Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 3 из 8)

кризиса: завоевание новых земель.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчез-

ли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в раз-

ных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Несмотря на

обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм

и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление

о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, об-

щими традициями, общей начальной историей и общими интересами в совре-

менном мире.

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением

шиизма ("шия" по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском дви-

жении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей - ара-

бов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального

антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер ши-

изм принял не сразу, а лишь впоследствии.

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка

Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избран-

ные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,

составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не ос-

тался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим

стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али;

двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то

пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаси-

тель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно

укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало

там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и

составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее

основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганис-

тана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последова-

тельно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную ди-

настию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду

дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусуль-

манских религиознофилософских систем Азии и из местных народных верова-

ний.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демокра-

тическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Ара-

вии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до

XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мис-

тицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых похо-

дов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия

секты происходит французское слово "assassin" - убийца).

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей

халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази

последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший

большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его призна-

ют законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв.

в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать

мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедли-

вость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,

написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали неко-

торые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре

(коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в хали-

фате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "не-

сотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальней-

шем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре

школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основа-

телей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма,

буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отста-

лого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов,

получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распростра-

нившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали бо-

лее свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды

между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское те-

чение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось

в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении

сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии

не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили

до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - прояв-

ление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморф-

ного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали осо-

бое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистичес-

кое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманс-

ких фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих

монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были

признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали

монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, оби-

рающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою

очередь обирают своих послушников - мюридов.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом

(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали назы-

вать учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан

и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на

Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических

условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в

XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Аб-

дель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и

роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к

патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения

предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с евро-

пейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись

только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к на-

чалу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом

подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Сау-

довской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господс-

твующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедно-

ты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мо-

хаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между

людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедо-

вал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих му-

сульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить

людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и

близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народ-

ных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись

суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хо-

тя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мир-

за Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изме-

нил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право

всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой

борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может

быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и пра-

вовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника но-

вое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям

народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Беха-

изм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама,

нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело

место полное сращивание государственной и церковной власти: глава госу-

дарства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство

составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных

лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религи-

озном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали