Смекни!
smekni.com

История Религии (том 1) (стр. 51 из 54)

Рис. 172

Христос перед Пилатом. Скульптура собора в Наумбурге. Германия. XIII в.

Рис. 173

Христос перед народом. И. Босх.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, над площадью пронесся крик: «На крест! Распни Его!», «Отпусти нам Ва-равву!». Обвинители Иисуса выдвинули но­вый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией — Царем. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Желая пока­зать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстратив­но умыл руки: «Не виновен я в крови Пра­ведника». Осужденный был передан в руки солдат.

По узким улицам Иерусалима двигалась про­цессия, вышедшая из претории, резиденции про­куратора, в полдень пасхальной пятницы 7 апре­ля 30 г. По жестокому правилу осужденные сами несли перекладины крестов, на которых их рас­пинали. Истерзанный бичами, Иисус шел мед­ленно. Выйдя из города, повернули к холму, неда­леко от дороги. За свою форму он получил название Голгофа — «Череп». На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль людных путей, что­бы их видом устрашить непокорных.

Распятие было одной из самых бесчеловеч­ных казней, изобретенных древним миром. Осуж­денного нагим прибивали к столбу с переклади­ной и оставляли на медленное умирание. Нестерпимо болели раны, солнце жгло голову, мучило удушье.

Солдаты сорвали с Иисуса одежду, оставив лишь набедренную повязку. Осужденного поло­жили на крест. Послышался страшный стук мо­лотков, которыми в запястья рук и в ступни вго­няли огромные гвозди. Стоявшие рядом услышали слова Иисуса: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (см. Лк 23:34). После того как кресты с распятыми были подняты вертикально, конвою предстояло ждать последнего вздоха осуж­денных. Между тем подул ветер. Хмурые тучи заволокли небо. Казалось, само солнце скрылось, чтобы не видеть безумия людей. К трем часам дня стало темно, как в сумерках.

Последние слова Иисуса были: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой...» (Лк 23:46). Внезапно у Страдальца вырвался крик. Потом голова Его упала на грудь, сердце остановилось. Он был мертв. Сын Человеческий выпил Свою чашу до дна. Голгофа опустела. Двое тайных учеников Иису­са, Иосиф и Никодим, богатые, уважаемые люди, получили у Пилата разрешение взять тело Иису­са. При помощи слуг тело сняли с креста и пе­ренесли в соседний сад. Участок принадлежал Иосифу, который заготовил здесь себе склеп.

Рис. 174

Несение креста. А. Дюрер. Гравюра

Рис. 175

Распятие. Эль Греко. После 1606 г.

Усопшего завернули в погребальные пелены, вне­сли в пещеру и завалили вход круглой каменной плитой. Две женщины из числа близких учени­ков присутствовали при этом.

А апостолы? Они ничего не знали о месте погребения. Ужас сковал их. Пока их не трога­ли. Но долго ли это продлится? Еще больше их терзала мысль, что Тот, Кто свидетельствовал об истине и обещал привести их в Царство Божие, лежит теперь бездыханный. Значит, Иисус не Тот, за Кого они Его принимали, не Мессия, не Бо­жий Посланник?

Рис. 176

Оплакивание Христа. Гуго ван дер Гус. Правая часть диптиха

Победа над смертью

9—14 апреля 30 г.

Много непостижимого хранят анналы1 истории, но самое невероятное в ней — жизнь Иисуса На­зарянина. Справедливо считают, что тайна смер­ти и воскресения Христа выходит за пределы, доступные человеческому знанию. Однако есть факты, находящиеся в поле зрения историка. В тот самый момент, когда дело Иисуса Христа, едва зародившись, казалось, навсегда погибло, а Его ученики потеряли веру, — все внезапно и коренным образом меняется. Те, кто только что поки­нул Учителя и отрекся от Него, смело возвещают о Воскресении Иисуса Христа. Свидетельства апостола Павла вместе с пасхальными повество­ваниями Евангелий демонстрируют реальный факт духовного воскресения учеников и подвиг их на проповедь Благой Вести.

Синедриону понадобилась своя официальная версия. Было объявлено, что ночью ученики Иису­са похитили Его тело и стали говорить, будто Он жив.

Но если бы апостолы участвовали в подлоге или знали о нем, откуда взялась бы у них сила духа и смелость отстаивать сознательный обман даже перед лицом смерти? А не могло ли случиться, что тело Иисуса было унесено кем-то другим? Сторонники этого мнения забывают, что то же самое думали ученики и впали в еще большее уныние. Перемена в них произошла лишь после того, как они увидели Воскресшего Иисуса.

Рис. 177

Положение во гроб. Икона. Конец XV в.

Рис. 178

Неверие Фомы. Конец XV в.

Выражение апостола Павла «тело духовное» (1 Кор 15:44) является, по-видимому, ключевым для понимания Пасхальной Тайны. Оно означа­ет, что в саду Иосифа произошла единственная в своем роде победа Духа, которая, не уничтожив плоти, дала ей новую, высшую форму существова­ния. Для апостолов Воскресенье стало залогом неодолимости Добра, олицетворенного в Иисусе.

Евангелия рассказывают нам, как Иисус при­ходил к ученикам, когда они находились в запер­том доме, присоединялся к ним на пути в сосед­нее селение, появлялся на берегу Галилейского моря. Каждый раз это была реальная встреча, открывавшая ученикам глаза на присутствие Иисуса. В эти светлые дни апостолы оконча­тельно утвердились в вере. Из Двенадцати толь­ко Фома не видел Господа. Когда он слушал восторженные слова других учеников, ему трудно было разделить их чувства. Не произошло ли ошибки? В один из последних дней Пасхи уче­ники собрались вместе в одном доме. Двери были плотно заперты: страх преследований еще не утих. И опять все внезапно увидели Иисуса. Он обратился к Фоме: подойди, протяни руку, про­верь!

Рис. 179

Спас. Андрей Рублев. Икона. Начало XV в.

«Господь мой и Бог мой!» — только и мог вымолвить апостол. Он не помышлял больше о доказательствах. «Ты потому уверовал, — сказал Христос, — что увидел Меня. Блаженны не ви­девшие и поверившие» (см. Ин 20:24~29).

Последними словами Воскресшего Господа на 40-й день после Пасхи были: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я пове­дал вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:19-20).

Пронеслись века...

Возникали и рушились империи, гибли циви­лизации, менялся облик земли, но Церковь, осно­ванная Иисусом Христом Назарянином, возвы­шается, как скала, среди этого клокочущего моря. Вера, которую в первые дни исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на раз­ных языках и создавших бесчисленные формы культур.

Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем «со­гласии»; оно осудило угнетателей, возвысило жен­щину, способствовало искоренению рабства. Хри­стианская «закваска» превратилась в Европе и Новом Свете в источник динамизма, которого не знали все предшествующие пятьдесят тысяч лет существования человека.

Грозы и ураганы проносились над Церковью, внешние и внутренние опасности подстерегали ее. Властолюбие вождей и язычество толпы, мир­ские и аскетические соблазны, натиск открытых противников и грехи христиан, распри и раско­лы — все это порой, казалось, ставило под удар само существование Церкви. Но она выдержала все исторические битвы и кризисы.

Тайна ее неодолимости в Сыне Человечес­ком, Который, по слову апостола, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8).

Непросветленное сознание человека ищет внешнего величия, покоряется зримой силе; но не это дает ему Евангелие. Каждая душа, обретшая Иисуса Христа, отныне знает, что человек — не одинокий скиталец в черной космической пусты­не, а дитя Божие, соучастник Божественных за­мыслов. В Нем сокровенный и непостижимый Творец стал близок нам, и это наполняет жизнь радостью, красотой, смыслом. Нет больше «пуга­ющего безмолвия бездны», над всем — свет Хри­стов и любовь Небесного Отца.

_________________________________________________________________

1 Анналы (лат. «ежегодники») — название хроник-летописей; в переносном смысле — исторические матери­алы, информация (фактическая).

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Сотворение света. Г. Доре. Гравюра

2. Четвертый день творения. Ю. Карольсфельд. Гравюра

3. Бог создает Адама. У. Блейк. Иллюстрация к Книге Бытия. 1795 г.

4. Софийский собор в Киеве. X/ в.

5. Синагога «Слава Израиля» в Иерусалиме

6. Собор Нотр-Дам в Реймсе

7. Мечеть в Стамбуле

8. Благовещение. Икона. XIV в.

9. Богоматерь Владимирская. Икона. Фрагмент. Начало XII в.

10. Жертвоприношение Авраама. Ю. Карольсфельд. Гравюра

11. Сцена жертвоприношения. Римский рельеф. I в.

12. Сцена жертвоприношения. Роспись саркофага. Крит. Конец XV в. до Р.Х.

13. Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка. VIII в. до Р.Х.

14. Человек-рыба. Рельеф из Телль Халафа. Около 900 г. до Р.Х.

15. Сфинкс из Аттики. Начало VI в. до Р.Х.

16. Храм ягуаров. Центральная Америка. Чичен-Ица. XXVI вв.

17. Бог Солнца. Центральная Америка. Тикаль. II—IX вв.

18. Бог огня. Сосуд. Центральная Америка. Чипаль. XXVI вв.

19. Воин-орел. Сосуд. Центральная Америка. Чипаль. XXVI вв.

20. Большой Сфинкс фараона Хафра в Гизе. Первая половина III тысячелетия до Р.Х.

21. Крылатые сфинксы. Панно из дворца в Сузах. VI в. до Р.Х.

22. Статуя крылатого божества Ашшура. VIII в. до Р.Х.

23. Южноскандинавские наскальные культовые изображения эпохи бронзы

24. Человек-ягуар. Роспись сосуда. Тикаль. XV в. до Р.Х. — II в. по Р.Х. Фрагмент