Смекни!
smekni.com

Псевдо-Дионисий Ареопагит и его Корпус Ареопагитикум (стр. 5 из 5)

Очевидно, в данном случае мысль Дионисия носит произвольный и неясный характер. Более того, его теория совершенно игнорирует Боговоплощение. К сожалению, несмотря на свою искусственность, его система оказала огромное влияние на экклесиологию не только того времени, но и последующих веков, по-новому определив все отношения между Богом и человеком. ¹

Церковная иерархия, будучи продолжением небесной, состоит из девяти чинов: высшую иерархическую составляют три таинства – Крещение, Евхаристия и Миропомазание, среднюю – иерархи пресвитеры и диаконы, низшую – ферапевты (монахи), «священный народ», и оглашенные. ²

Епископство изображается не как элемент внутренней структуры в церковной общине, а как состояние личности, Евхаристия у Ареопагита имеет лишь символический и нравственный смысл. Евхаристия не является средством приобщения к Богу - она лишь тень того важного, настоящего, того, что Ареопагит называет иерархией и что, по его мнению, прежде всего, выражает всеобщую склонность твари - стремиться к своему Творцу.

Следует заметить, что Дионисий никогда не употребляет слово "епископ", а вместо него вводит термин "иерарх" - переиначенный библейский термин "архиерей", то есть первосвященник.

Псевдо-Дионисий оказал огромное влияние на литургическое богословие и богословие таинств, и влияние это прослеживается в мельчайших деталях богослужения и устройства Церкви.

К счастью, несмотря на то, что влияние Дионисия глубоко вросло в церковное сознание, Церковь никогда не поддалась ему до конца, сохранив в неприкосновенности евхаристические молитвы и понятие о сакраментальной роли священнослужителей.

История интерпретации учения псевдо-Дионисия Ареопагита развивалась

___________________

1. Прот. И. Мейендорф. Введение в святоотеческое Богословие. С.345 – 346.

2. Иером. Иларион (Алфеев). Восточные Отцы и Учители Церкви III - V в.в. С. 248.

в двух направлениях, связанных с наличием в нем двух разных способов общения с Богом: первый способ - богословие - общение на уровне отдельной личности, непосредственное и мистическое; второй - теургия - деятельность иерархии и многочисленных посредников. Соответственно, учение Ареопагита толковалось, во-первых, в направлении харизматического руководства, а во-вторых, - в легалистических категориях западной экклесиологии, приведших в схоластический и постсхоластический период к крайним формам клерикализма.

Христология

Христология псевдо-Дионисия также чрезвычайно туманна. Он избегает говорить о Воплощении, о событиях жизни Спасителя. Христос Дионисия - не Спаситель, а высшее откровение божественной природы, Инициатор, Учитель, подобно оригеновскому наставляющий падшие интеллекты на путь возвращения к Творцу. Иисус для него "богоначальнейший дух, начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, всей святости и всех божественных действ" ("О небесной иерархии", 1, 1). Описание Боговоплощения изобилует превосходными степенями: «Сам Иисус, сверхсущая причина сверхнебесных сущностей, сошедший на наш уровень, не утратив Своего бессмертия, не уклоняется от прекрасного порядка, учрежденного и избранного Им ради человеческого удобства, но послушно подчиняется планам Бога, Отца Своего, сообщенным Ему ангелами».

("О небесной иерархии", 4, 4)

Иными словами, Воплощение у Ареопагита представляет собой лишь функцию иерархической структуры: приход Христа позволил спроецировать неподвижный, раз и навсегда установленный небесный порядок на наш тварный мир.

Несмотря на очевидную нечеткость христологических воззрений Дионисия, он - как мы говорили раньше - сумел выразить подлинно христианский подход к богопознанию, преобразив изнутри неоплатоническую терминологию. В этом состоит его основная заслуга как богослова и апологета. Однако его учение об иерархиях, зачастую слишком буквально воспринимавшееся его современниками и комментаторами, скорее запутало, нежели прояснило византийские представления о Церкви и таинствах. ¹

По-видимому, им человека, написавшего «Корпус Ареопагитикум» на рубеже V – VI веков и пожелавшего остаться неизвестным, так никогда и не будет открыто. Намеренно псевдоэпиграфический характер памятника, однако, нисколько не умаляет его значения в качестве важного источника христианского вероучения и одного из самых ярких, глубоких и значительных в богословском и философском отношении произведений святоотеческой литературы.

___________________

1. Прот. И. Мейендорф. Введение в святоотеческое Богословие. С.345 – 350.

Список использованной литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988 – 1371 с.

2. Флоровский Г. В., свящ. Византийские Отцы V - VIII в.в. - /Репринт. воспроизвед. изд., Париж, 1933 г./ - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 – 260 с.

3. Антология. Восточные Отцы и Учители Церкви III - V в.в., V в. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Алфеева) – М.: Издательство МФТИ, 2000 – 416 с.

4. Мейендорф И. , протоиерей. Введение в святоотеческое Богословие. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001 – 445 с.

5. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х томах, том 1 – М: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993 – 862 с.