совет высшего иудейского духовенства. Саддукеи, правящая священническая аристокра­тия, опасались, что движение вокруг Назарейского Учителя перерастет в мятеж и вызовет каратель­ный поход римлян. Иосиф Кайафа, первосвящен­ник, заявил, что «лжемессию» следует устранить без колебаний. Лучше смерть одного человека, чем бедствие, которое обрушится на весь народ. По-видимому, дело отложили, узнав, что Иисус поки­нул деревню.

Рис. 168

Могила Лазаря

Рис. 169

Воскрешение Лазаря. Джотто. Около 1305 г. Фреска

Дней за десять до Пасхи Иисус объявил уче­никам, что намерен прибыть в Иерусалим раньше праздника. В путь собрались быстро и шли по­чти не останавливаясь. Иисус словно спешил на­встречу смерти. Дорога вилась среди холмов. Кое-где стали появляться люди, направляющиеся в Иерусалим. Постепенно Иисус оказался во гла­ве большой толпы богомольцев. Многие узнава­ли Его и радостно приветствовали. А иные при­ближались и просили принять их в число учеников.

В пятницу 31 марта путники вошли в Вифа-нию, где был устроен праздник в честь прибытия Учителя. Собрались многие Его друзья. Когда миновала суббота, Иисус стал готовиться к вступ­лению в город. Иисус выбрал для этого ослика, животное, которое издавна было символом мира. Вместо седла на спину ослика положили одежды, и, сев на него, Иисус стал приближаться к въезду в Иерусалим. Царь, возвещающий мир, Он ехал безоружным, в окружении паломников, которые кричали: «Осанна Сыну Давидову!». Ученики ликовали. Наконец-то настал долгожданный день!

Иерархи пришли в полную растерянность. Такого бурного проявления народной любви к Галилеянину они никак не ожидали. Между тем Иисус проехал по праздничным улицам и, сойдя с ослика, вошел с учениками в ограду Храма. От Него ожидали каких-то слов и поступков, но Он молча осмотрел святилище, как Царь, желающий проверить Свои владения. Утром, в понедельник, снова придя в Храм, Он сделал то же, что и три года назад: велел торговцам покинуть пределы Дома Божия. Когда продающие и покупающие стали возмущаться, Иисус опрокинул столы ме­нял с деньгами и скамьи с птицами, предназна­ченными для продажи.

Это было первым делом Мессии, открыто явившегося народу. Оно было обращено против унижения Храма. Вторым делом стало исцеле­ние больных, которые со всех сторон облепили Иисуса.

Однако с каждым днем апостолы все яснее осознавали, что Мессия находится в Иерусалиме, как во враждебном лагере. Ночь они проводили чаще всего в Гефсиманской роще на окраине го­рода. Но по утрам Иисус снова приходил в шум­ный город, где Его ждали слушатели и подстере­гали противники.

Рис. 170

Поцелуй Иуды. Джотто. Около 1305 г. Фреска

В среду Иуда тайно проник во дворец пер­восвященника Кайафы. Он предложил иудейс­ким властям свой план: схватить Иисуса ночью вне города, не привлекая внимания толпы. Веро­ятно, Иуда сообщил, что Иисус, по его мнению, намерен провозгласить Свое Царство в день Пасхи. Теперь Иуда вознамерился даже извлечь выгоду из своей измены и взял предложенные ему тридцать Серебреников. Получив деньги, он как ни в чем не бывало вернулся к Учителю.

Пасха Нового Завета

С вечера 5 до ночи на 7 апреля 30 г.

Утром в четверг Иисус велел апостолам гото­виться к Пасхальной трапезе — празднику, еже­годно совершаемому в воспоминание об избавле­нии от египетского рабства. Он хотел успеть встре­тить Пасху в кругу учеников и придавал большое значение этому последнему в Его земной жизни празднику. Иисус послал учеников в город к од­ному из Своих тайных последователей, чтобы те в его доме все приготовили к священной трапезе.

Когда настал вечер, Иисус и ученики по тог­дашнему обыкновению возлегли на низких ло­жах: Иоанн рядом с Иисусом, напротив Него — Петр; поблизости находился и Иуда. Священ­ное событие Великого Четверга, которому пред­стояло стать главным таинством христианской Церкви, запечатленным в молитвах и гимнах, в творениях Джотто, Дионисия и Леонардо, происходило в обстановке непритязательной простоты.

Иисус произнес молитву над пресным хле­бом. «Это хлеб страдания, который ели отцы наши в земле Египетской», — повторил Учитель тра­диционные слова священной ветхозаветной трапезы. На сей же раз Пасха возвещает о стра­дании Иисуса Христа, Мессии. Как разломлен этот священный хлеб, так будет отдана Его плоть в руки палачей. «Возьмите — это тело Мое, ломимое за вас, — проговорил Христос и доба­вил: — Это совершайте в воспоминание обо Мне».

Но вот Иисус взял в руки общую чашу с вином и сказал: «Пейте от нее все. Это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих излива­емая для прощения грехов... Совершайте это всегда в воспоминание обо Мне». Апостолы передавали чашу по кругу. Так совершалась Пасха Нового Завета. Воспоминание об избавлении от египетского рабства стало воспоминанием об из­бавлении от рабства греха, избавлении, которое получает человек, верующий в Иисуса Христа и соединяющийся с Ним в своей жизни. Важней­шим знаком этого соединения стало таинство хлебопреломления или благодарения (греч. Ев­харистия). С пением псалма они покинули дом и по спящим улицам направились к воротам (см. Мф 26:26-28; Мк 14:22-24; Лк 22:17-20).

Ночь в Гефсимании

С 6 на 7 апреля 30 г.

Иисус с учениками направился из города к Елеонской горе. Перейдя Кедронский овраг, они вош­ли в Гефсиманский сад. Это было небольшое частное владение, обнесенное стеной, где находи­лась оливковая роща. Войдя в ограду, ученики стали располагаться на отдых. Иисус отошел в сторону и, упав на колени, начал горячо молиться. Он молился. Апостолы спали. А на улицах Иеру­салима уже раздавались шаги стражи.

Спустя некоторое время сад осветился фона­рями и факелами, послышались шум и голоса. У входа показалась толпа людей. Впереди шел рим­ский офицер с солдатами, за ним — вооружен­ные храмовые служители. Вперед протиснулся Иуда. Он обещал дать знак, чтобы при аресте в ночном саду не произошло ошибки.

Рис. 171

Взятие под стражу. А. Дюрер. Гравюра

«Приветствую Тебя, Равви!» — сказал он, целуя Учителя. «Друг, вот для чего ты здесь, — промолвил Иисус. — Поцелуем ли предаешь Сына Человеческого?» (см. Лк 22:4748).

Стража немедленно окружила Иисуса. Гру­бые руки опутывали Его веревками.

ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ К ВЕЧНОМУ ТОРЖЕСТВУ

Суд Синедриона Ночь и утро 7 апреля 30 г.

Конвой доставил Узника к первосвящен­нику Кайафе. Остаток ночи Иисус терпел издевательства архиерейской челяди. На­ступило утро. У Кайафы был собран «Ма­лый Синедрион», состоящий из двадцати трех человек. В него входили священники со старейшинами. Судьба Иисуса была пред­решена заранее при полном единодушии всей коллегии.

Выступали свидетели с обвинениями типа: Он хотел разрушить Храм, Он запре­щал платить подать кесарю. Но все это не давало повода для вынесения смертного приговора. Сам Иисус не произнес ни сло­ва. Ждать дальше Кайафа не мог. «Закли­наю Тебя Богом Живым, — воскликнул он, — скажи нам: Ты ли Мессия, Сын Бла­гословенного?» — «Я», — был ответ. Это было беспримерное свидетельство, Иисус редко столь прямо говорил о Своем месси­анстве (см. Мф 28:3-64; Мк 14:61-62).

Разодрав одежду, как было принято делать при горестном известии или кощунстве, Кайафа вскричал в лицемерном ужасе: «Какая нам еще нужда в свидетелях? Вы слышали хулу? Как вам кажется?» — «Повинен смерти», — решили члены Синедриона. Но совет не имел права каз­нить кого бы то ни было. Оставалось предать Иисуса в руки Пилата для суда по римским за­конам.

Суд прокуратора.

Голгофа 7 апреля 30 г.

Утром в пятницу Пилату доложили, что мятежник, который был арестован накануне вечером, дос­тавлен. «Какое обвинение вы выставляете про­тив этого Человека?» — спросил Пилат. Когда он понял, что Иисус является в их глазах пропо­ведником ложных теорий, он сказал: «Я не нахо­жу вины в этом Человеке». Он понял, что имеет дело с Проповедником, Который едва ли опасен для римской власти. Пилат решил наказать Иисуса плетьми и затем отпустить ради праздника Пас­хи. Однако народ, подговариваемый архиереями, стал требовать, чтобы отпустили Варавву, бунтов­щика, известного в городе. Варавву не только знали, но и считали героем, а Иисус был пришелец, имя Которого мало что говорило горожанам.