Смекни!
smekni.com

Молитва Отче наш (стр. 7 из 8)

Не введи нас в искушение. Оставь нам грехи наделанные, и не дай нам впасть в другие такие же: ибо кто побуждается искушением, тот впадает в грех.. Апостол Иаков говорить: кшждо искушает­ся, от своел похоти велекош и прельщает. Таже по­лоть, заченияи рождает» грчьх. Чтобы не быть тебе увелечену похотью, не соглашайся с нею. Ей не отку­да зачать, как от тебя. Согласился: тоже что поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть; откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в себя, она зачнет. Но похоть же, зачав, рождает грех. Не боишь­ся этого? А сделанный грех рождает смерть. Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводить грех. Сладок грех, но горька смерть. Она – крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, ,умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с со­бою. Грешишь из-за денег; здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смежая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи учиненные тобою из-за того”.[43]

3.3.1.1. “ НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАБОГО

ЗЛАТОУСТ. “Лукавым здесь называет Господь диавола, и повелевает нам вести против него непримири­мую брань, показывая, что он таков не по природе. Ибо зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла в нем находящегося, и потому что, не быв ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Посему Спа­ситель не сказал: избавь нас от лукавых, но—от лукавого и сим самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать на диавола, как на виновника всех золь”.[44]

БЛАЖ. АВГУСТИН. Но избавь нас от лукавого, может принадлежать к тому же предыдущему прошению, так как бы в том и другом об одном и том же про­симо было. Почему и частица: но поставлена, чтоб по­казать, что все это изречение: не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого—выражаешь одну и ту же мысль. Каким образом? Вот каким: избавляя нас от лукавого, Господь не вводить нас в искушение, а не вводя в искушение, избавляет от лукавого.

Молиться надобно не о том только чтоб не быть нам введенными в искушение на зло: о чем просим в шестом прошении, но и о том, чтоб избавленными быть от того, в какое уже введены. И ког­да это будет получено, тогда не останется уже ничего для нас опасного, и нечего уже будет бояться какого-либо искушения”.[45]

4.СЛАВОСЛОВИЕ:

"ИБО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ВО ВЕКИ. АМИНЬ".

В славословии молитвы мы выражаем свою полную веру в могущество силы Божьей и в Его Власть, Несокрушимость и Славу, распространяющуюся над всем. Эта вера основана на том, что Тебе Богу Нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит Царство и сила и вечная слава. То есть принадлежит власть над всем миром (иными словами Царство), могущество (иными словами сила) и почитание и известность (иными словами слава), во веки веков (то есть во все века, навсегда). Заканчивается молитва произнесением слова "Аминь". Это слово еврейское. Оно обозначает "все это верно, истинно так, да будет так". Это слово обычно произносилось еврейским народом в синагогах после прочтения молитв. Обычай заканчивать молитвы этим словом перешел в христианство.

4.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ЗЛАТОУСТ. “Напоминанием о враге в словах: избавь нас от лукавого, — соделавши нас осторожнейшими и пресекши всякую беспечность нашу, он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Ибо Твое есть, гово­рить Спаситель, царство и сила, и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться; так как никто ему не сопротивляется, и никто с Ним не разделяет власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть царство, то показывает, что и оный враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется, по попущению Божию. Ибо и он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных; посему не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю, ни на одного из рабов? даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока Сам Спаситель не повелел. Итак, хотя бы ты был и весьма немощен, однако должен дерзать, имея та­кого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать славные дела.

В конце молитвы Он выразил царство и силу и славу Божию, сказав: ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Этого, говорит, я прошу у Тебя потому, что знаю, что Ты царь всего, имеешь вечную державу, можешь сделать все, чего не захочешь, и обла­даешь неотъемлемою славою”.[46]

5. УРОКИ ДЛЯ НАС ИЗ МОЛИТВЫ ОТЧЕ НАШ

Сколь далеки мы от заповедей,

столь же далеки от ушей Божиих и прошения наши.

Исполнение заповедей устрояет молитве путь к небу.

· Правильное отношение к молитве. Искреннее устремление сердца.

Основная предпосылка всякой действительной молитвы есть вера. Евр. 11: 6. Иак. 1:6. Марк. 10: 52; 11: 24; Мат. 15: 28; Рим. 8: 15.

· На молитве мы должны так пре­исполняться сознанием присутствия Бога, чтобы наше сердце и мысли были обращены только к Нему. Пс. 118: 58; Ис. 6: 1; Мат. 6: 7; 15: 8; 23: 14. Иоан. 4: 23.

· Мы должны молиться с покаянным сокрушением, вполне подчиняя свою волю воле Бога. Дан. 9, 18.

· Молитва есть беседа сердца с Богом. Пс. 18: 15. Главное во внутреннем соприкосновении с Богом — «в Духе и истине». Иоан. 4: 24; Иак. 4: 8; 1 Фес. 5: 17; Рим. 8: 26.

· Мы имеем право просить обо всем потребном для на­шей внешней и внутрен­ней жизни.

· Но на первом месте должно стоять (как показал нам Господь в «От­че наш») то, что относится к Бо­гу. Мат. 6: 9; 9: 38. Пс. 89:16; Ис. 37: 20; 64: 1. 1оан. 12, 28.

· Иисус присое­диняет к первым трем прошениям молитвы «Отче наш» прось­бы о насущном хлебе, т. е. обо всем, в чем мы нуждаемся для нашей естественной жизни. Пс. 33: 11; 126: 2. Филип. 4: 19. Пс. 24: 4; 27: 9. 1 Цар. 8: 37.

· Затем предметом нашей просьбы может и должно быть то, что не­обходимо для нашей внутренней жизни. Пс. 24: 18; 26: 4; 41: 2; Лук. 17: 5. 2 Фес. 1: 11. Пс. 85: 11. Иак. 1: 5. Лук. 11: 13. Лук. 22: 40. Мат. 6: 13. Пс. 30: 6. *

“Сравнительно легко повторять слова молитвы Господней, не думая, как попугай (или даже как «бормочущий» язычник). Но только искренняя мо­литва поможет постичь ее глубину, так как в ней отражены христианские ценности.

Похоже, Иисус дал молитву Господню как модель действительной, христианской молитвы, в отличие от молитв фарисеев и язычников. Молитва Господня является божественной альтернативой для обеих форм ложной молитвы.

Христианская молитва противопоставляется нехристианским альтернативам. Центром этой молит­вы является Бог (забота о славе Божьей) в противоположность эгоцентричности фарисеев (занятых своей, собственной славой). И она осмысленна (в ней ясно выражена зависимость от Бога) в противоположность механическим распевам язычников. Поэтому мы, должны приходить к Богу, как малые дети к отцу Своему, и молиться не лицемерно, подобно актерам, ищущим людских аплодисментов, и не механически, как бормочущие язычники, ум которых далек от их лепетания, но осмысленно, смиренно и с надеждой”.[47]

Когда мы на молитве, то должны бодрствовать и всем сердцем принадлежать молитве. Всякое плотское и мирское помышление должно отступить, и дух ни о чем другом не должен размышлять, кроме того одного, о чем молится. Для этого мы перед молитвой, приготовляем ум, стараясь о горнем помышлять. С начала молитвы ни о чем другом не должно помышлять, как о Господь. Да будет закрыто для врага сердце и открыто единому Господу, и да не допустит оно во время молитвы подпустить к себе врага Божия! Ибо он часто исподтишка, подкрадываясь, проникает внутрь и тонким обманом отвлекает молитвы наши от Бога, так что иное бывает у нас на сердце и иное на языке. Молиться же не звук голоса должен, а ум и сердце, с искренним устремлением внимания к Богу .

И как нам хотеть быть услышанными от Бога, когда сами себя не слышим? Как хотим, чтобы Бог вспомнил о нас молящихся, когда сами в это время себя не помним? Поступать так –это значит, молясь Богу, оскорблять величие Божие небрежной молитвою. Это значить глазами бодрствовать, а сердцем спать, тогда как христианину должно бодрствовать сердцем даже в то время, когда спить очами.

При изучении темы о молитве невольно сталкиваешься со следующими вопросами:

ГДЕ И КАК МОЛИТЬСЯ?

Говоря ученикам как молиться, Иисус НЕ говорил о том, в каком положении или в каком месте мы должны находиться, в какое время или в каких ситуациях нужно прибегать к молитве. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Священное Писание.

Из Библии мы видим, что люди могут молиться в любом положении, выражающем их искренние чувства перед Господом:

•стоя (Быт. 24:13,14),

• с поднятыми руками (1 Тим. 2:8),

• сидя (Суд. 20:26),

• склоняя колени (Дан. 6:10),

• поднимая взор (Иоан. 17:1),

• кланяясь до земли (Исх. 34:8),

• падая ниц (Матф. 26:39),

• пряча лицо между колен (3 Цар. 18:42),

• ударяя себя в грудь (Лук. 18:13).

А вот в каких местах молились и призывали нас молиться библейские личности:

• на поле битвы (2 Пар. 13:14),

• в пещере (3 Цар. 19:9,10),

• в комнате (Мат. 6:6),

на горе (Лук. 6:12),