Смекни!
smekni.com

Религия (стр. 7 из 7)

Зачастую знахарь сам бывал больным человеком: иногда это сумасшедший или страдающий падучей. Эти болезни принимались людьми за особый знак, говорящий о связи знахаря с могущественными и мудрыми духами. Ещё знахарем мог стать очень умный или талантливый человек: автор песен, знаток трав и цветов; его особенный ум, талант окружающие считали внушением духов. Вещий человек мог показать путь, вдохновить в битве; иногда он являлся предводителем.

Если знахари проходили посвящение, то колдунами становились втайне. Колдунов не любили за тот вред, который они причиняют. К тому же на мага, напустившего на человека порчу мог указать знахарь, лечивший этого человека и колдуну пришлось бы туго. Поэтому чёрная магия всегда хранилась в секрете и до сих пор ни археологические, ни этнографические источники не нашли материального подтверждения её существования.

Существует мнение, что магию ещё нельзя считать религией в современном значении этого слова, потому что её связывали не со сверхъестественными возможностями, а с тем, что представлялось для верившего человека вполне естественным. Однако ни в одном из древних форм религии сверхъестественное не отделялось от естественного, так как мышление первобытного человека было ещё не настолько развитым чтобы суметь чётко отделить одно от другого.

IX. Спор о первоначальности одной из религий.

Вопрос об изначальности какой-то религии до сих пор остаётся спорным. Но лично я склоняюсь к версии, изложенной в учебнике В. П. Алексеева - А. И. Першица "История первобытного общества" \Москва. Высшая школа. 1990 г., по которой древнейшими видами религии являются тотемизм и магия. Существуют мнения, что исходным видом был анимизм, но всё-таки это маловероятно, так как человек не может сразу понять что-то сложное, минуя более простые и понятные стадии, а представления о нематериальном (или раздвоении материального) гораздо более сложны для понимания, потому что предполагают некоторую степень развития абстрактного мышления, тогда как тотемизм в этом плане намного более материален и, если это можно так назвать "осязаем". Так же имеет место версия о фетишизме как о первоначальном религиозном веровании, но фетишистские представления невозможно представить без синтеза с тотемическими, анимистическими и магическими представлениями.

X. Мифология.

С религией на всём протяжении её существования была тесно связана мифология. Она зародилась в эпоху первобытности, этому способствовало достаточное развитие религиозных представлений у человека разумного. Появление мифов являлось как бы введением определённости и порядка в познаваемый мир, для защиты его от хаоса.

Крупный специалист по мифологии Востока и Запада И. М. Дьяконов подчёркивает, что миф - это образная, метафорическая модель мира, что миф есть "попытка познания эмоционально-образным путём самого мира". Миф - это метафора, поэтическая интерпретация или драматизация конфликтных сил природы, жизни и человеческого разума, это вибрирующее выражение фантазии, ценностей и стремлений архаической культуры.

По мифам можно проследить трансформацию верований, системы ценностей и норм поведения. Они является своего рода проявлением неординарного восприятия окружающего мира, отражением развивающегося мышления, однако основной чертой мифов является отсутствие осознания их образности, полное отождествление образов и реальности. Немецкий18 философ Э. Кассирер писал об этом: "Мифологическое воображение содержит всегда акт веры. Без веры в действительность своего предмета миф утратил бы свою основу, на которую он опирается."

Мифы появляются в результате слияния воображения отдельных индивидов, состоящих в общине, в единое целое, то есть мифологическое воображение по сути является всегда коллективным. При этом архаические коллективы были одновременно и творцами и потребителями мифов. Вот что значили мифы для древних людей по мнению В. С. Поликарпова19: "Миф создавал некое сакральное пространство, своеобразный центр мира, и сакральное время, которое, хоть и течёт непрерывно, но предоставляет возможность циклического движения в нём (концепция так называемого "вечного возвращения"). В самых архаических культурах обнаруживается чёткое различие между тем, что действенно, значимо именно священное (сакральное), и тем, что является смертью, хаосом, бессмысленностью. Священное проявляется тогда, когда имеется та или иная связь с реальностью в её предельности; религия представляет собой священную модель мира, символическую модель отношения человека к этой предельной реальности вообще. В первобытном обществе мифология представляла собой форму познания действительности..."

XI. Первобытный синкретизм.

В духовной культуре древних людей органично переплетались все виды деятельности от познавательной до художественной и культовой. Например, когда человек лечил рану, то он использовал и полезные травы, и одновременно прибегал к помощи магии; когда, исполняя магический обряд с целью обеспечить успех в охоте, протыкал копьём изображение животного, то одновременно с этим он и практиковался в приёмах охоты или обучал им молодых охотников. Чем же можно объяснить такой странный симбиоз? В этом вопросе я придерживаюсь традиционного мнения большинства современных учёных: это лишь одно из проявлений первобытного синкретизма. Общественное сознание, как и общественное бытие, было ещё слишком неразвитым, чтобы дифференцироваться в различные, чётко разграниченные сферы, которые возникли позднее, в процессе усложнения человеческой деятельности.

Сноски.

1 - Религия... - определение взято из книги В. И. Гараджа "Религоведение". \Москва. "Аспект Пресс". 1995г.

2 - Предпосылки развития науки о религии взяты из книги В. И. Гараджа "Религоведение". \Москва. "Аспект Пресс". 1995г.

3 - Люсьен Леви-Брюль - Levy-Bruhl L. La mythologie primitive. P., 1935, p.146-153. (сноска из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы. 1986 г.)

4 - Андре Леруа-Гуран - Leroi-Gourhan A. Les religions de la prehistoire, p. 85-98, 113,151-152. (сноска из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы.1986 г.)

5 - Мужские же фигуры практически не встречаются. - Абрамова З. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966, с. 29-31 и др. (сноска из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы. 1986 г.)

6 - П. П. Ефименко - Ефименко П. П. Первобытное общество. \Киев, 1953г., с.402-404 и др. (сноска из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы.1986 г.)

7 - Токарев С. А. - Токарев С. А. К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита. - Советская археология, 1961, № 2. (сноска из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы.1986 г.)

8 - Классификация по Дешелетту - взята из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы. 1986 г.

9 - Значение тотемизма - взято из В. П. Алексеев - А. И. Першиц «История первобытного общества» \Москва. Высшая школа. 1990 г., с.212.

10 - Элькин называл - цитата из Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев". \Москва. "Наука". 1981г.

11 - Классификация по Элькину - взята из книги Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев". \Москва. "Наука". 1981г.

12 - Основаны... - цитата из Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев". \Москва. "Наука". 1981г.

13 - Анимизм - определение взято из В. П. Алексеев - А. И. Першиц «История первобытного общества» \Москва. Высшая школа. 1990 г., с.212.

14 - Наиболее известны... - названия местностей взяты из книги С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы. 1986 г.

15 - Ниже всех... - здесь и далее этнографические сведения взяты из книги Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев". \Москва. "Наука". 1981г.

16 - Фетишизм - определение взято из В. П. Алексеев - А. И. Першиц «История первобытного общества» \Москва. Высшая школа. 1990 г., с.213.

17 - Магия и её классификации - взято из В. П. Алексеев - А. И. Першиц «История первобытного общества» \Москва. Высшая школа. 1990 г., с.213.

18 - Высказывание Э. Кассирера взято из книги В. С. Поликарпов "История религий. Лекции и хрестоматия. "\Москва. "Гардарика". 1997г., стр. 11.

19 - В. С. Поликарпов - В. С. Поликарпов "История религий. Лекции и хрестоматия. "\Москва. "Гардарика". 1997г., стр. 11 - 12.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Р. Ю. Виппер "История древнего мира" \Москва. "Республика". 1993 г.

2. В. П. Алексеев, А. И. Першиц "История первобытного общества" \Москва. Высшая школа. 1990 г.

3. "Иллюстрированная история суеверий и волшебства: от древности до наших дней". Составил А. Леманн. \Киев. "Украина". 1993 г.

4. В. С. Поликарпов "История религий. Лекции и хрестоматия. "\Москва. "Гардарика". 1997г.

5. В. И. Гараджа "Религоведение". \Москва. "Аспект Пресс". 1995г.

6. Р. М. Берндт К. Х. Берндт "Мир первых австралийцев". \Москва. "Наука". 1981г.

7. С. А. Токарев "Религия в истории народов мира" \Москва. Издательство политической литературы. 1986 г.

[AK1]