В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски этого языческого прошлого в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.
Множество разнообразных народных примет и поверий связывали с сочельником;, вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на урожай. К примеру, если небо усыпано звездами-ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если иней на деревьях - к обильным хлебам, метель - пчелы будут роиться. Если снега возвышаются вдоль дороги-рожь будет буйно колоситься, если же дорога выше снегов на полях - к неурожаю. Тропинки черны - к урожаю гречихи. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора; кур не кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки мотали - чтобы капуста уродилась.
В южных областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома, «обсевали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток» - или: «Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».
Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская елка, детские праздники с долгожданными подарками; гаданья молодых девушек, превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущий жених будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под своей кроватью подобие колодца, а укладываясь спать, приговаривали: «Суженый, приди по воду». Под подушку клали гребень, трижды приговаривая; «Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».
Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряженые, песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей, устраивали смотрины невест:
Что ж, матушка? За чем же стало? В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много праздных мест. И вот по родственным обедам Развозят Таню каждый день Представить бабушкам и дедам... А. С. Пушкин |
Не только в Москве белокаменной, но и по деревням и селениям в святки устраивались «свозы», невест -- гостевания девушек у родственников, смотрины, сватовство, помолвки.
Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному навечерию.
Сочельник - заключительный день Рождественского поста. В этот день Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения. У христиан принято, чтобы люди, враждующие или просто имеющие разногласия по каким - либо делам, уладили свои отношения и умиротворенные встретили праздник.
Сочельник - это прежде всего семейный ужин. В доме царит мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность. Все горести, неудачи и печали преданы забвению. Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать. Здесь - сочиво, блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей, свиная голова с хреном, свиная домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, взвар. Напитки подавались сообразно достатку, вкусам и возможностям.
Непременным украшением во все времена была празднично наряженная елка с зажженными свечами, под елкой - подарки Деда Мороза.
Л. П. Ляховская, «Энциклопедия православной обрядовой кухни»