8.
Цели Промысла Божия.
Божественная любовь - за пределами человеческого понимания и превыше всякого словесного описания. Но она, по мнению преподобного Исаака Сирина, может быть показана через рассматривание действий Бога по отношению к тварному миру и человеку: "Среди действий Его нет ни одного, которое не было бы исполнено милости, любви и сострадания: это есть начало и конец Его отношения к нам"[22]. Именно Божественная Любовь была главной причиной сотворения мира и является главной движущей силой тварного бытия. Преподобный Исаак Сирин говорит, что любовь Божия проявила себя во всей полноте при сотворении мира и продолжает проявлять уже после окончания творения мира: "Подумаем теперь, сколь богат в своем изобилии океан творчества Его и как много тварей принадлежит Богу и как в Своем сострадании Он носит все, посещает все, заботится обо всем и руководит всем...; и как сострадателен Бог, и как терпелив Дух Его, и как любит Он эту тварь, и как переносит ее, снисходительно терпя ее суетность, грехи и различные злодейства, неимоверные богохульства демонов и злых людей"[23].
Святитель Иоанн Тобольский пишет: "Всесвятейшая воля Божественная подвигает все дела человеческие по образу колеса, неравномерно обращающегося - то поспешающегося, то замедляющегося; и таким образом все события неожиданные (внезапные), непостижимые и происходящие как бы по слепому случаю, направляет разумно к наилучшим целям"[24]. Божий Промысел орошает своими водами всю вселенную, проникает во всякую тварь. Промыслительный Замысел Божий осуществляется Божественным управлением мира так неуклонно, что ничто не происходит против Провидения или независимо от него. Поскольку Бог есть универсальная причина, которой подчинены все частные причины, то невозможно поэтому возникновение события, которого бы Бог не предвидел или не желал, или, по меньшей мере, не допустил в Своем Замысле. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Но одно из того, что подлежит Промыслу, бывает по благоволению, другое - по снисхождению. По благоволению - то, что беспрекословно - хорошо; видов же снисхождения - много. Ибо часто Бог попускает, чтоб и праведник впал в несчастья, для того чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель, как было с Иовом. Иногда Он попускает, чтоб было совершено что либо из числа странного, для того чтоб чрез посредствие действия, кажущегося странным, было устроено нечто великое и достойное удивления, как папример, чрез крест - спасение людей"[25].
9.
Промысел Божий и свобода человека.
Промысел Божий не нарушает свободы человека. Святитель Игнатий Брянчанинов так рассуждает о зле: "По попущению Божию, по произволу тварей, явилось зло со всеми последствиями его; по попущению Божию, по собственному произволению пали ангелы, пал человек, не приняли Бога и отступили от Бога"[26].
«А каким образом промысл Божий, при всех своих распоряжениях в нравственном мире, не нарушает свободы духовных существ, этого хотя вполне объяснить мы не можем, но в некоторой степени можем приближать к нашему разумению: …Нам известно по опыту, что и мы очень нередко своими словами, движениями и другими различными способами можем располагать своих ближних к тем или другим действиям, можем управлять ими, не стесняя однако же их свободы: не тем ли более бесконечно - Премудрый и Всемогущий в состоянии найти средства управлять нравственными существами так, чтобы от этого нимало не страдала их свобода?»[27]. - пишет митр. Макарий.
«Промысл Божий о тварях выражается в том, что Он хранит их, содействует или попускает им, и управляет ими. Когда Бог хранит нравственные существа, хранит их бытие и силы; тогда, без сомнения, Он не стесняет их свободы: это ясно само собою. Когда содействует им в добре: также не стесняет свободы, — потому что действующими, т. е. избирающими и совершающими какой-либо поступок, остаются они, а Бог только содействует или вспомоществует им. Когда Он попускает им совершать какое-либо зло: еще менее стесняет свободу, а только предоставляет ей самой действовать, без Его помощи, по своему произволу. Наконец, управляя нравственными существами, промысл Божий собственно направляет их к той цели, для которой они сотворены; но правильное употребление их свободы в том и состоит, чтобы они стремились к последней цели своего бытия. След. и управление Божие нимало не стесняет нравственной свободы, а только вспомоществует ей в ее стремлении к цели»[28].
10.
Как поступать человеку уповающему на Промысел Божий.
Промысл Божий, объемлющий собою весь видимый мир, без всякого сомнения, простирается и на человека, как обитателя этого мира. Всеблагий Творец благоволит являть и особенное промышление о человеке. Воззрите, сказал Спаситель ученикам своим, на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте... Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. Аще же сено сельное, днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери (Мф. 6, 26. 28-30). Нам нужно исполнять простые христианские обязанности своего положения, принимать со смирением свой крест и с верою и любовью покоряться воле Провидения во всем, что приходится делать и претерпевать. Для этого Господь даровал нам все Божественные силы, яже к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3), при помощи которых мы можем все стрелы лукавого разженные угасити (Еф. 6, 16). Христианин должен твердо знать, что Бог никогда не попускает диаволу искушать нас более, чем мы понести можем. Верен Бог, писал коринфским чадам своим св. апостол Павел, верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит, со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). И как ни много позволял Господь диаволу искушать раба своего Иова, но при всем том полагал предел действиям злобного искусителя: тогда рече Господь диаволу: се вся, елика суть ему, предаю в руку твою, но самого да не коснешися (Иов. 1, 12).
Уповая на Господа, человек может просить у Него всех тех благ, какие нужны для нормальной жизнедеятельности: своевременных дождей, солнечного тепла, обилия плодов земных. Просить избавления от всех тех зол, которые постигают нас во внешней природе: от глада, губительства, труса, потопа, огня, смертоносной язвы, и других. Не впадать в уныние посреди всех опасностей, какими бы ни угрожали нам разъяренные стихии мира физического, а возлагать свою надежду на Промысел Божий, веруя, что и влас с главы нашей не погибнет без воли Отца небесного (Лк. 12, 7; 21, 18), припоминая, как многократно и чудесно спасал Господь избранных своих от неизбежной погибели. Но не подвергать себя намеренно и безразсудно каким-либо опасностям в том убеждении, что Бог, на которого мы уповаем, чудесно спасет нас от всякого зла: это значило бы искушать Бога (Мф. 4, 7), значило бы дерзновенно требовать, чтобы действия Бесконечно-Премудрого, не расточающего чудес своих даром, подчинялись нашей детской прихоти и неразумию. Повиноваться всякому начальству Господа ради (1 Петр. 2, 13), — ибо противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим.13,2)[29].