Смекни!
smekni.com

Особенности сатанизма (стр. 1 из 5)

Министерство высшего образования Российской Федерации

Владимирский государственный университет

Кафедра философии и религиоведения

Реферат по теме:

«Особенности сатанизма»

Выполнила: студентка

группы М-103

Верюгина А.А.

Приняла: Маркова Н.М.

Владимир 2004

Содержание:

1. Введение: почему я выбрала эту тему?

2. Основная часть:

· Кто такой дьявол?

· Откуда появился сатанизм?

· Что есть сатанизм?

· Сатанист и его мировоззрение

3. Заключение: мое мнение о сатанизме и сатанистах.

4. Список литературы.


«Бойтесь, бойтесь в час полуденный

выйти на дорогу;

В этот час уходят ангелы

поклоняться Богу,

В этот час бесовским воинствам

власть дана такая,

Что трепещут души праведных

у преддверья рая».

Поэма «Мюргит»

Мирра Лохвицкая-Жибер

Введение:

Тема моей работы «Сатанизм», в которой я рассматриваю вопросы о происхождении сатанизма, его понятиях и смысле.

В своей работе я хочу опровергнуть мнение о том, что Сатана – враг человечества и что его цель – вред, а что его суть – ложь.

Современный сатанизм – одно из наиболее сложных и противоречивых явлений религиозного характера. Почему? Очень просто: религиозные течения возникают из какой-то посылки, на каком-то основании. Если говорить применительно к развитым религиям – христианству, исламу, иудаизму, и т.д. – все они имеют в своей основе что-то материальное, носитель идеи и информации. В основном это книги – Библия, Евангелие, Коран. Сатанизм же в основе своей имеет не книги, не источники, а их отрицание, их опровержение.


Кто такой Дьявол?

Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения.

Сатана – вполне реален, однако все стремятся перенести все человеческие черты на него. Это ли не маразм?

Да, он не материален, но ничто не мешает ему принимать любой вид материи. Нельзя возводить его в роль некого архетипа и символа. Символы создает сам человек и отождествляет их он же. То, что вчера было символом благополучия, завтра будет знаком беды. Суть этого – людская непостоянность. Он Выше этого и он Вечен.

У каждого свои представления о Сатане:

Для христиан:

Сатана - антипод Бога и Враг Рода человеческого. Лик его – лик чудовища (монстра). Цель его – вред. Суть его – ложь.

Для его поклонников:

Сатана – Великий Император, Князь Мира и Дьявол Дьяволов, Владыка Преисподней и Лорд Армии Тьмы, Повелитель Стихий, Двуликий Господин, Неукротимый Бунтовщик, Мастер Лжи и Источник Мудрости, Великий Разрушитель и Искусный творец, Хранитель Смерти и Очаг Жизни…

Прекраснейший и Величайший из Ангелов, он воплотил в себе СВЕТ и ТЬМУ, создав армию из своих последователей и подчинив стихии и силы - Люцифер стал могущественным противником Бога…

Сатана — это Сила, изменяющая мир, не дающая ему остановиться в своем развитии. О природе этой Силы делались самые разные предположения, но пока что ни одно из них не является убедительным. Мы можем только ощущать действие этой Силы в окружающем мире.

У каждого свое представление о Сатане. Для кого-то Сатана — что-то вроде физического поля, действующего во всех точках Вселенной, для кого-то — некое подобие языческого божества. Кстати, в большинстве языческих традиций существует божество, близкое по сути к Сатане (Чернобог в славянском язычестве, Шива в индуизме и.т.д.).

Но главное в различных представлениях о Сатане совпадает — это направленность Сатаны на изменение окружающего мира.

Понятно, что Дьявол не мог возникнуть просто так, как это сделал Господь, Сатана – творение Господне, ангел высшего чина. Сатана сидит у трона Бога и вершит вместе с ним судьбы мира.

Само слово «Сатана» модно перевести как «противник». Роль Сатаны в царстве Божьем была значительной – он обличал людей и их дела перед лицом высшей справедливости. Если гипотетически сравнить Суд божий с судом земным, то мы увидим, что Сатана играет роль прокурора, обвинителя. Его дело – показать все, что человек сотворил в земной жизни, уличить его грехи и злодеяния. Он добр, он – «сын зари», как его называет пророк Исайя, он – прекраснейший из божьих ангелов, бесконечно красивый и чистый. Одно из имен Сатаны – Люцифер, означающее «несущий свет», было известно задолго до появления христианства. Люцифер – так называли древние евреи звезду, что последней гасла на небе при восходе солнца. По легенде, эта звезда пыталась затмить само солнце, но потерпела поражение от небесного светила. Аналогия с историей Сатаны видна невооруженным глазом. Кроме того, Сатану-ангела и называли «утренней звездой».

Как же возник бунт Сатаны? Почему он стал таким? Ответ на этот вопрос христианство дает нам в своей обычной манере – манере верховной власти неба и земли: Сатана сделала выбор. Он проявил себя тем, что показал свою независимость и самостоятельность. Согласно учению отцов церкви, любой выбор кроме подчинения Богу есть грех – по принципу «Кто не с нами, тот против нас». Любое свободомыслие наказуемо: и мысль и дело должны течь только так, как угодно господу. Поэтому Сатана стол отщепенцем. Он решил, что может стать властителем и занять божественный престол, и за это был низвергнут. Проследим это по одному из любимых мною мест Ветхого завета – книге пророка Исайи: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера, взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это ангел, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустыней и разрушил города ее, пленников своих не отпускал домой?» Что же делать, даже в писании встречаются места, поражающие красотой слова и изысканностью оборота. Но вернемся к нашей теме.

Бунт Сатаны был поддержан ангелами, по крайней мере, так говорят нам богословы и священные для них книги:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон древний змий, называемый Диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Апокалипсис).

Часть ангелов, последовавшая за сатаной, последовала за ним и дальше, в ад, где, согласно учению христианства, стали демонами (чертями). Они утратили свое первоначальное обличие, стали безобразны и гнусны. В описании экс-ангелов христиане не жалели яда и ненависти, их изображали настолько ужасными существами, насколько это вообще возможно для безграничного полета человеческой фантазии.


Откуда появился сатанизм

Согласно представлениям первобытных людей, весь мир населен духами, олицетворяющими различные силы. Каждое явление природы вызывается соответствующим духом. Свой дух обитает в каждом живом существе и в каждой вещи. Духи живут своей жизнью, и желания людей их мало интересуют. Они сильны, они могут и приносить удачу, и насылать болезни и смерть. Духи не делятся на добрых и злых; с точки зрения современного человека, они все злые, так как значительно сильнее человека и не склонны потакать его желаниям. Могущество духов вызывает страх у простых людей.

Но есть люди, умеющие общаться с духами — шаманы. Они не только передают духам просьбы людей, но и могут соперничать с духами на равных, призывать нужных духов и изгонять нежелательных. Поскольку все в мире полагается зависящим от воли духов, то шаман становится универсальным хранителем знаний: он и лекарь, и предсказатель погоды, и советчик на все случаи жизни.

Однако, на определенном этапе развития такие представления перестают удовлетворять человека. Возможно, это связано с накоплением знаний о природе, или с возникновением государства, а может, шаманы начинают злоупотреблять своим положением.

Возникает язычество — религия, которая, хотя и содержит элементы шаманизма, но значительно отличается от него. Среди духов выделяются несколько десятков наиболее могущественных, которые теперь именуются богами. Но самое главное отличие — с богами в язычестве стремятся вступать в контакт не только жрецы, а каждый человек. С одной стороны, это прогресс человека: он практически перестал бояться сил природы. С другой — деградация профессии жреца: если шаман независим от простых людей и при необходимости мог оправдать любые свои действия, сославшись на духов, то жрец в язычестве в большей зависит как от настроений толпы, так и от власть предержащих.

Но, поскольку "сферы действия" некоторых богов далеки от жизни простых людей и от интересов власти, жрецы этих богов сохраняют свою независимость. Возникает разделение богов на светлых, от которых люди ожидают покровительства и исполнения своих желаний, и темных, чья деятельность мало соприкасается с жизнью простого человека. Соответственно, возникают массовые культы светлых богов и замкнутые эзотерические общества вокруг богов темных. Эти общества можно считать предшественниками сатанизма.

Разделение на светлых и темных поначалу не слишком резкое, некоторые боги обладают как светлыми, так и темными чертами. Но оно постепенно усиливается, и появляются чисто светлые массовые религии. Сначала это были зороастризм, буддизм и иудаизм, позже возникли христианство, ислам, кришнаизм и другие.