Большая часть остальных народов, находящихся на стадии первобытной общины, стоит уже на несколько высшей ступени, чем австралийские негры. У африканских негров и американских индейцев можно говорить о чётких религиозных представлениях, состоящих в признании высшего существа; у индейцев есть Маниту, а у племен банту в южной Африке - Модимо. Этот "великий дух" не играет, однако, важной роли; во всяком случае, ему не молятся. Он не является и творцом мира; скорее он соответствует фатуму (судьбе).По крайней мере, это вытекает из того, что говорил миссионерам один вождь негров.
"Вы, значит, думаете, - сказал он, указывая на звёзды, - что между ними и по ту сторону их живёт всемогущий владыка, наш отец, создавший нас всех. Правда, что и наши предки говорили о небесных владыках, и мы называем большие светящиеся пятна, которые вы видите у себя над головой, дорогой богов; но нам кажется, что мир всегда существовал, кроме людей и животных, которые, по нашему мнению, когда-то появились, сначала животные, а потом люди. Но мы не знаем, кто их принёс в мир. Мы молимся духам наших предков, и просим их о дожде, обильной жатве, здоровье и о том, чтобы они приняли нас к себе после смерти.
По-видимому, такого же рода и представления индейцев о Маниту. Они не молятся ни ему, ни многочисленным другим богам. Только военные боги призываются вождём, когда племя отправляется в поход. Их очень короткие молитвы бывают обыкновенно обращены к умершим: "Духи, будьте ко мне милостивы и покажите мне, где я могу найти медведя". Один путешественник рассказывает, что он с несколькими индейцами плыл в лодке. Приехав на озеро, индейцы взяли свои трубки и стали курить, молясь в то же время ветрам, чтобы они были тихи и дали бы им безопасно проехать по озеру.
Из этих сведений можно понять, что духи, т. е. души умерших и духи природы, составляют центральный пункт в религии этих обществ. Духи наполняют собой всё; они приносят вред или пользу, поэтому их надо почитать. Посредством жертв и заклинаний духов человек может обеспечить себе удачу в своих предприятиях. С помощью духов он может нанести вред обидевшему его соседу.
5. Фетишизм (сущность, взаимосвязь с анимизмом и обряды).
Способы, посредством которых призывают и заклинают духов, различны у разных народов. Одни из них обращаются к какому-нибудь видимому предмету, в котором, по их мнению, дух имеет своё местопребывание(фетиш). (Фетишизм16 - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевлённых предметов, например, пещер, камней, деревьев, орудий труда или предметов обихода, а позднее специально изготовленных культовых предметов. Фетишистские представления связаны с одушевлением природы, хотя и с определённым выбором). Другие, напротив, не имеют никаких видимых символов для духов. Есть и такие, у которых и та, и другая формы существуют вместе. Негры Гвинейского берега - типичные представители фетишизма. Каким образом создаётся фетиш видно из изложения одного из вождей: "Когда кто-либо из нас решается предпринять что-нибудь важное, то прежде всего он ищет себе какого-нибудь бога в качестве помощника для своего предприятия. С этой целью он выходит, и первое встреченное им существо берёт себе в боги, будь то собака или кошка, или даже одно из самых низших животных. Это может быть так же и безжизненная вещь, найденная им на дороге: камень или кусок дерева; этому новому богу он тотчас же приносит жертву, объясняет ему своё дело и торжественно клянётся, что если оно удастся, то он и впоследствии будет считать его своим богом и служить ему. Если предприятие будет удачно, то, значит, он нашёл нового, очень полезного бога, которому он ежедневно приносит жертву; в противном случае он бросает нового бога, как негодного, и последний снова делается тем, чем он и раньше был."
5. Три ступени анимизма (третья).
Ещё более высокое положение занимают южноафриканские негры, так как они обращаются с молитвой к совершенно определённым духам, не придавая им никакой видимой формы. Как мы видели выше, ими призываются исключительно духи предков, души умерших людей; но последние не все занимают одинаковые степени. Сын обращается преимущественно к своему отцу, как к лицу наиболее известному. Один зулус так описывал все эти воззрения: "Мы, чернокожие, не почитаем одинаково всех наших аматонго (предков), т. е. всех умерших людей нашего племени, без различия. Обыкновенно только главе каждого дома молятся его дети, так как прочие предки им не известны и они не знают их имён. Таким образом, молитва их начинается и кончается их отцом, так как они лучше всего знают как его самого, так и его любовь к своим детям. Таким же он будет для нас и теперь, когда он уже умер. Поэтому хотя мы молимся многим аматонго нашего племени, которые образуют непроницаемую ограду для нашей защиты, но при служении аматонгам отец наш ставится нами гораздо выше всех других. Наш отец - это великое для нас сокровище даже и тогда, когда он умер. Когда в краале появляется болезнь, то старший сын восхваляет его, давая ему самые почётные прозвища, заслуженные им на войне и в битвах; но при этом он прославляет и других аматонго".
Изучение многочисленных этнографических свидетельств позволяет составить достаточно определённую картину обращения к духам, которое сочетается с принесением жертв. Когда внутренности жертвенного животного вынуты, то старший восклицает: "Вы, духи моих предков, возьмите эту жертву себе на пищу. Пошлите мне здоровье по вашей милости". Хорошим знаком считается, если при убийстве животного оно ревёт. Тогда говорят: "Реви громче, бык наших предков". Часть крови и жира откладывается в сторону, на особое место, и сжигается вместе с куреньями, чтобы духи ощущали приятный запах; затем начинается жертвенное пиршество. Старший вместе со слугой, несущим обеденную циновку, идёт к наружному выходу загороди, где помещается скот, и кричит: "Тихо, смирно! Я прошу вас, духи наших отцов, совершившие для нас, перед нами, столь великие и славные дела, послать нам удачу и счастье. Я прошу вас, чтобы вы наполнили мой крааль скотом, мои житницы - хлебом, мои жилища - детьми, чтобы вы не исчезли из нашей памяти".
Итак, у южноафриканских племён, рядом с почитанием умерших, не существует, по-видимому, служения фетишам; у американских индейцев же и то и другое существуют вместе. Выше уже было рассказано как они призывают духов и ветры без всяких особых обрядов и не обращаясь ни к какому видимому предмету. Об этих же индейцах из племени Дакота рассказывают, что они не молятся никакому определённому изображению, вследствие чего у них нет и никаких построек для богослужения. Но зато нередко бывает, что один из индейцев берёт какой-нибудь камень, преимущественно круглый, и разрисовывает его, потом, отойдя несколько шагов от своего жилья, очищает от травы кружок в один или два фута в диаметре и ставит на это место камень, или своего бога, как он его называет, приносит ему в жертву несколько табаку и перьев и просит у него защиты от опасности. Таким образом, служение фетишам может существовать одновременно с непосредственным обращением к духам.
VIII. Магия.
1. Сущность, виды систематики.
Всё, о чём было написано выше, представляет собой способы, посредством которых частные люди служат духам или заклинают их. Но так было только во времена зарождения магии (Магия17 - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия. Поскольку человек ещё не обладал достаточным знанием, чтобы объяснить взаимосвязь между происходящими вокруг него событиями, то он, неправильно понимая случайные совпадения, верил, что, производя определённые действия или произнося специальные слова, он может помочь или навредить человеку, может обеспечить удачную охоту или рыбалку, может, когда это необходимо, вызвать дождь, или даже бурю. Магию разделяют на две категории: "белую", то есть охранительную и "чёрную", то есть вредоносную. Другая её классификация17 связана с объектом воздействия: производственная, или промысловая, любовная, лечебная и т. п. магия). В частности примером промысловой магии является "пляска кенгуру" у аборигенов Австралии, когда несколько охотников изображали этих животных, а все остальные якобы поражали их копьями. Есть предположение, что частые знаки ран на позднепалеолитических и неолитических рисунках и скульптурах животных свидетельствуют об этих же магических приёмах. Скорее всего и то и другое означает, что животное отмечено магически и смерти ему не избежать.
2. Развитие магии.
Даже самые ранние формы религии включали в себя зачатки как фантастических представлений - веры, так и священнодействий - культовой практики. Практика эта достаточно продолжительное время являлась тайной только для непосвящённых, неинициированных членов группы, а среди взрослых, инициированных людей была доступна всем. Однако в связи с дальнейшим развитием верований, а следовательно и усложнением культа его отправление стало требовать больших знаний, умения, опытности. Не смотря на то, что во время проведения основных религиозных ритуалов присутствовал и принимал активное участие весь коллектив, важнейшие из них совершали старейшины или особые, занимающиеся исключительно магией специалисты. При этом мужскими культами ведали мужчины, женскими - женщины. Когда же культ имел значение для всего коллектива, то, опять же судя по этнографическим свидетельствам, во всё фиксированное учёными время, то мероприятием занимались мужчины, хотя в мифах у аборигенов Австралии ещё сохранились воспоминания о такой же роли женщин. В это время самостоятельное обращение к магическим действиям было крайне редким, да и то только если речь шла об обыкновенных случайностях ежедневной жизни.