А человеку сомневающемуся будет ли то или иное его предприятие согласно с волею Божией по мнению святителя Иоанна Тобольского необходимо излить перед Господом свое сердце со словами: «Господи! Если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль угодную Тебе».
Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневает тем Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение»[30].
11.
Заключение.
Судьба царств земных — в деснице Вседержителя. Он благоловляет народы ммром (Пс. 28, 11), ущедряет благами земли, возвышает и прославляет, когда народы бывают верны Его закону; Он же и посылает на них бедствия, уничижает и даже потребляет языки (Пс. 43, 3), когда они изменяют Ему и предаются нечестию (Иер. 18, 6-10). Судьба каждого из нас находится в деснице Вседержителя. Он мертвит и живит, низводит во ад и возводит; Он убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2, 6-8).
Евангельская проповедь есть только призыв, но ни в коем случае не насилие. Это призыв, подразумевающий свободное согласие. «Если кто хочет последовать за Мной», - говорит Христос. А кто захочет принять Его учение - тогда что? Тогда - отвергнись себя, возьми крест свой, и иди за Мною (Мф. 16, 24). Далеко не всякому захочется, неся свой крест, идти вслед за Христом на Голгофу. Господь знал, что далеко не все пойдут за Ним. Но знал также, что многие пойдут. И вот Он дал заповедь Своим ученикам обойти с проповедью Евангелия весь мир и везде проповедовать одно: если кто хочет идти за Христом, отвергнись себя, возьми крест свой и иди вслед за Ним.
А Всесильный и о всем промышляющий Господь найдет способы направить искренне идущего крестным путем человека ко спасению, о чем хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов в своем письме от 1 февраля 1862 г.: «Душа каждого человека, предавшагося в служение Богу без всякой лукавой, земной цели с целью Богоугождения и своего спасения находится в руце Божией. Такую душу никто и ничто не исхитит из руки Божией. Такой душе Бог дарует на время земного странствования тесный путь, широкому пути невозможно придти к Богу. С верою предай себя Воле Божией, отвергая от себя не трудовое попечение о себе, но попечения мечтательныя. Когда придут такия попечения, гораздо лучше обращаться с молитвою о себе Богу, нежели вдаваться в сочинения и живопись разных планов, всегда несбыточных. Благословение Божие да почиет над тобою».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Творение Св. Иоанна Дамаскина. С - Петербург. Издание книгопродавца И. Л. Тузова. 1894. Репринтное издание: Братство святителя Алексия. Издательство "Приазовский край". Москва - Ростов-на-Дону. 1992.
2. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Свято - Троицкая Сергиева Лавра. 1898. Репринтное издание: Свято - Успенский Псково - Печерский монастырь. 1994.
3. Православно – Догматическое Богословие. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Том 1. Москва. Паломник. 1999.
4. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Православое издательство «Правило веры». М. 1993. Стр.362 – 412.
5. Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Издание Московской Патриархии. М. 1991.
6. Илиотропион. Мирополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович). Киев. Типография Киево – Печерской Успенской Лавры. 1898. Репринтное издание: М. Паломник. 1994.
7. Святитель Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла. Творения. Часть 4. М. 1846. Репринтное издание: М. Паломник. 1993. Стр. 142 – 162.
8. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М., Т.1. кн.2. 1991.
9. Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. М. 1996.
10. Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. М. 1998.
11. Иерей Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Православный Свято – Тихоновский Богословский институт. М. 1997.
[1] Митрополит Макарий. Православно - Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 562.
[2] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 514 - 515.
[3] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 515.
[4] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 111 (183).
[5] Цитата по: Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 523.
[6] Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла.
[7] Иоанн Лествичник. Лествица. Стр.180.
[8] Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 530.
[9] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 1.
[10] Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 37.
[11] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 113 (185).
[12] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373.
[13] Цитата по: свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты II. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу. Стр. 373.
[14] Иерей Олег Давыденков. Доогматическое Богословие. Стр. 32.
[15] Святой Ефрем Сирин. Творения. М., Т.5. 1994. С. 169.
[16] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 114 (186).
[17] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 11-12.
[18] Святитель Иоанн Тобольский. О Божественном Промысле. 1996. С. 50-51.
[19] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 28.
[20] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. М., Т.1. кн.2. 1991. С. 823.
[21] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 1.
[22] Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. 1998. С. 40.
[23] Иеромонах Иларион ( Алфеев ). Мир Исаака Сирина. 1998. С. 40.
[24] Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, 1994. с. 94.
[25] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Стр. 112 (184)
[26] Святитель Игнатий. Судьбы Божии. Стр. 4.
[27] Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 533.
[28] Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 577.
[29] Митр. Макарий. Догматическое Богословие. Том 1. Стр. 581.
[30] Святитель Иоанн Тобольский. Илиотропион, 1994. с. 54 - 55.