Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в XVl веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название “Протестантизм” случайное и не более обоснованное, чем, скажем, “большевизм”. В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они предпочитают именоваться “евангельскими церквами”, подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм или реформатство [1] и англиканство.
В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция.
Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.
Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание, софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола, монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90 миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий. Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.
ЛЮТЕРАНСТВО.
Основатель этой конфессии Мартин Лютер родился в 1483 году в городе Айслебене в Германии. В 1505 году он принял монашество, с 1508 года преподавал в университете города Виттенберга. Там же в 1517 году публично выступил против злоупотреблений Римо-католической церкви. Это известный в истории яркий эпизод. В Германию прибыл со специальной миссией доминиканский монах по имени Тецель [2]. Он получил от папы право на распространение полных индульгенций и за живых и за умерших. Папы тогда нуждались в деньгах на строительство храма святого Петра в Риме, и индульгенции продавались широко и свободно. Тецель ходил по улицам Виттенберга с большим ящиком и напевал песенку, которая в русском переводе звучит примерно так: “как только монетка падает в ящик, так тут же душа выпрыгивает из огня”. Лютера это возмутило, он не смог вынести такого отношения к вере, к тайне спасения. И однажды утром он повесил на двери храма, в котором служил, хартию, на которой было написано 95 тезисов против индульгенций. Сначала он выступил только против индульгенций. Потом уже сама логика борьбы привела его к отрицанию других основ католического учения. И так, год за годом, он все дальше отходил от католической церкви. Лютер написал много различных сочинений, впервые перевел на немецкий язык Священное Писание. К концу его жизни (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. Основные положения этого учения следующие:
1. Священное Писание - единственный источник веры. Отвергается авторитет Церкви, Священного Предания, постановлений Соборов.
2. Человека оправдывает пред Богом только вера, а не добрые дела. Отрицается деятельное участие человека в собственном спасении.
3. Церковь есть невидимое сообщество святых.
4. Отрицается богоустановленная иерархия. У лютеран есть епископы и пресвитеры, но они признаются только как административно - учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют со времен апостольских.
5. Таинства не являются проводниками Божественной благодати, а существуют только как знаки для возбуждения и укрепления веры. Признаются только два таинства - Крещение и Евхаристия.
6. Отрицается почитание и призывание святых, почитание икон, мощей, молитвы за умерших.
7. Не имеют значения для спасения и, следовательно, не нужны посты, аскетические подвиги, монашество.
Сам Лютер, бывший прежде монахом, сложил с себя монашеские обеты и женился на девице, которая также до этого была монахиней. Лютер так поступил не потому, что был человеком, обуреваемым плотскими страстями, он был скорее холоден и равнодушен к телесной стороне человеческой жизни. Он сделал это из принципиальных соображений. Он хотел своим примером показать, что монашеские обеты и само монашество есть ничто. Он не был счастлив в семейной жизни, но хотел явить образец того, как следует поступать, чтобы слово не расходилось с делом.
Богослужение у лютеран предельно упрощено и состоит из чтения определенных молитв, проповеди, пения под орган. Совершается оно только по воскресениям и по великим праздникам - таким, как Пасха и Рождество. Что такое будничная служба лютеране вообще не знают. Служба бывает или Евхаристическая (одно - два воскресения в месяц) или без Евхаристии. Пастор начинает службу, затем поют два - три ветхозаветных псалма. Псалмы чередуются с пением собственно лютеранских песнопений. У них есть специальные книги песнопений, в которых содержатся разного рода гимны 16-20 веков и которые периодически редактируются и пополняются (состав этих книг различен в разных лютеранских церквах даже в пределах одного государства). Поют обычно все присутствующие. Пение перемежается молитвами, которые читает пастор. Далее следуют чтения из Писания. Главной часть богослужения является проповедь, которая обычно весьма пространна [3]. Именно проповедь, а не Евхаристия являет собой реальный центр даже евхаристического богослужения. Если это евхаристическое богослужение то за проповедью следует нечто, что можно назвать остатками древнего евхаристического канона. Сначала - род общей исповеди, которую пастор зачитывает от лица всей общины. Затем - некоторые конституирующие моменты евхаристического канона: там есть установительные слова Христа Спасителя, просьба об освящении Даров. Это продолжается около пятнадцати минут. Далее следует то что они считают Евхаристией, то есть приобщение от общего хлеба и чаши. Как правило это происходит так: все становятся вокруг пастора, и он дает чашу в руку одному, тот отпивает, потом подходит к другому, и так далее. Таким же образом носят тарелочки с кусочками пресного хлеба. Одна из характерных черт протестантизма - отсутствие келейной молитвы. У протестантов нет домашнего индивидуального правила. Конечно, в трудные минуты жизни человек может обратиться к Богу, но какое-либо молитвенное делание, - то, что мы понимаем под молитвенным возрастанием души, - у протестантов совершенно отсутствует. В протестантских молитвенниках нет молитв, которые человеку полагалось бы совершать дома утром и вечером.
У них считается достаточным молиться вместе на богослужении в воскресный день. Это очень обедняет духовную жизнь всех протестантов без исключения. Почти отсутствует у них молитва перед едой (кроме торжественных случаев) и перед началом дела.
По данным на 1987 год лютеран более 80 миллионов. Большинство из них входят в так называемую Всемирную Лютеранскую Федерацию. Это даже в их смысле не церковь, а лишь объединение с целью координации. Традиционные центры лютеранства - это прежде всего Германия, Скандинавские страны, Исландия. Около 40 миллионов лютеран живут в США, есть лютеране в Колумбии и в некоторых странах Африки. На территории бывшей Российской Империи исторически лютеранские страны - Эстония и Латвия.
У лютеран есть особые вероучительные книги, называемые Символическими. В них содержится изложение веры, признаваемое большинством лютеран. К тому что написано в символических книгах лютеранин относится не так как православный к соборным постановлениям. Если православный человек скажет что такой-то догмат Вселенских соборов ему не нравится и он его не принимает, то он не будет уже православным. Символические книги не имеют безусловного авторитета для лютеран: если человек с чем-то не согласен то он может этого не принимать [4]. Главные Символические книги - это Большой и Малый катихизисы Лютера. Большой катихизис был предназначен для проповедников, и в нем силен полемический, антикатолический элемент, а Малый - для народа, и в нем просто излагаются основы веры. Еще один документ - “Аугсбургское исповедание”. В XVl веке в Аугсбурге лютеранские богословы в противовес католическим полемическим книгам составили это исповедание, в котором освятили те моменты вероучения, которые не были освящены в катихизисах.