жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столк-
новения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не
замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племен-
ных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что
евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди ара-
бов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и
развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая
общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти
ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ха-
нифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого
Аллаха и быть безусловно покорным его воле.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,
даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономичес-
кого центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это
бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами
за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом
оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для про-
паганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и
рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных
племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе
много сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корей-
ши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,
которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как на-
ционально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать,
вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо
примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богослова-
ми.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;
что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам,
Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что су-
ществуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие
в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся
во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые
воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога,
будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец,
что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку
заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими мо-
ральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на лю-
дей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной
жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучени-
ям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется
милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могу-
щество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предпи-
сание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности чело-
века воле Аллаха.
В миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии отсутствует иде-
ал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Бо-
гом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующе-
го не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной предан-
ности Богу. Вера Мухаммеда ставит первое условие истинной духовной жизни
на место самой этой жизни. Ислам требует от людей только общего подчине-
ния себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних преде-
лов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается
только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существова-
ния, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.
Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обря-
довые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная мо-
литва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед мо-
литвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост
(ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломни-
чество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин
должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затрудни-
тельных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть за-
менена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, сос-
тоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода
солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и
предаваться любым удовольствиям.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне
за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусуль-
манское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добы-
вании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надле-
жит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их
имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,
свойственные исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманс-
кие богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.
Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженца-
ми разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последовате-
лям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О
вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к
вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобо-
язненными!" (9: 124). К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и
христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь
на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла иде-
ология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым
ниспослано писание", - с иудеями и христианами, - если они не веруют в
Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе
всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они
рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или
покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз,
вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против
всех иноверцев.
Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и
т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христи-
анства, нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отра-
зились понятия патриархально-родового уклада. Женщина - подчиненное су-
щество, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил по-
ложение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриар-
хально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные
различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установ-
ленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как
будто смягчать имущественные противоречия, однако частная собственность
защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, рос-
товщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2:
276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интереса-
ми торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от
ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,
мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христиан-
ское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественно-
му укладу - к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология ара-
бов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для ко-
чевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполни-
мы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в
борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам до-
вольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из