А теперь несколько подробнее о лютеранской экклезиологии [5]. Когда Лютер признал Римо-католическую церковь заблуждающейся и порвал с нею, то перед ним были два выхода: или искать ту Церковь, которая сохранилась в своем стоянии в истине, или объявить, что для сохранения Церкви не нужно ни преемства епископата, ни какой-либо видимой организации. И вот Лютер, вместо того чтобы пойти по первому пути, который был бы единственно канонически и догматически оправдан, решил основать новое сообщество. Чтобы оправдать то, что он, порвав с католиками не обратился ни к какой из существующих христианских конфессий, Лютер создал учение о невидимой церкви. По этому учению в начале истории Церковь существовала как видимая, но потом она прекратила свое видимое бытие и была вновь восстановлена Лютером в XVI веке. У протестантов есть разные мнения. Одни говорят, что видимое бытие Церкви длилось только первые три века - до императора Константина Великого. Другие говорят что может быть до пятого века. Англикане готовы принять даже эпоху Вселенских Соборов, продолжая существование видимой Церкви до VII века. Главное в этом учении - утверждение, что в какой-то исторический момент бытие видимой Церкви прекратилось. В существующих христианских конфессиях, по мнению лютеран, накопились заблуждения и были введены разного рода предания, которые замутнили учение Священного Писания. Епископат стал ложно мыслить о себе. Прекратив свое видимое бытие, Церковь, как учил Лютер, продолжала существовать невидимо - в душах отдельных людей, праведников, которые не были соединены никакой внешней организацией. Лютер не отвергает того что Церковь существовала всегда, но на протяжении периода с IV по XVI век она, по его мнению, существовала как не видимое сообщество тех людей, которые хранили евангельскую веру вопреки епископату, вопреки всем тем ложным учениям, которые за это время накопились. А с XVI века она вновь восстановилась и как видимая организация сообщества протестантских конфессий. Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, мы могли бы задать лютеранам вопрос: какую Церковь, видимую или не видимую основал Христос Спаситель? Какие таинства учредил Он в Своей Церкви - видимые или сокрытые? Наконец - кем был Сам Господь, Который реально воплотился нашего ради спасения и Которого видели и осязали апостолы? Ответ более чем ясен: невидимая сторона Церкви неразрывно связана с видимой. При этом одной из неотъемлемых черт церковности является непрерывность священства. Лютеране отвергают и это - право рукоположения они признают за любым членом Церкви. Не нужно преемства епископата: любой член церкви может рукоположить любого другого члена церкви. Рукоположение у лютеран совершают все вместе: и епископы и пресвитеры и миряне - все кладут руки на голову будущему епископу или епископше, пресвитеру или пресвитерше. А если нет епископов, то пресвитеры с мирянами могут сами совершить рукоположение. При нужде Крещение или Евхаристию может совершать любой лютеранин. Нужно только, чтобы он был научен чину. Какая-либо богоучрежденность и особые права иерархии решительно отрицаются. Что касается сакраментологии [6], то, отвергнув учение о непрерывном существовании Церкви, лютеране должны были бы объявить ненужными и таинства. Ибо если Церкви видимой не было на протяжении 13 веков, то каким же образом могли сохраниться таинства - даже некоторые? Но утверждать, что Писание является единственным источником веры, и в тоже время отвергать таинства нельзя, ведь Священное Писание прямо говорит о необходимости для спасения каждого человека Крещения и Евхаристии. Поэтому эти два таинства были лютеранами сохранены,несмотря на то что в этом есть внутреннее вероучительное противоречие. Как лютеране понимают таинства? В “Аугсбургском исповедании” дается такое определение: “Таинства - это внешние знаки, внешние действия, которые совершаются по повелению Божию и возгревают веру”. То есть это способ усиления и возобновления веры в человеке. Спасается человек, по лютеранскому учению, одной верой. Но вера, по причине житейских попечений, может ослабеть. Чтобы укрепить ослабевающую веру, нужны внешние знаки, каковыми и являются таинства. Признавая таинствами только Крещение и Евхаристию, об остальных священнодействиях, которые у нас и у католиков считаются таинствами (то есть о Миропомазании, о Браке, о Священстве, о Елеосвящении ), они учат, что это лишь обряды, которые могут употребляться для напоминания о Боге простецам. Например, поставление в священники и епископы сопровождается у лютеран некоторыми обрядами, но эти обряды имеют только богослужебное и, может быть, административное значение, но не значение податия особенной благодати, особенного дара Божия, каковым является всякое таинство. К покаянию у них сложное отношение. Лютер долгое время колебался, считать Покаяние таинством или нет. Сначала он его признавал, потом склонился к тому, что покаяние тоже не есть таинство. Пришел он к этому почти вынужденно. Если отрицать, что есть священство, то приходится отрицать и покаяние. У самих лютеран от Покаяния остался некий род общей исповеди во время богослужения. Священник читает молитву в которой от своего лица и от лица общины перечисляет наиболее характерные грехи, свойственные каждому человеку, и произносит формулу раскаяния в этих грехах.
Крещение у лютеран совершается в три погружения. В Малом катихизисе Лютера о таинстве Крещения написано следующее: “Крещение подает прощение грехов, избавляет от смерти, доставляет вечное блаженство верующим.”. таким образом, у лютеран получается противоречие между собственным учением о таинствах как о знаках, символах, напоминаниях и учением о Крещении, за которым признается нечто большее, чем символическое или воспоминательное значение. Лютеранское учение о Крещении ближе к истине, чем о таинствах вообще. Именно поэтому лютеран которые обращаются к Православию, мы не перекрещиваем, а принимаем через Миропомазание. Лютеране признают Крещение младенцев. В этом тоже есть внутренняя непоследовательность:если человек спасается только по своей вере, то зачем крестить маленьких детей, которые не могут сознательно воспринять таинство Крещения? И все же в отношении Крещения у них сохранены какие-то основы церковной веры.
О таинстве Евхаристии в Большом катихизисе Лютера написано следующее: “Потому мы в таинстве Евхаристии получаем прощение грехов, что здесь имеются слова Иисуса Христа, и они-то подают нам прощение грехов”. И далее: “Евхаристия - это знак, подтверждающий слово.”. в этой формулировке акцент переносится с реального присутствия Христа Телом и Кровью в Святых Дарах на те его слова, которые призывают к совершению Евхаристии, учат о ее спасительности для всех людей. Безусловно, установительные слова Христа Спасителя очень важны, но для протестантизма характерен именно перенос внимания с реального присутствия Самого Бога на словесное поучение. Тем не менее Лютер признает, что в Евхаристии христиане вкушают не просто хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Лютеране отвергают Православное учение о преложении, или пресуществлении, Святых Даров. Что это значит? В молитвах перед причащением мы исповедуем свою веру в то, что под видом хлеба и вина мы приобщаемся истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Лютер же считает, что Христос присутствует в Евхаристии “в хлебе, с хлебом и под хлебом”, и при этом только в момент вкушения. То, что остается после вкушения (скажем, не потребленные во время службы Святые Дары), опять становится хлебом и вином [7]. Кроме того лютеране считают что если человек не верит в присутствие Христа “в хлебе, с хлебом и под хлебом”, то для него это и остается просто хлебом и вином и не становится Евхаристическими дарами. Этим объясняется почему протестанты, в том числе и лютеране, так легко относятся к практике интерокоммуниона, то есть допускают общение в таинствах между разными конфессиями. Они считают, что если человек не верит, то для него это остается просто хлебом и вином и не какого отрицательного воздействия на него не оказывает. Но это прямо противоречит учению апостола Павла, который говорит в первом послании к Коринфянам (9, 26-30), что человек может причащаться себе в осуждение. На самом деле Евхаристия совершается вне зависимости от того стоят ли в храме очень верующие люди или случайно зашедшие в этот момент в храм. Она совершается по вере Церкви, по вере священника, по вере невидимой Церкви, которая тоже соучаствует в Евхаристии [8]. А лютеране ставят совершение таинства в зависимость от субъективной веры тех, кто присутствует в храме. И еще одно заблуждение лютеран в подходе к Евхаристии. Лютеранские вероучительные книги ничего не говорят о том, что таинство Евхаристии действительно только в том случае, если оно церковно, то есть если совершается законно поставленным пастырем. Согласно учению лютеран, совершать Евхаристию может любой христианин.
Лютеране отвергли молитвенное общение Церкви земной и Небесной, призывание святых, почитание мощей и икон. Для лютеран святые - это замечательные исторические лица, о которых можно вспоминать с уважением, но к которым незачем обращаться с молитвой, ибо через это умаляются заслуги Иисуса Христа как единого Посредника между Богом и людьми. А как мы можем обосновать необходимость прибегать к помощи Божией Матери и святых для человека не верующего, находящегося вне Церкви? Понятно, что ссылки на чудеса, на молитвенную помощь не будут иметь силы. Это аргументы которые имеют значение внутри Церкви, для человека колеблющегося в своем Православии, но не для человека внешнего. Исповедуя веру в молитвенное предстательство святых, мы исповедуем веру в Церковь как в сообщество христиан: и тех, кто ныне видимо живет здесь, на земле, и тех, кто уже ушел из этого мира, - в Церковь как в единый Богочеловеческий организм, в котором нет умерших, но все живые. Посредник между Богом и людьми действительно один - Христос, но это не означает, что спасаемые разобщены между собой. Они становятся частицами, членами Тела Христова, и именно в этом благодатном союзе, где все призваны помогать друг другу, совершается дело нашего спасения. Верить во Христа - значит верить во все Его дело, значит верить и в созданную Им Церковь, как сказано в послании апостола Павла к Ефесянам: “Христос глава Церкви и Он же глава тела” (Еф. 5, 23). Прославление святых в Православной Церкви христоцентрично. Мы прославляем не людей, а святость Божию, которая проявляется в Его угодниках. Святые - это люди, которые прошли далее нас по пути уподобления Отцу Небесному, в которых образ и подобие Божии сияют с большей незамутненностью, чем в других членах Церкви.