их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,-
это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток ша-
риата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопро-
сах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной
школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права.
Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял
шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые
шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики
или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто ре-
лигиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы -
медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них сту-
денты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопро-
сы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати,
арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках,
хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономи-
ческой силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это
имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний),
из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Сред-
ней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и
они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось
многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими ре-
лигиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусуль-
манские верования очень часто переплетаются с древними, домусульмански-
ми. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен
культ местных святых.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христи-
анством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти
всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде хрис-
тианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе боль-
шинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусуль-
манского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского
полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской
Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате
процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной побе-
ды одной религии над другой.
Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа види-
мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным мас-
сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодаль-
ный быт.
Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важ-
ным переломным моментом в эволюции Ислама.
Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система,
сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му-
сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шари-
атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были
окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов
(процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осущест-
вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафист-
кого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран
вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматри-
ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни
(хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммеда Али
в Египте и политикой танзимата в Османской империи.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских
богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого
ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма
болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по пово-
ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах бан-
ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте,
где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что бан-
ковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и,
следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва спо-
собствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интереса-
ми национальной буржуазии.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему му-
сульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представи-
тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традициона-
листами, и со сторонниками светских концепций общественного развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,
основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана
первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конг-
ресс.
Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века.
Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития освобо-
дившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции
так называемого "третьего пути", отличного как от капиталистического,
так и от социалистического.
Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские пар-
тии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской
республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская
исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в совре-
менных условиях традиционной исламской модели политической организации
общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная
власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти),
осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регули-
рования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом
эти концепции представляют собой модернизацию политической и социаль-
но-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики разви-
тия конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, нося-
щие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем законо-
дательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение
ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение
"исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиоз-
но-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом
направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразуме-
вается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в
ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), кото-
рый нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочис-
ленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на
средства нефтедобывающих государств Аравии.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных
делах стали играть международные мусульманские организации, действующие
как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее
значительная из них - Организация исламской конференции( ОИК ), создан-
ная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также
Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в
ней главами государств и правительств.
В ряде стран распространены религиозно-политические организации (в
том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия
исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные
учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские универси-
теты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие
предприятия (исламские банки, страховые компании).
Среди неправительственных мусульманских международных организаций на-
ибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году
в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,
Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих органи-
заций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно
большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущест-
венно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных
встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в
различных странах.
3.Индуизм