Смекни!
smekni.com

Принятие Христианства на Руси (стр. 1 из 2)

столичный гуманитарный институт

Реферат

По истории

На тему

Крещение Руси

Студентки 1-го курса

Факультета финансового учета

Москва

2002


«Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно».

Архиепископ Филарет

Кто такие славяне.

Для начала, хотелось бы сказать несколько слов о самих славянах. Ориентировочно их предками являлись древние скифы. Они появились приблизительно 2,5 тысяч лет назад на территории нынешнего Крыма. Их особенностью было то, что их оружием были мечи, сделанные из железа, что и было причиной многочисленных побед в сражениях. До них использовалось оружие из меди и бронзы, и сражаться с их помощью было очень сложно, так как такое оружие было очень тяжелым.

Еще Геродот (его называют отцом истории) упоминал об этом народе. Он описывает свое пребывание на берегах Эфксинского (ныне Черного) моря и говорит, что от скифского урожая пшеницы очень зависит Греция.

Местом селения скифов – побережье рек Дон и Днепр. Греки считали Скифов варварами и говорили, что они носят шапки и у них нечесаные бороды. Главное – они носили штаны и сапоги на каблуках, чего греки понять не могли. А между тем, каблуки позволяют удобно сидеть в седле, которых ни в Греции, ни в Риме еще не знали. Таким образом, можно сказать, что скифы сделали открытия, которые по своему значению не менее важны, чем, например, изобретение колеса.

Есть версия, что прародиной славян являются Карпаты, и что славяне ушли оттуда после войн, проходивших там, и расселились по разным территориям.

Что касается климатических условий жизни славян, то они были не самыми удобными. Восточные славяне избрали земледелие, как способ жизни, не смотря на то, что каждый третий год был неурожайным. Слишком холодные зимы и дождливая осень серьезно влияли на урожайность. Кто-то из древних сказал, что если одно посеянное зерно дает урожай в три зернышка на колосе – это варварство, а если оно дает пять зерен, то это уже начало цивилизованной жизни. Большая часть заселенных земель – леса, даже сейчас в России 70% земли покрыто лесами. Сеять обычно начинали в мае. Некоторые славяне пытались заняться скотоводством, но и это было достаточно проблематично, так как трава начинает зеленеть только к июню.

Главными правителями (князьями) славян до призыва варягов были бояре. В VII веке боярами называли лучших бойцов армии. А престол правителя передавался не от отца к сыну, а от лучшего война к еще лучшему. А со временем бояре стали владельцем практически всех земель на Руси. Простой народ назывался смердами (от «смердеть»), так как они жили в землянках, и у печей не было труб, а, как известно, такой запах очень сложно и практически не возможно вывести.

Повесть временных лет.

Самый древний источник знаний о жизни славянских племен – Повесть временных лет. Это литературное произведение, которое, ко всему прочему имеет и очень большую историческую ценность. Одна из его частей повествует о том, как славяне призвали на Русь варягов, чтобы править ими. Однако существует точка зрения, что Руси, как и большинству других стран, государственность и централизованное управление были навязаны силой, а летописцы не могли написать что-то плохое о правящем князе, так как это было бы чревато серьезными последствиями.

Название «Русь» предположительно произошло от названия племени приглашенных варягов – «Русь», кроме того, слово «шведы» по-фински звучит как «Ruotsy». На этом (и не только на этом) основании немецкие ученые Миллер, Шлетцер и Баер сделали вывод, что шведы пришли на эту территорию и захватили ее жителей (Нормандская теория).

Религия славян.

Древние славяне были язычниками. Автор Повести временных лет так описывает религию славянских племен в период княжения Владимира: «…И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным домом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Как комментирует этот текст Академик Д.С. Лихачев, – Перун – бог молнии и грома; о нем как о божестве древних антов и славян говорит еще Прокопий (византийский историк VI в.). Хорс и Даждьбог – боги солнца, источники благополучия. Стрибог – бог ветра (в «Слове о полку Игореве» ветры названы – «стрибожьи внуки»). Неясна сущность бога Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют его с иранским богом Симурглом, также как Хорса с иранским Хуршидом – солнце. Мокош – возможно, связан с названием народа мокшаэрзя и первоначально был племенным богом. Исследователи предполагают, что пестрота созданного Владимиром «пантеона» во многом зависела от пестроты племенного состава Киевского государства. В Перуне видят «дружинного бога» – покровителя вооруженной полуфеодальной верхушки, а во всех остальных богах – различных племенных богов, объединением культа которых Владимир якобы пытался скрепить религиозно свое государство еще до принятия христианства. Среди поставленных Владимиром у «двора теремного» кумиров нет Волоса – «скотьего бога», которым клялись славяне при заключении договоров с греками. В этом боге исследователи видят более «демократичного», чем дружинный Перун, бога – покровителя торговли и купцов, и отмечают, что кумир его стоял в Киеве внизу, на Подоле среди рынка.

Княгиня Ольга.

Как известно, первой «официальной» христианкой на Руси стала Ольга. До своего крещения очень жестокая и мстительная, но умная правительница. Ее крещение также описывается в летописи. Вот как описывает его Нестор: В год 6463 (955) отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами столице нашей». Она же уразумев смысл этого обращения, ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыни, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояимая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своей дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения вернуться, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла»… И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…

Эта же Ольга пришла в Киев и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда-де возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты также постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его принять крещение, но он и не думал и не прислушивался к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Как Владимир выбирал веру.

В год 6494 (986) пришла болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по 70 красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на том свете, то и на том». И другую всякую ложь говорили, о которой писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от пития; и сказал он: «Руси есть веселье пить, не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево”». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе; “если кто пьет или ест, то все это во славу божию”, – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Он же ответили: «Орезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите».