6.Заключение.
На протяжении двух столетий – XV-XVI – шла усиленная борьба православной церкви за сохранение вероучения. В этот период постановления Церковных соборов по существу сводились к беспрекословному всяческому уничтожению еретиков и их лжеучений, появлению которых на Руси способствовало, в первую очередь, невежество, господствующее не только среди народных масс, но и среди духовных лиц. Даже Стоглавый собор, повелевший всем святителям русским запретить каждому в своем пределе читать или держать богоотреченные и еретические книги, не был в состоянии поправить дело и до конца искоренить зло. Но “нет худа без добра”. Появившаяся ересь, увлекшая многих во всех слоях общества, пробудила ревнителей православия и вызвала их на труды, каких именно недоставало для Русской Церкви: у нас появилась в одном составе полная славянская Библия, появились обширные сочинения – “Духовная грамота”, “Просветитель” Иосифа Волоцкого, “Послание к Московскому собору” архиепископа Новгородского Геннадия, “Сочинения” Максима Грека –, написанные русскими людьми с возможной для того времени ученостью и основательностью в защиту истин православия от еретиков.
Нельзя не сказать о роли московского князя Ивана IV, который выступал как образец благочестия, несмотря на его антихристианские поступки-распутство, казни, грабежи. Он был величайшим ревнителем церковных уставов, каждый день посещал все церковные службы, каждое дело начинал крестным знамением, а в Александровской слободе вместе со своими опричниками старался выполнять монашеский устав: носил иноческую одежду, выстаивал богослужения, читал жития святых и усердно молился. Именно по его приказам жестоко расправлялись с лжеучителями и их последователями.
Несмотря на то, что русские люди были малознакомы по своей необразованности и неразвитости с догматами своей православной веры, они знали ее преимущество в обрядах и сохраняли горячую к ней привязанность. Они свято чтили храмы, церкви и монастыри, почитали иконы и кресты (украшали ими свои жилища), книга Евангелия хранили как святыню, глубоко чтили мощи святых, предпринимали путешествия для поклонения им, особенно к мощам Сергия чудотворца в Троице-Сергиев монастырь, и на нетление их указывали иноверцам как на живое свидетельство истинности и спасительности своей веры, соблюдали святые посты и праздники.
Как мне кажется, борьба за сохранение веры в период Московской Руси не прошла даром. Благодаря русскому православным духовенству (образованной его части) и русскому народу, мы остались приверженцами Русской православной церкви и веры, которая единственная дает нам надежду на лучшее будущее.
7.Литература
1. Ключевский В.О.,Сочинения: В 9т.Т.2:Курс русской истории. – М.:Мысль, 1988.-446с.
2. Кнабе Г.С., Русская античность. – М.: изд. Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999.- 240с.
3. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский, История русской церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.- 439с.
4. Милюков П.Н., Собрание сочинений: В 3т.Т.2:Очерки по истории русской культуры. – М.: изд.группа “Прогресс-Культура”, 1994.-496с.
5. Сахаров А.М., Очерки русской культуры IX – XVIII веков. – М.:Политиздат, 1990.-355с.
6. Толстой М.В., История русской церкви. – М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.- 736 с.
[1] А.М.Сахаров, Очерки русской культуры IX – XVIII вв., стр.139
[2] Там же, стр.140
1 А.М.Сахаров, Очерки русской культуры IX- XVIII вв., стр.196
1 В.О.Ключевский, Курс русской истории, т.2, стр.285- 286
1 М.В.Толстой, История русской церкви, стр.376
2 Там же, стр. 377
3 Там же, стр. 378
1 “Земля, господин, такова: не можем найти, кто бы горазд был грамоте”, - жалуется архиерею паства, приведшая к нему для посещения безграмотного священника.
2 Милюков П.Н., Очерки по истории русской культуры, стр.208
1 Милюков П.Н., Очерки по истории русской культуры, стр.209
1 Макарий (Булгаков), История русской церкви, стр.181
1 Макарий (Булгаков), История русской церкви,, стр.182
2 Там же, стр.195
1 Макарий (Булгаков), История русской церкви, стр.196
2 Там же, стр.199