Смекни!
smekni.com

Проблемы борьбы с организацией и содержанием притонов для занятия проституцией (стр. 2 из 34)

Структура работы определяется ее целью и поставленными задачами и состоит из введения, 3 разделов, которые содержат 7 подразделов, заключения, списка использованной литературы (наименований). Общий объем диссертации – 173 страницы.


ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИТОНА ДЛЯ ЗАНЯТИЕ ПРОСТИТУЦИЕЙ

1.1 Понятия «проституция», «организация» и «содержание» притона для занятия проституцией в истории Российского законодательства

В литературе используются различные понятия «проституция». Так, в словаре иностранных слов проституция (от лат. prostitutio - оскорбление, обесчещение) определяется как продажа женщиной своего тела с целью добыть средства к существованию. Вероятно, исходя из этого определения С.Н. Красуля полагает, что проституцией является продажа женщиной тела за деньги каждому желающему для удовлетворения его половой потребности.[1]

Как известно, «продажа своего тела» - литературный прием, применение которого в юридической литературе неприемлемо. Точнее было бы сказать о «передаче в аренду своего тела». К тому же в рассматриваемых определениях выпала мужская проституция.

Кроме того, оплата услуг лиц, занимающихся проституцией, может выражаться и не в деньгах.

Поэтому представляется верным определение проституции как вступление за плату в случайные внебрачные сексуальные отношения[2].

Необходимо подчеркнуть, что проституция бывает женской и мужской. В ст. 240 УК 1996 г. пол лиц, вовлекаемых в проституцию, не упоминается. Следовательно, «проституирование» возможно при гетеросексуальных и гомосексуальных отношениях, со стороны как женщины, так и мужчины[3]. Мужчина может нанять женщину-проститутку, то же самое может сделать и женщина, пользуясь за плату услугой занимающегося проституцией мужчины, мужчина может нанять мужчину, а женщина женщину. Во всех этих вариантах имеет место проституция. При этом способ удовлетворения полового влечения значения не имеет.

Понятие «проституция» по своей сути сближается с эротической нечистоплотностью, которая может быть связана с частой сменой половых партнеров и иногда сопряжена с получением подарков и денег одной из сторон. В отличие от нее проституция заключается в систематических половых связях (нормальных и анормальных) с различными лицами за плату, что является основным или дополнительным источником существования.

Таким образом отличие проституции от эротических злоупотреблений в системе половых связей заключается в том, что проститутки вступают в половую связь с различными лицами за плату.

«Древнейшей» эту профессию называют потому, что социальное зло, которое она собой являет, существует среди людей с доисторических времен. Уже древние римляне определяли проституцию как отдачу за деньги собственного тела всякому желающему для удовлетворения его полового инстинкта, а проститутками (публичными женщинами) - женщин, занимающихся торговлей своим телом, как промыслом[4].

Аналогично толкует явление и дореволюционная «Большая энциклопедия»: «Проституция, профессиональное участие в половом акте со всякими желающими, ради денег»[5]. Своеобразна трактовка термина в Советском энциклопедическом словаре: «Проституция (от лат. prostituo - позорно, бесчещу), социальное явление, возникшее в классово антогонистическом обществе (еще в III - II вв. до н.э.) и органически ему присущее, продажа своего тела (главным образом, женщинами) с целью добыть средства к существованию[6].

Указанные определения позволяют понимать проституцию в самом широком смысле слова как любые социальные отношения, независимо от пола, практикуемые из корыстных интересов. Те же, для кого это занятие становится основным источником дохода, представляют собой профессиональную проституцию. Речь идет, прежде всего, о публичных женщинах, к категории которых относятся, во-первых, обитательницы домов терпимости; во-вторых, одиночки, торгующие своим телом на тех же началах; в третьих, женщины бесприютные или бродячие, продающиеся на всяком месте, во всякое время и по самым дешевым ценам, иногда просто за кусок хлеба.

Истоки проституции в России, как, впрочем, и в других странах, уходят вглубь веков. Не случайно она наречена самой «древнейшей профессией». Ее существование всегда беспокоило умы человечества, так большое внимание уделяли ей в своих работах К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бабель, а в России – филосов А. Бердяев, криминолог М. Гернет и другие[7].

Но хотя свободные интимные отношения и были составной частью некоторых языческих культов, собственно торговля интимными услугами имеет не столь почтенный возраст. Рынок сексуальных услуг не мог появиться раньше товарно-денежных отношений. В России профессиональная проституция возникла в конце XVII века.

В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За «легкий» труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью.

В средневековых источниках встречаются упоминания о занимавшихся проституцией «бродячих женщинах». Стражам порядка вменялось в обязанность задерживать их и отправлять на принудительные работы («отсылать на прядильный двор»). В 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось «а будет кто мужеская полу, или женского, забыв страх божий и христианский закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщетца на то допряма, и им за такое беззаконие и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом»[8],обязал городских объездчиков следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было». Тем не менее, считается, что до Петра I проституции в России почти не существовало. Однако в средневековой Руси не было и массового спроса на услуги проституток. Лишь в результате петровских реформ, когда в России возникли большие сообщества неженатых мужчин (солдаты, матросы, чиновники), появился и стабильный рынок сексуальных услуг[9].

Первый аристократический публичный дом был открыт в Петербурге в конце 50-х годов XVIII века. Его основательницей была немка из Дрездена, которая сняла роскошный дом на Вознесенской улице и набрала штат девушек-иностранок. Заведение погубил скандал: одна из женщин, завлеченная сюда обманом, подала жалобу на высочайшее имя.

Екатерина II отличалась прагматизмом - ее беспокоило прежде всего распространение сифилиса среди солдат. В подписанном императрицей «Уставе городского благочестия» учреждался обязательный медицинский осмотр публичных женщин и оговаривалось, в каких районах столицы они могут осуществлять свою трудовую деятельность[10].

Павел I, известный любовью к мундирам и знакам отличия, даровал проституткам спецодежду. Публичные женщины были обязаны под страхом тюремного заключения носить специальное желтое платье. В этих нарядах проститутки щеголяли недолго, однако именно с того времени желтый цвет стал символом профессии. Появившееся позже медицинское свидетельство публичной женщины стали называть «желтым билетом»[11].

Легализация проституции означала, что государство отныне будет контролировать этот вид трудовой деятельности. При Николае I была создана жесткая система медицинского и полицейского надзора за публичными женщинами. Государство не стеснялось два раза в неделю заглядывать проституткам под юбку, но не считало возможным заглянуть к ним в карман, полагая, что брать налог с денег, заработанных развратом, безнравственно[12].

Женщины, жившие в публичном доме, освобождались от многих бытовых проблем: хозяйка обеспечивала им кров, охрану, одежду и т. п. Однако перед содержательницей дома (по закону содержать публичный дом могла только женщина) проститутки оказывались совершенно бесправными. Задолжав хозяйке, они не имели возможности покинуть дом и фактически попадали в рабство.

По стоимости услуг и уровню обслуживания публичные дома делились на три категории. Обязательным атрибутом дорогих заведений была мягкая мебель. Женщины были хорошо и дорого одеты. За один визит посетитель мог оставить здесь до 100 рублей. За сутки одна женщина принимала не больше 5-6 посетителей[13].

Посетителями заведений среднего класса были чиновники, студенты, младшие офицеры. Стоимость услуг здесь колебалась от одного до трех рублей за «время» и от трех до семи рублей за ночь. Суточная норма проститутки составляла около 10-12 посетителей.

Дешевые заведения были ориентированы на солдат, мастеровых и бродяг. Здесь расценки составляли 30-50 коп., а суточная норма доходила до 20 и более человек.

Доходы проституток были достаточно высокими. В начале века живущая в публичном доме недорогая проститутка получала в среднем 40 рублей в месяц, в то время как работница текстильной фабрики - 15-20 рублей. Ежемесячный доход дорогой проститутки мог составлять 500-600 рублей[14].

В конце XIX века в России было около 2 тыс. зарегистрированных публичных домов. Однако к началу XX века под давлением общественного мнения их число уменьшилось. Так, если в Петербурге в 1876 г. было 206 публичных домов, то в 1909 г. - всего 32[15].

Однако это не значит, что проституток стало меньше. Все больше становилось женщин, которые работали самостоятельно. Как правило, зарегистрированная проститутка снимала комнату, куда и приводила клиентов. Иногда женщины кооперировались с извозчиками, которые за определенную плату искали им клиентов среди подвыпивших посетителей ресторанов. «Желтый билет» (медицинская карта) был основным документом зарегистрированной проститутки. Скрыть профессию от окружающих (например, от квартирной хозяйки при прописке) было невозможно. Поэтому многие «индивидуалки» старались избегать регистрации. Промысел самодеятельных проституток мог контролироваться сутенерами, которых в дореволюционной России называли «котами».