Смекни!
smekni.com

Охранительно-консервативная деятельность русской церкви (стр. 2 из 5)

Пагубное учение стригольников, распространявшееся в продолжение 50 лет, было плодом своего времени, произведением той почвы, на которой появилось и развилось. Резкие примеры святокупства, случавшиеся тогда в Москве при поставлении митрополитов Русских (например, Романа и Пи­мена), очень естественно могли возбуждать многих против самих патриархов. В Новгороде ересеначальники могли указывать на поборы митрополитов при месяч­ном суде, а в Пскове на пошлины, собираемые в пользу Новгородских князей их наместниками. Укоры против пастырей Церкви и иноков за соблазнительную и нетрезвую жизнь подтверждались грамотами святителей Алексия и Фотия, обращенными к духовенству. Кроме того, новгородцы и псковитяне постоянно допускали народное участие в церковных делах, сами избирали и сменяли своих владык. Поэтому именно здесь легче могло образоваться восстание против духовенства, открытое неповиновение и, наконец, отлучение от самой Церкви.

Ересь жидовствующих.

В конце XV века в Новгороде вспыхивает новое еретическое дви­жение так называемых жидовствующих. Во главе его стояло плебейское духовенство, которое не входило в состав феодальной иерархии и не имело доли в бо­гатствах высшего духовенства1. Во многом новая ересь была продолжением стригольничества, ее сторонники отрицали догмат о троичности бога, о божественности Иисуса Христа, не верили в таинство причастия, отказы­вались почитать иконы, отрицали необходимость цер­ковной иерархии. Жидовствующие затрагивали вопрос и о церковном землевладении.

Появление ереси жидовствующих связывается с именем Схарии (Захария), пришедшим в 1470 году в Новгород в свите киевского князя Михаила, призванного новгородцами к себе на княжение. Схария был хорош знаком с естественными науками (алхимией). Он сумел обольстить легковерных мнимыми чудесами магии и совратить их в ересь, так, в числе обманутых Схарией оказались священники Дионисий, Алексий и софийский протопоп Гавриил. В 1480 году великий князь Иоанн пригласил в Москву свя­щенника Алексия — протопопом в Успенский собор, а Дионисия — священником в Архангельский; сюда перешла с ними и ересь. Они оказались людьми кроткими, воздержанными, праведными и тайно рассеивали лжеучение. Действуя тайно и хитро, они нашли себе слушателей даже при дворе, таковыми были: близкий к великому князю дьяк Феодор Курицын с братом Иваном Волком. Это обстоятельство было весьма благоприятным для быстрого распространения ереси, так как она оказалась под защитой людей, которые занимали важные места в Церкви и в государстве. Так прошло несколько лет.

В Новгороде архиепископ Сергий, слабый духом и телом, нелюбимый народом, видел опасность в быстро распространяющейся ереси, но действовать против нее не мог. Положение изменилось, когда на Новгородской кафедре появился мужест­венный, деятельный, твердый Геннадий, архимандрит московского Чудова монастыря. После прибытия к пастве он открыл существование тайного обще­ства и донес об этом великому князю и митрополиту, а сам приступил к розы­ску. Некоторые из еретиков были уличены и преданы казни. Со своей сто­роны, ревностный Геннадий, руководст­вуясь строгим указом государя, действо­вал успешно. В Новгороде еретики при­смирели: одни принесли раскаяние, другие подверглись заточению.

Положение в Москве было иное: здесь ересь на­ходила покровительство, с одной сторо­ны, в Курицыне, с другой — в новом митрополите Зосиме, и несмотря даже на то, что по воле Иоанна в Москве 17 октября 1490 года был открыт Собор, на котором до­просили еретиков, обличили их, предали проклятию, некоторых сослали в заточение, других отправили в Новгород к святителю Геннадию, который подверг еретиков всенародному позору.

Постепенно лжеучение утихло, но втайне продолжало распространяться в Москве. Зосима не только давал волю злу, но и наказывал смелых обличителей нечестия. Даже в Новгороде еретики употребляли во зло снисходительность святого Геннадия, ис­ходатайствовали себе свободу лицемерным покаянием и разнесли свое нечестивое учение по многим городам и селам. Всеобщее ожидание кончины мира, оказавшееся напрасным, дало им повод с бесстыдной наглостью смеяться не только над ожиданием христиан, но и над самими догматами православия.

Позже ересь снова усилилась в Новгороде. Тогда Геннадий призвал на помощь преподобного Иосифа Волоколамского: они оба стали действо­вать решительно, несмотря на силу ереси при дворе. Хотя митрополит Зосима принужден был в 1494 году оставить кафедру, но для искоренения зла нужно было участие Церкви, нужен был новый Собор, который и был созван Иоанном в 1503 году. В числе заседавших на Соборе был и игумен Волоколамский, он требовал казни еретиков. Жидовствующие были столь дерзки, что решились открыто защищать свое учение. Но проникнутое силой Слова Божия и Писаний Отцов Церкви слово Иосифа обличало и опровергало их; важнейшие из еретиков были осуждены на смерть и всенародно сожжены в клетке; другим вырезали языки, иных заключили в темницы. Так, закончились борьба с ересью, которая распространялась тайно, свирепствовала долго и сильно.

Надо отметить, что сам жидовский элемент был внесен в учение ереси самим Схарией или людьми, пришедшими с ним в Новгород.

Весьма болезненно было для Церкви Русской появление в ее недрах совершенно противной христианству ереси. Но в то же время отрадой и славой Церкви были два ревностных деятеля - неутомимый в подвигах святой архиепископ Геннадий и искренно благочестивый учитель чистой веры препо­добный Иосиф Волоколамский.


3.Антиеретические соборы русской

православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.

Ересь Башкина и Косого.

Собор 1504 года.

В конце 1504 года в Москве собрался церковный собор, осудивший еретиков, от которых вынужден был отсту­питься царь. Враждовавшие между собой “нестяжате­ли” (глава постриженик Кириллова монастыря Нил Сорский) и “иосифляне» (глава Иосиф Волоцкий) дружно выступили против еретиков и добились принятия решения о расправе над ними. Для большего устрашения низших и средних слоев населения, для окончательного искоренения ереси цер­ковники решили казнить еретиков в обоих главных центрах возникновения и распространения ереси: в Москве и в Новгороде. В специально построенных клет­ках в Москве сожгли Ивана Курицына, Ивана Макси­мова, Дмитрия Пустоселова, в Новгороде — Некраса Рукавова, Ивана Черного и многих других.

Однако светская власть, вынужденная отступиться от жидовствующих, требования которых она пыталась использовать в своих целях, не отказалась от своих устремлений. По мере того как социальная база госу­дарства в лице дворянства и горожан укреплялась и становилась более мощной, государство усиливало натиск на имущественное положение и относительную независимость русской православной церкви. На цер­ковном соборе 1580 года светская власть сумела провести решение о том, чтобы архиереям и монастырям вотчину служилых людей не покупать, в заклад по душе не брать и никакими способами своих владений не увели­чивать; вотчины же, приобретенные или взятые в заклад архиереями и монастырями до принятия данного реше­ния, отбирались в государственную казну, а царь сам должен был решать, платить за них долги или нет1. Во всяком случае, определенного ограничения церковных земельных владений светская власть добилась. Правда, последовавшая вскоре неспокойная и бурная события­ми эпоха так называемого “смутного времени” мало способствовала проведению в жизнь этого решения. Но почин был сделан, светская власть добилась первого успеха в своем наступлении на церковное землевладе­ние.

Церковные соборы 1551 и 1553 годов.

В 1551 году по жела­нию Ивана IV в Москве собрался Церковный собор. Положение не толь­ко государства, но и самой Церкви требовало соборных совещаний. Церковь на восточ­ной окраине Русского царства испытывала внешние бедствия от врагов Казанского царства, которые при вторжениях грабили и разрушали храмы, попирали святыню, отводили в плен священнослужителей и многих пленных христиан доводили до измены в вере и отечеству.

Во внутреннем состоянии Церковь страдала от буйства правителей госу­дарства. Когда царь, еще юный, но совращенный с истинного пути боярами, уже терял уважение к постановлениям церковным, когда и сами пастыри увлекались смутами правления, неизбежно возникали беспорядки во внутренней жизни Церкви. В действительности, явное пренебрежение христианских обязанностей, нарушение церковных уставов, нравственные беспо­рядки в духовенстве, взаимное невнимание и презрение между духовенством и мирянами, — все это ясно и сильно представляет Стоглавый Собор.

Предметы рассуждений Собора разделены на сто глав, откуда и получил имя Стоглавого. В этих главах изложены царские вопросы Собору, отве­ты на них и некоторые соборные постановления. Собор рассуждал о богослужении и церковных уставах, об иконах, о богослужебных книгах, о благочинии в храмах, о чине совершения таинств, о крестном знамении, о произношении аллилуйи, об избрании и поставлении священнослужителей, о благочинии черного и белого духовенства, о церковном суде, о содержании храмов, об исправлении общественных нравов и обычаев. Догматов веры Собор не касался.

Каковы достоинства постановлений Стоглавого Собора? Следует сказать, что многие постановления Собора были полезны для Церкви. Таковы являются следующие постановления: об учреждении учи­лищ при церквах, об учреждении старост для надзора за благочинием духовенст­ва, мысль об исправлении церковных книг, об истреблении соблазнительных пороков духовенства, суеверий и зловредных народных обы­чаев. Некоторые особенные постановления Собора были весьма полезны для жизни общественной, как например, постанов­ления о богаделенных домах, о выкупе пленных, о принятии в церковные учили­ща детей гражданских сословий; с добрым намерением Собор предохранял отече­ство от иноземных обычаев, с доброю мыслью обращал внимание на крестьян (епископских и монастырских) и людей, скитающихся по миру для собирания милостыни, открывая последним способы получать пропитание честными труда­ми, облегчая состояние первых через ограничение роскоши и корыстолюбия в монастырях.