Смекни!
smekni.com

Религиоведение: возникновение и история развития (стр. 1 из 2)

Министерство науки и образования Украины

Донецкий национальный технический университет

Кафедра “Философии”

РЕФЕРАТ

Дисциплина: “РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”

Тема: ”Религиоведение: возникновение и история развития”

Выполнила

Студентка гр. УА-01а__________ Бровченко Т.Г.

Проверил

Доцент __________ Пашков В.И.

Донецк, 2003

ПЛАН

1. Религиоведение как отрасль знания.

2. Предыстория религиоведения.

3. Теория религиоведения:

А) мифологическая школа;

Б) антропологическая школа;

В) концепция прамонотеизма;

Г) теория психоанализа З.Фрейда.

4. Вывод

Список использованной литературы.

1.РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ПОЗНАНИЯ

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Отвечать на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфиче­ской, иллюзорно-мистической, иррациональной фор­мы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания — религиоведение, не имеющая ничего общего с тематически близкой ей, но принципиально чуждой теологией, т. е. апологети­кой религии как богооткровения. Следует отличать религиоведение и от атеизма. Цель религиоведе­ния — серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения — по­знать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

2.ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пы­тавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали сво­их богов. Зачем и для чего они это сделали. Отвечая на этот вопрос, древние философы полагали, что это было сделано, чтобы внушить людям страх, заставить их вы­полнять законы. Страх перед грозными явлениями при­роды, как считал Демокрит, лежит в основе религии.

Наивные, но не лишенные смысла концепции древ­них о происхождении и социальных функциях религии заложили фундамент научного религиоведения. Рас­пространение христианства на долгие века покончило с практикой античного свободомыслия, направив по­иски истины в русло богословия. И хотя христианская теология дала миру немало незаурядных мыслителей, их суждения о религии обычно ограничивались строги­ми рамками церковной догмы, за пределами которых горели костры святой инквизиции для еретиков и воль­нодумцев. Поэтому лишь с эпохи Возрождения и осо­бенно в эпоху Просвещения, когда всесилие церкви стало исчезать под давлением новых явлений и процес­сов (возникновение капитализма в сфере социально-экономической, реформация в сфере церковной), тради­ция античного свободомыслия возродилась — на сей раз на новом, более высоком уровне.

Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII в. Ф. Бэкон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим реальность, и тем давший толчок к прямой критике религии. Сооте­чественник Бэкона англичанин Т. Гоббс в своем знаме­нитом сочинении «Левиафан» заявил, что именно страх перед невидимой силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется рели­гией. Невежество и страх, по Гоббсу, породили рели­гию, а власти сознательно использовали это в своих интересах. Так родилась теория религии как сознатель­ного обмана.

Еще резче обрушился на религию голландский фи­лософ Б. Спиноза, который утверждал, что все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло. Истоки религии Спиноза видел в неуве­ренности человека в своих силах, в постоянных колеба­ниях его между надеждой и страхом.

Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной крити­ки религии. П. Гольбах считал религию вымыслом, созданным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его класси­ческим тезисом: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». П. С. Марешаль сравнил религию с наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.

Резкие, язвительные, саркастические нападки фран­цузских философов XVIII в. на религию и бог а не только возродили традиции античного свободомыслии, но и явились фундаментом для развития в XIX в научного религиоведения со всеми его школами, направлениямн, концепциями.

3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

А) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

На рубеже XVIII — XIX вв. стали появляться обстоятельные иссле­дования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так. Ш. Дюпюн стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифологическая школа, наиболее известные предста­вители которой (братья Я. и В. Гримм, М Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов,. стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительным анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.

Б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Значительным шагом вперед в познании вышеназванных систем стала антропологическая школа. Пред­течей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, вообра­жения человека, что религия — это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Фейербах свел « религиозный мир к его земной основе», а «...религиозную сущность к человеческой сущности». Однако сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду, как это фак­тически вытекает из построений Фейербаха, ибо на самом деле эта сущность «...есть совокупность всех общественных отношений» .Сторонники антропологической школы, и прежде всего виднейший ее представитель английский этно­граф Э. Тэйлор, опирались на ту же основу, что и Фей­ербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Пер­воначальная форма этих представлений — вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный чело­век, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этно­графические исследования теория Тэйлора была сущес­твенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.

Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэй­лора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этногра­фических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представ­ления первобытных людей, которые способствовали ус­тановлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии, одной из древнейших форм религии. Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощуще­нии сопричастия («мистическая партиципация»).

В) КОНЦЕПЦИЯ ПРАМОНОТЕИЗМА

В XX в. в противовес антропологической школе с ее попытками видеть в религии результат ложных ассоци­аций, нелогичности мышления, абстракции невеже­ственного дикаря, были выдвинуты новые, более обсто­ятельные концепции. Одна из них — концепция прамо-нотеизма, автор которой католический священник В. Шмидт в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический матери­ал и проявил огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином боге чуть ли не у всех народов мира практической пользы науке принести не могла.

Г) ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА З. ФРЕЙДА

Иная судьба у теории психоанализа З. Фрейда. Эта теория в гораздо большей степени относится к области психиатрии, даже к медицине, чем религиоведению. Однако она сыграла существенную роль в развитии современного буржуазного религиоведения. Религиозный аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в своих ранних формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов., прежде всего полового. Сублимация такого рода всегда чревата взрывом. Отсюда и религиозные представления – это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключается в силе этих желаний. ”Эдипов комплекс” (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не зная того, убил отца и женился на матери) всегда, согласно Фрейду, создавал в мужчинах двойственное отношение к их отцам - как к отцам и как к соперникам, что привело затем к тотемизму: тотем заменил отца. В дальнейшем такого рода “заменителем отца” стал бог.

Итак, религия - следствие сублимации навязчивых желаний. Но только ли это очевидная нелепость, как считают иногда противники Фрейда? Следует понять, что Фрейд смог многое увидеть и понять в подспудном, иррациональном внутреннем “я” индивида. Некоторые выводы в его анализе явно относятся к неврозам, даже патологии. Но религия отнюдь не была достоянием только здоровых людей. Невротические недуги подчас даже способствовали религиозно-активным деятелям (монахам, шаманам, пророкам и т.п.) совершать “чудеса”, приходить в состояние экстаза, иметь ”видения”, слышать ”голос бога” и в итоге вести за собой здоровых, что нередко превращало этих деятелей в основателей новой религии. Теория Фрейда, таким образом внесла весомый вклад в уяснение ряда аспектов, имеющих прямое отношение к религиоведению, например в анализ причин так называемой “потребности в религии”.