Смекни!
smekni.com

Ламаизм (стр. 1 из 5)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Владимирский государственный университет

Кафедра философии и психологии.

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Религиоведение”

на тему “ЛАМАИЗМ”

Выполнил

студент гр. РЭ-102

Осин А. В.

Проверил

Зубков С. А.

Владимир 2002

Оглавление.

1.ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ.... 2

1.1Буддизация Тибета. 2

1.2.Правление Тисронг Детзана. 3

1.3.Антибуддийское движение при царе Лангдарма. 5

1.4.Укрепление буддизма в Тибете. 6

1.5.Борьба внутри ламаистской церкви. 6

1.6.Принятие буддизма Китаем. 7

2.РЕФОРМА ЦЗОНКАБЫ И ЛАМАИЗМ... 8

2.1.Личность Цзонкабы. 8

2.2.Два верховных руководителя. 8

2.3. Гедюн-джамцо. 9

2.4.Буддизация Монголии. 10

2.5.Скрытие смерти далай-ламы. 10

2.6.Установление института панчен-ламства.. 11

2.7.Теократия в Тибете. 11

3.ОБРЯДЫ В ЛАМАИЗМЕ.. 12

3.1.Молитвы в ламаизме. 12

3.2.Универсальная заклинательная формула. 14

3.3.Музыка, сопровождающая богослужение. 16

3.4.Богослужение. 16

3.5.Поклонение божествам. 17

3.6.Фетиши. 18

3.7.Помощь ламы. 19

3.8.Смерть и погребение. 19

3.9.Алтари. 20

3.10.Культы. 20

3.11.Иерархия церковнослужителей. 23

4.Далай-лама может перевоплотиться и в России.. 25

Список используемой литературы. 27

1.ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

Среди всех направлений и разновидностей буд­дизма представляется особо своеобразным завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует от­метить, что это наименование не является самоназва­нием адептов данной религии, оно дано ей европей­скими исследователями; в его основе лежит термин «лама», обозначающий священнослужителя данной ре­лигии, его буквальный перевод — «выше нет» 1.

1.1Буддизация Тибета.

В Монголию ламаизм проник в XVI—XVII вв. из Тибета, именно последний является колыбелью этой религии. О времени появления буддизма в Тибете име­ются разноречивые сведения, некоторые из них датиру­ют это событие V в. На историческую почву наука ста­новится в данном вопросе лишь с царствования в Тибете Сронцзангамбо, приходившегося на время при­мерно с 620 по 650 г.

Тибет, окруженный со всех сторон высочайшими горными хребтами, суровый по климату, находился в относительной изоляции от соседей. Примитивное гор­ное земледелие в сочетании со скотоводством, места­ми кочевым, с трудом обеспечивало скудный жизнен­ный уровень населения, подвергавшегося интенсивной эксплуатации со стороны феодалов, которые владели основными массивами обрабатываемой земли. Рас­пространенные религиозные представления и культы составляли так называемый бон, довольно типичную систему полидемонизма и шаманизма .

Буддизм проник в Тибет из Индии, откуда в V и VI вв. население северных районов переселялось в со­седние страны; какие-то контингенты его просачива­лись через южные перевалы в Гималаях на территорию Тибета. Может быть, есть доля истины в сообщении о том, что индийские

________________________________________________________________

1) Возможен и другой перевод - «небесная мать» (см.: Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1911. С. 153).

буддисты пытались обратить в свою веру царя Латотори, что вызвало сопротивление со стороны населения и шаманов. Только через 100—

200 лет царь Сронцзангамбо, видимо, по политическим соображениям принял буддизм в качестве государствен­ной религии и сделал все от него зависящее для рас­пространения буддизма среди населения. Это дало ему возможность завязать необходимые матримониальные связи, взяв себе двух жен-буддисток из Непала и Ки­тая. Царь вел широкую завоевательную политику, объ­единив под своей властью не только весь Тибет, ра­нее раздробленный, но и ряд соседних государств, включая Непал и Ассам. Очевидно, при помощи буд­дизма можно было идеологически скреплять созданную из разнородных элементов империю, тем более что эта идеология проповедовала полное подчинение властям и непротивление злу. Для тех же из завоеванных стран, в которых буддизм был и раньше распространен, пере­ход завоевателей в эту религию был дополнительным аргументом в пользу подчинения им.

1.2.Правление Тисронг Детзана.

Хотя тибетские источники изображают буддизацию страны при Сронцзангамбо событием сверхъестествен­ного значения, а царя описывают как исключительно могущественного деятеля (воплощение Авалокитеш-вары!), обращение населения в буддизм было трудным процессом, затянувшимся на несколько столетий. Даже из скупых сохранившихся источников видно, с какой внутренней борьбой этот процесс был связан. Лет че­рез сто после царствования Сронцзангамбо, в период детства царя Тисронг Детзана, при дворе и, очевидно, по всей стране начались волнения, направленные про­тив буддизма: храмы уничтожались, священные кни­ги зарывались в землю или сжигались, чудотворные «чу» (статуи богов и святых) истреблялись. Главное же последствие антибуддийской реакции заключалось в том, что монастыри лишались их земельной соб­ственности, которая передавалась светским феодалам. Достигнув совершеннолетия, царь Тисронг сумел, од­нако, не только реставрировать все потерянное буд­дизмом, но и завоевать для него новые позиции. Ра­зумеется, такого успеха ему удалось добиться не толь­ко за счет собственной энергии, но и прежде всего благодаря тем экономическим и военно-политическим позициям, которые уже завоевал к этому времени буд­дизм.

Царь Тисронг построил большое количество новых .монастырей и храмов, приказал перевести на тибет­ский язык ряд священных книг буддизма, по-новому организовал корпорацию ламаистского духовенства и предоставил ей огромные права и привилегии. Все ла­мы были разделены на три группы: послушников, со­зерцателей и совершенных (гелюнгов), причем пос­ледние имели большое число крепостных. Ламаистские историки утверждают, что в результате религиозного рвения Тисронга благоденствие населения Тибета до­стигло наивысшей степени. Однако в действительности рост благосостояния ламства и огромные расходы, вы­званные строительством монастырей и храмов, имели своим последствием обнищание народных масс и рост антибуддистских и антиламских настроений. Вряд ли можно считать случайностью, что царь счел нужным обнародовать специальный указ следующего содержа­ния: «Строго воспрещается презрительно смотреть на мое духовенство и указывать на него пальцами; кто на будущее время позволит себе это, у того будут вы­калываемы глаза и отсекаем указательный палец». Недовольство было, однако, настолько сильным, что заговорщики из ближайшего окружения царя убили его в собственном дворце.

Не довольствуясь услугами тибетских лам, Тисронг приглашал представителей индийского духовенства. Из иностранных наставников приобрел большую известность Падма Самбава. Под его руко­водством был построен огромных размеров храм, со­оружению которого придавалось такое большое значе­ние, что празднества по случаю его открытия длились три года. Падма обучил тайнам буддийского культа (дарани) царя и специально подобранных 25 юношей. Обученные, как сообщают тибетские историки, обрели способность совершать чудеса: ездить на солнечном луче, летать как птицы, превращать трупы в золото и т. д. В «науке» Падмы было столько же буддизма, сколько шаманизма и первобытной магии. Последняя облегчала приятие коренным населением премудростей новой религии, поскольку они не так далеко ушли от примитивного колдовства и шаманизма религии бон.

1.3.Антибуддийское движение при царе Лангдарма.

И все же через некоторое время антибуддийское движение в Тибете вновь развернулось при поддерж­ке властей. На этот раз инициатором и руководителем гонений на ламаизм и ламаистов был царь Лангдарма. В условиях наступившего в стране голода и па­дежа скота было объявлено, что виновата во всем буд­дийская религия, под влиянием которой оказались забы­тыми древние боги религии бон, защищавшие благосостояние тибетцев. Разрушались буддийские храмы, бросались в воду или сжигались священные книги, уни­чтожались «чу» и т. д. В панике ламы покидали Тибет и переселялись в соседние страны. 23 года продолжа­лось искоренение ламаизма в главной его цитадели; оно было остановлено фанатиком ламой, убившим Лангдарму. Но и после этого за реставрацию ламаиз­ма пришлось бороться не менее столетия.

Вопрос решался железом и кровью, непрестанны­ми междоусобными войнами. В борьбе между буддиз­мом и старой тибетской религией в действительности имели место столкновения различных группировок фео­далов, поддерживаемых теми или иными слоями кре­постных крестьян, ремесленников и мелких торговцев. Ламаизм представлял собой не только религиозно-идеологическую, но и экономическую и военную силу. В руках духовенства в период господства буддизма находились основные земельные угодья и пастбища, оно являлось главным феодальным эксплуататором. Светские феодалы, стремившиеся завладеть этими ре­альными жизненными благами, облекали свои требо­вания в форму лозунгов борьбы за старую, «истин­ную» веру, а народные массы находили в этих лозунгах и в борьбе за их осуществление выражение и выход сво­ей классовой ненависти к эксплуататорам-ламам.

1.4.Укрепление буддизма в Тибете.

В конце концов ламаизм все же победил. Сыграла при этом известную роль реформа вероучения и куль­та, осуществленная в середине XI в. прибывшим в Тибет из Индии буддийским религиозным деятелем Ати-шей . Он организовал перевод с санскрита на тибет­ский язык ряда канонических документов буддизма, сам написал ряд богословских трудов, провел в 1050 г. Собор тибетской церкви. Основным направлением его деятельности было очищение буддизма от наиболее яр­ко выраженных форм магической обрядности, от шаманизма и полидемонического культа бон. Он отнюдь не до конца преуспел в своих начинаниях, но сделан­ное им укрепило вероисповедную и организационно-церковную основу буддизма в Тибете.