Смекни!
smekni.com

Православное учение о Промысле Божием (стр. 2 из 4)

Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом ".

В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие.

5.

Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.

Как дело творения, так точно и дело промышления, православная Церковь равно приписывает всем Лицам Пресвятой Троицы: Бога Отца называет Вседержителем (никейский символ); Бога Сына — мудростью, содержащею состав всего (Симв. Григория чудотворца); Бога Духа Святого — Господом животворящим и жизнью, в которой причина живущих (в тех же символах). Это учение заимствовано из св. Писания, где также промышление о мире равно усвояется всем трем Лицам Божества. Тоже самое учение об участии всех Божеских Лиц в деле Промысла излагают св. Отцы и учители Церкви: А) св. Афанасий великий: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом, и таким образом сохраняется единство св. Троицы, и в Церкви проповедуется един Бог, иже над всеми, и через всех, и во всех (Еф. 4, 6), — над всеми: как Отец, как начало и источник; чрез всех: это — чрез Сына; во всех: это — в Духе Святом»; б) Василий великий: «Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына»; и в другом месте: «Дух во всяком действовании соединен и неразделен с Отцем и Сыном; вместе с Богом, который производит разделение служений, сопребывает и Св. Дух, который полновластно домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого»; в) св. Григорий Богослов: «Господство именуется Богом, хотя состоит в трех высочайших: Виновнике, Зиждителе, Совершителе, то есть, Отце, Сыне и Св. Духе»; г) св. Кирилл александрийский: «все совершается Богом Отцем чрез Сына в Духе Святом»; д) блаженный Августин: «уразумевши, сколько дано нам в настоящей жизни, Троицу, мы несомненно веруем, что всякая, и разумная, и душевная, и телесная, тварь получила бытие, и имеет свой вид, и премудро управляется одною и той же зиждительною Троицею, не так впрочем, что одну часть всего создания произвел Отец, другую Сын, третью Дух Святой, но и все вообще и в частности каждое естество сотворил Отец чрез Сына в даянии (dоnо) Духа Святого»; е) св. Иоанн Дамаскин: «Бог (Отец) творит мыслью, и сия мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом»[8]. Промышление о мире есть действие всеведения, вездеприсутствия, премудрости, всемогущества и благости Божией — таких свойств, которые равно принадлежат всем Лицам Пресвятой Троицы.

6.

Православное понимание причины зла.

Свет благодати евангельской указал христианам истинную причину бедствий - грех, состоящий в нарушении заповедей Божиих. Грех по своей природе есть ложь и ничтожество, есть произведение отца лжи - диавола и несчастных, обольщаемых им людей (Ин. 8, 44). Все прочее, приятное и противное, происходят по провидению и Промыслу Божию для нашего вечного спасения. "Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого. Они сочинили чуждый разуму случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое не признают и называют действием безумным"[9] – пишет Игнатий Брянчанинов.

Зло нравственное, состоящее в преступлении нравственного Закона Божия, зависит не от Мироправителя, а от самих нравственных существ, которым Он, даровавши свободу, только попускает творить грех, а вовсе не содействует. Святитель Иоанн Тобольский говорит: "Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно - свободных существ; потому грех и произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, не от Бога, по Его, однако, попущению"[10]. Бог не желает нравственного зла, то есть греха, который есть противление Богу, ни в качестве цели, ни в качестве средства достижения цели. "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония", - говорит псалмопевец (Пс.5,5). Попустив грех из-за уважения к свободе человека, Бог обладает такой премудростью и могуществом, что может даже зло обратить в добро. В конечном счете, и нравственное зло также должно послужить возвышенной цели - прославлению Божию, свидетельствуя либо о Его милосердии в прощении, либо о Его справедливости в наказании.

Зло физическое, которое состоит в несовершенстве некоторых предметов, причиняющих вред и страдания существам мыслящим и чувствующим, само по себе, то есть без отношения к этим существам, не есть зло, а служит еще к совершенству целого и, может быть, необходимо и полезно для общего блага. Таким злом могут являться: наводнение, землетрясение, неурожаи, неблагоприятные атмосферные явления, эпидемии и тому подобное. Бог не хочет физического зла: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1,13-14).

В Замысле Божием физическое страдание может иметь смысл, служа либо средством для высшей цели, либо наказанием за грех, либо же духовным лекарством, необходимым для спасения человека. Грех повлек для человечества наказание, страдание и смерть. Чтобы восставить падшего человека, Сын Божий вочеловечился и взял на Себя грехи мира, чтобы Своими страданиями и смертью, принятыми ради любви, искупить и разрушить грех. Со Христом страдание перестает быть простым наказанием. Оно становится лекарством для грешника. Лекарство это, безусловно, жестокое и горькое, и никто не может любить страдание, как таковое. Страдание не есть цель в себе. Однако в Христовом деле искупления мира оно становится для грешников средством искупления, восстановления, очищения и освящения.

Все, что с нами случается, даже злое, все происходит по любви Творца к нам. "Покидается кто либо и для славы другого, не за грех - свой собственный или родителей, как слепой от рождения - для славы Сына человеческого. Опять позволяется кому-либо пострадать для возбуждения соревнования в душе другого, чтобы, после того как слава того, кто пострадал, стала великою страдание и для остальных сделалось бесстрашным в следствии надежды на будущую славу и желания будущих благ, как (видим) на мучениках. Попускается кому либо иногда впасть даже и в постыдное деяние для исправления худшей страсти другого; как, например, бывает кто либо такой, который превозносится своими добродетелями и отменными поступками; Бог попускает, чтоб этот впал в блуд, для того чтобы он, чрез падение придя к пониманию собственной немощи, смирился и, взывая, исповедал Господа"[11], - пишет Иоанн Дамаскин.

"Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель. Необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность, чтоб впоследствии, приняв благодать Святого Духа, доставляемую Искупителем, не употребить ее во зло себе, не приписать ее действий себе, но быть достойным ее сосудом и орудием"[12]. По мнению святого Григория Синаита: "Если человек не будет оставлен и побежден и обладан, поработившись всякой страсти и помыслу, и духом побеждаем, не обретая никакой помощи ни от дел, ни от Бога, ни от иного кого, от чего он приходить почти в отчаяние, будучи искушаем отовсюду, то он не может придти в сокрушение духа, счесть себя меньшим всех, последнейшим и рабом всех, неключимейшим самих бесов, как мучимого и побеждаемого ими. Это - (смотрительное) попускаемое Промыслом и наказательное смирение, вслед за которым даруется Богом второе, высокое, которое есть Божественная сила, действующая Богом и совершающая Им все; (человек) видит ее в себе как орудие, и этим орудием совершает Божии Чудеса".[13]

7.

Непостижимость для человека тайн промысла Божия.

«Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысел Божий лишь отчасти. Ап. Павел говорит, что «еперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века»[14].

О непостижимости для падшего человека тайн Промысла Божия говорил царственный пророк и псалмопевец Давид: "Правда Твоя, Господи, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая" (Пс. 35, 7). Святой Ефрем Сирин написал: " Кто измерит величие Твое? Кто постигнет Божество Твое? Полный ведения сосуд, при всей полноте своей, перед Тобою пуст"[15]. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его" (Рим. 11, 33), - восклицает Апостол. Святой Иоанн Дамаскин предупреждает: "Должно же знать, что много - образов Божия Промысла, и что они не могут быть ни выражены словом, ни постигнуты умом"[16]. Человеку, при всем его любопытстве, все же нужно понять, что он существо ограниченное и не все дано ему понять и объяснить. "Себе внимай, о человек! - восклицает святитель Игнатий. - Вступи в труд и исследование, существенно нужные для тебя, необходимые. Определи с точностью для себя твое отношение к Богу и ко всем частям громадного мироздания, тебе известного. Определи, что дано понимать тебе, что представлено одному созерцанию твоему и что скрыто от тебя. Определи степень и границы твоей способности мышления и понимания. Эта способность, как способность существа ограниченного, естественно имеет и свою степень, и свои пределы. Достигни важного познания, что совершенное понимание чего - либо несвойственно и невозможно для ума ограниченного. Совершенное понимание принадлежит Уму совершенному"[17]. Святитель Иоанн Тобольский прямо говорит тем, которые много хотят знать: "Здесь не у места вопросы: почему это? и - для чего? Такие вопрошения происходят по наваждению духа злобы и многих погубили бедственно"[18]. Святитель Игнатий пишет: "Ваша деятельность, человеки, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество. Движимые силою правильнейшей веры в Бога, последуйте тщательно заповедям Евангелия, и покоряйтесь благоговейно судьбам Божиим"[19]. Вверь себя Богу - вот наш великий долг, который надлежит исполнить, выполнив обязанность своего положения. Святитель Иоанн Златоуст, в третьем слове на притчу о Богаче и Лазаре, пытается разъяснить, почему бедный Лазарь, не сделавший ничего злого, не нарушивший ни одной заповеди Божией, терпит такие мучения. В то время как богач, не сделавший ничего того, что делает его достойным жизненного благополучия, пользуется всеми благами жизни. Св. Иоанн Златоуст рассуждает: "Для того история божественного Писания наполнена множеством таких примеров и представляет нам злостраждущими и праведных, и порочных, чтобы, праведник ли кто или грешник, имея такие примеры, переносил несчастия великодушно. Но она представляет тебе грешников не только страждущих, но и благоденствующих, для того чтобы ты не возмущался их счастием, узнав из случившагося с этим богачом, какой после ожидает их огонь, если они не исправятся"[20]. Он приводит примеры на таких ветхозаветных праведниках, как Авраам, Иаков, Давид, Илия. Весь Ветхий Завет есть лишь набросок неисповедимых глубин этого божественного дела, лишь то, что необходимо для пришествия Господа Иисуса Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) по этому поводу, в своей книге "Судьбы Божии", говорит: "Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем"[21].