Во время раннепервобытной общины люди, выделявшиеся из мира животных, знали об окружающей их природе очень мало. Однако люди уже стояли на такой ступени развития интеллекта, когда их уже не удовлетворяло такое положение вещей и поэтому появилась потребность объяснить и подчинить себе всё то, с чем им приходилось сталкиваться и что нередко заставляло людей чувствовать себя бессильными. Поэтому то и возникла рядом с другими формами общественного сознания религия.
IV. Памятники религии.
1. Палеолитической эпохи.
Можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху верхнего палеолита существовали достаточно оформленные религиозные представления. Об этом можно судить по достаточно многочисленным памятникам наскальной живописи. Впервые она была обнаружена в 1879 году в пещере Альтамира в провинции Сантадер (Северная Испания) археологом Марсельино де Саутуола. Но его открытие было встречено с недоверием. Отношение к нему несколько изменилось, когда подобные изображения бизонов и других животных были найдены в нескольких пещерах Франции: Ла-Мут (долина Везеры; 1895), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи; 1896) Марсула (северный склон Пиренеев; 1897). И наконец перелом во взглядах на наскальную живопись наступил в 1901 - 1902 годах, когда были открыты памятники пещерной живописи в гротах комбарель и Фон-де-Гом (Везера), Мак д’Азиль (верхняя Гарона) и когда тщательное исследование Альтамирской пещеры показало неопровержимую подлинность и глубокую древность изображений. После этого было открыто ещё немалое количество пещер, на сводах и стенах которых были найдены древние рисунки, но всё же важнейшую роль в изучении палеолитического искусства сыграли именно эти, открытые первыми, стоянки.
Что же такое несли в себе эти рисунки, что убедило учёных в том, что в это время религия была уже достаточно развита?
Для начала достаточно показательным примером может служить то, что изображения животных в большинстве своём весьма реалистичны, изображения же человека, наоборот, очень условны и схематичны, а ещё чаще представляют собой либо фигуры фантастичных зооантропоморфных существ, либо людей, наряженных в звериные маски. Нельзя сказать, что первобытные художники не умели изображать натуру, так как фигуры животных нарисованы весьма реалистично, значит отступление от натуры было преднамеренным и, вероятно, подобное изображение человека связано с религиозными представлениями и обрядами.
Относительно значения этих замаскированных фигур наиболее проработанными являются две версии: вряд ли можно считать их охотничьей маскировкой: против этого говорят ритуальные позы и достаточно чёткие изображения танцев. Скорее всего, это исполнители каких-то обрядов, наиболее вероятно, что тотемических. Зооантропоморфные же существа, наверное, изображают тотемических предков, так как они аналогичны австралийским мифологическим предкам, что очень хорошо показал в своей работе Люсьен Леви-Брюль3.
Не так давно памятники верхнепалеолитической живописи исследовал крупный французский учёный Андре Леруа-Гуран4. Он изучил и систематизировал рисунки из более чем 60-ти пещер, классифицировал их по месту расположения, по эпохам, по сюжетам. По его мнению в этих рисунках отражена первобытная мифология, ассоциирующая, например, лошадь с мужским началом, бизона - с женским.
Несколько особняком стоит вопрос о женских статуэтках палеолитического периода. Найдены они в Виллендорфе (Австрия), в Гримальди (Италия), в Брассемпуи (Франция), в Гагрино, Костенках, Мальте, Бурети (территория бывшего СССР) и на некоторых других стоянках. Почти все они изображают обнажённых женщин с сильно выраженными половыми признаками, с большими грудями и часто с большим животом. Мужские же фигуры практически не встречаются5.
Относительно значения этих фигурок существуют разные версии. Эти гипотезы можно разделить на две группы: первая - не религиозная, представленная версиями об эстетическом или эротическом значении статуэток; и вторая группа к которой относятся гипотезы, связанные с религиозными верованиями первобытных людей. Из этих предположений наиболее известными являются три. Одни учёные считают, что эти скульптуры изображают жриц, которые исполняли семейно-родовые обряды. Другие говорят о том, что это - изображения матерей прародительниц, при этом их основным аргументом является то, что большинство женских фигурок найдены в непосредственной близости от очага. Этой точки зрения придерживается П. П. Ефименко6
. Однако с этим не согласен С. А. Токарев7, который аргументирует свою точку зрения этнографическим материалом: у ныне существующих народов подобного культа обнаружено не было (правда за некоторыми исключениями). Сам же С. А. Токарев считает статуэтки изображениями хозяйки огня (или хозяйки очага), ссылаясь, опять же на этнографию (подобный образ имеет место в семейно-родовом культе многих современных народов, в частности у сибирских народов).
Судя по археологическим находкам в конце палеолита изображения людей и животных практически исчезают, но появляются схематические рисунки. Возможно, они как-то связаны с религиозными верованиями. В этом ракурсе наиболее интересна раскрашенная галька, найденная Эдуардом Пьеттом в пещере Мас д’Азиль. Таких галек было найдено более двухсот. Выглядят они так: Их поверхность (только с одной стороны) покрыта знаками в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен и знаками, напоминающими буквы; нанесены эти символы красной краской. Сам Пьетт считал их либо бирками со счётными знаками, либо даже алфавитными буквами. С. А. Токарев же считает более вероятной гипотезу, проводящую аналогию этих галек с чурингами современных австралийцев, которые представляют каменные или деревянные священные таблички, поверхность которых покрыта символическими рисунками, чем-то напоминающими описанную гальку. Если согласиться с этой версией, то можно предположить, что в палеолите существовали тотемистические верования.
2. Неолитической эпохи.
В неолитическую эпоху памятников религии становится значительно больше, но практически все они представляют собой погребения. В большинстве погребений ритуальный их характер не вызывает сомнений. Нельзя сказать, что умерший был похоронен только по гигиеническим и эстетическим соображениям если вместе с ним были положены предметы обихода, орудия, сосуды, которые, возможно, наполнялись пищей, украшения, оружие. Это несомненно связано с религиозными представлениями людей, их анимистическими или тотемическими верованиями, о которых будет сказано ниже.
Несмотря на значительное разнообразие форм захоронения их можно классифицировать (по Дешелетту)8 на пять основных типов: 1) захоронения просто в земле; 2) под естественными навесами скал или в гротах; 3) под дольменами (они представляют собой большую комнату, гораздо крупнее жилой избы, сложенную из громадных камней, плотно придвинутых друг к другу стоймя: одна из таких каменных комнат, открытая в наше время в Испании, длиною почти 12 сажень, шириною в 3 сажени. Сверху клали крышу из тяжёлых камней; к двери вёл длинный ход, сложенный из камней помельче, по этому ходу можно было пробираться только ползком. Такие большие каменные могилы часто засыпаны землёй, поднимающейся над ними курганом. Подножие холма бывает обложено кругом камнями. Встречаются также правильные круги из громадных священных камней и целые поля, уставленные рядами и аллеями каменных столбов и глыб.) или крытыми аллеями; 4) в искусственных гротах; 5) в цистах или каменных ящиках. В разных погребениях трупы находятся в разных положениях: вытянутые, скорченные, сидячие, существует предположение о том, что трупы могли привязывать к деревьям; иногда встречаются следы рассечения трупа. Достаточно часто встречаются захоронения, где находят несколько скелетов: скорее всего это родовые усыпальницы, в которых хоронили в течении некоторого времени покойников из одного рода. Чаще всего такие усыпальницы создавались в гротах и дольменах.
Так же в неолите существовала практика кремации. Судя по осуществлённым недавно польским антропологом Янушем Пёнтеком эксперементам процесс кремации от разведения костра до извлечения оттуда костей длился около 10 часов, хотя длительность сжигания зависит от многих факторов, таких как сорт дров, сила и направление ветра и так далее. В ходе этих же эксперементов польский антрополог установил, что найденные в нескольких захоронениях сожжённые, но расположенные в анатомическом порядке скелеты были сожжены не освобождаясь от мягких тканей. Так же Януш Пёнтек доказал несостоятельность выдвинутой некоторыми учёными гипотезы о том, что сжигались только скелеты женщин: оказалось, что при кремации длина костей сокращается на 10 - 17 % и таким образом величина сожжённого мужского скелета приближается к величине несожжённого женского. Практика кремации встречалась достаточно редко и спорадически, но зато была распространена на достаточно большой территории: от Днепра до берегов Атлантического океана. Обычай этот многие учёные считают напрямую связанным с анимическими верованиями и пока другого достаточно чёткого объяснения этому не найдено.
В некоторых погребениях были найдены вырезанные на камне женские изображения, которые некоторые учёные, в частности С. А. Токарев, связывают с религией, однако никто пока не может сказать точно с какими её формами. Возможно, это женское божество - страж могилы или покровительница рода, к которому принадлежал похороненный, или богиня земли, которая считалась покровительницей мёртвых, а может быть эти изображения, подобно женским статуэткам эпохи палеолита, являются изображениями матерей-прародительниц или богинь семейного очага.
Как и в эпоху палеолита в неолите встречаются статуэтки в виде человеческих фигурок, но здесь хоть и крайне редко встречаются мужские статуэтки, например безголовый фаллический идольчик из грота Николая (департамент Гар, Франция).