Смекни!
smekni.com

Охранительно-консервативная деятельность русской церкви (стр. 1 из 5)

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Реферат:

Охранительно-консервативная деятельность церкви.

Выполнила студентка

факультета культуры

II курса 4 группы СКД

Березина О.А.

Преподаватель: проф. Соколов А.В.

Санкт-Петербург

2002

Содержание

1. Введение. с.2-3

2. Еретические учения XIV-XVI веков и борьба с ними. с.4-6

3. Антиеретические соборы русской

православной церкви в XVI веке. Стоглавый Собор.

Ересь Башкина и Косого. с.7-9

4. Распространения невежества среди духовенства. с.10-11

5. Отчуждение духовенства от европейского Возрождения с.12-16

и Реформации.

6. Заключение. с.17

7. Литература. с.18

1. Введение

XIV – XVI века характеризуются в русской истории как период возвышения Московского княжества, начала объединения русских земель вокруг Москвы, складывания Централизованного Русского государства, усиления самодержавия в попытке подорвать авторитет церкви.

Значительный успех в объединительной деятельности московских князей заключается и в том, что политический центр их княжества – Москва – со временем получил значение церковной столицы Руси.

Перенесение престола митрополита в столицу Мос­ковского княжества имело серьезное последствие для его судеб. Во-первых, нити церковной жизни, далеко расходившиеся по Руси от центра православной церкви, соединяли теперь ее области с Москвой и облегчали объединительную деятельность московских князей. Во-вторых, православная церковь, которая пользовалась данными ей монгольскими ханами привилегиями, обла­дала большими материальными богатствами, которые теперь стали стекаться в Москву, способствуя ее эконо­мическому усилению. Это обстоятельство также облег­чало московским князьям собирание соседних земель. В-третьих, факт перенесения митрополичьей кафедры в Москву произвел большое впечатление на население Ру­си, оно стало смотреть на действия московских князей, авторитет которых поддерживался самим митрополи­том, с большим доверием. И, наконец, в-четвертых, мос­ковские князья получили в свои руки аппарат, ветви ко­торого расходились далеко за пределы их княжества, аппарат, который проводил в соседних княжествах под­готовительную работу, способствующую их объедине­нию с Москвой.

Несколько слов об исторической оценке деятельно­сти православной церкви в этот период. В деятельности любой религиозной орга­низации есть две стороны, два направления. И хотя в жизни они очень тесно переплетены, их всегда следует отличать. Во-первых, церковь предстает перед нами как религиозная организация, распространяющая религиоз­ное, ненаучное мировосприятие. Во-вторых, церковь яв­ляется политической организацией, которая выполняет в классово-эксплуататорском обществе функцию идео­логической защиты власти правящих классов, идеологи­ческого оправдания политики этих классов.

Церковь как идеологическая организация, пропаган­дирующая ненаучное, религиозное мировоззрение, как организация, ставящая между человеком и действительностью стену в виде мифического бога, заставляющая человека понапрасну растрачивать силы для достиже­ния несуществующей загробной жизни, всегда играет реакционную роль. Идеи смирения, не сопротивления, суетности единственно реальной земной жизни, "примире­ния с существующим положением в классово-эксплуата­торском обществе всегда консервативны, они мешают прогрессу, тормозят его.

Сложнее обстоит дело с оценкой политической дея­тельности церкви. Религиозные организации, как поли­тические силы, всегда представляют собой идеологиче­ский аппарат того или иного класса. И оценка их уча­стия в общественной жизни — вообще или в данный мо­мент— всецело зависит от того, какое место и какую роль в общественной жизни играет класс или социаль­ная группа, интересы которой выражает данная рели­гиозная организация. Политическая деятельность рели­гиозной организации может быть оценена как прогрес­сивная или реакционная в зависимости от того, про­грессивна или реакционна деятельность класса, выра­зителем интересов которого является эта организация.

В той мере и в той степени, в какой политическая деятельность русской православной церкви соответство­вала объединительной политике московских князей, ис­торически необходимой и прогрессивной, она способст­вовала общественному прогрессу.

Однако нельзя забывать о том, что, помогая объеди­нительной деятельности московских князей, церковь преследовала свои корыстные цели, заботясь о собст­венных богатствах, накапливая их путем усиления эк­сплуатации трудящихся.

Эксплуататорская сторона деятельности русской православной церкви вызывала сильный протест и воз­мущение трудящихся. Этот протест нашел свое выражение в возникшей в середине XIV века в Нов­городе ереси стригольников, а в период царствования Ивана III, выдвинувшего вопрос о частичной секуляризации церковных владений, в ереси так называемых жидовствующих, нового еретического течения, во многом являвшегося продолжением стригольничества.

В дальнейшем речь пойдет о причинах возникновения этих течений,о борьбе с ними Православной церкви, выраженной в проведении антиеретических соборов, об отчуждении духовенства от Европейского Возрождения и Реформации в стремлении сохранить православное вероучение.


2. Еретические учения и борьба с ними.

Стригольничество.

Как уже говорилось, эксплуататорская сторона деятельности русской православной церкви вызывала сильный протест и воз­мущение трудящихся. Этот протест нашел свое выражение в возникшей в середине XIV века в Нов­городе в ереси так называемых стригольников. Наши све­дения об этой ереси очень скудны, литературные памят­ники самих стригольников не сохранились, сообщения о еретиках можно найти только в обличительных докумен­тах их противников. Неясно даже значение слова “стри­гольник”. Одни исследователи считают, что это назва­ние имеет отношение к основному занятию еретиков (стрижка овец), другие связывает с особым обрядом посвящения в секту — пострижением[1].

По всей вероятности, одной из причин, породивших движение стригольников, был протест против непомер­ного роста тех поборов, которыми православное духо­венство облагало население. Стригольники резко высту­пали против мздоимства духовенства, против назначе­ния церковнослужителей на приход за плату, отрицали необходимость церковной иерархии, отвергали таинство причащения, исповеди, говорили о вреде поклонения иконам, ставили под сомнение культ христианских святых.

Это лжеучение появилось в Новгороде. Его руководители — Карп-стригольник и Никита-диакон напа­дали сначала на беспорядки духовенства, а потом стали отвергать иерар­хию Церкви, утверждая, что епископы и священники поставляются и поставляют "на мзде" (т. е. за плату). Отвергая священство, они с вместе тем отвергали и Таинства, совершаемые священными лицами. Отвергали и поминовение умер­ших, как источник доходов для духовенства: они сами поставляли себе учителей по выбору народа, без всякого посвящения. В 1375 году Никита и Карп были казнены (сброшены с моста в Волхов[2]). Однако стригольничество на этом не прекратилось. Из Новгорода движение перекинулось во Псков. И интересно отметить, что псковские еретики выступали не только против церкви, но и против монашества. Здесь открыто проявилось недовольство быстро развивавшимся монастырским землевладением. Кроме того, Псков, враждуя с Новгородом, тяготился властью Новгородских князей, которые, со своей стороны, тяготились зависимостью от митрополитов, пребывающих в Москве; Русская Церковь, раздираемая “церков­ной смутой”, или вовсе оставалась без иерарха, или управлялась часто сменяе­мыми митрополитами. Наконец, дело о лжеучении дошло до Москвы. Патриарх Нил поручил святому Дионисию, Суздальскому архиепископу, находящемуся в Москве в 1387 году, посетить лично новгородскую паству и употребить ревностные попечения об истреблении пагубного учения стригольников. Патриарх прислал с ним две увещательные грамоты, в которых объяснял необходи­мость священноначалия, несправедливость пренебрежения к священству на основании недостойной жизни некоторых духовных лиц и, наконец, различие между мздою за посвящение и вознаграждением необходимых расходов. По свидетельству Никоновской летописи, святой Дионисий совершенно прекратил мятежи и соблазны в Новгороде и Пскове, но прекратил их только наружно и на некоторое время, потому что действия стригольни­ков продолжались еще долго. После обличительной грамоты, присланной в Нов­город Патриархом Антонием (преемником Нила), московский митрополит Фотий в 1416 году написал послание псковитянам. Он выражал свою глубокую скорбь о пагуб­ной ереси; ободрял православных мыслью, что сколько ни было еретиков и рас­кольников, как ни нападали они на Церковь Божию, сами все погибли, а Церковь осталась непоколебимой. Он приводил целый ряд правил, строго запрещающих производить раскол в Церкви и отделяться от епи­скопа или священника, пока тот и другой по законному суду не будут лишены своего сана. Наконец, убеждал православных псковичей, чтобы они сами поучались Божественным заповедям, а стригольников старались вразумлять и наставлять на путь истины.

Увещания митрополита не остались без действия. Псковитяне ревностно при­нялись за стригольников, стали отыскивать их и казнить. Обо всем этом псковитяне сообщали митрополиту. Фотий хвалил их усердие и сове­товал впредь так поступать, но не одобрял того, что они наказывали еретиков смертными казнями. Тех, которые не обратились, велел, как и прежде, увещевать, а если не послушают, наказывать, но только сносными наказаниями или заточением. Псковитяне переменили образ сво­их действий и стали заключать пойманных стригольников в темницы на всю жизнь. Эта мера и стала причиной уничтожения лжеучения.