Смекни!
smekni.com

Религия и её роль в жизни (стр. 3 из 6)

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна­нии человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе — напрасно, без пользы, попусту) — примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам,'и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. топоз — один, единствен­ный и Аеоз — бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у — много и Шеоз — бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите­изм» иногда используется его русский аналог — многобожие.

Буддизм.

В VI в. до н.э. в брахманистской Индии стали встречаться странные монашествующие люди. Следуя учению своей религии, они ходили без одежды и поэтому назывались дигамбары (одетые воздухом). Другая часть последователей этого течения — светамбары (одетые в светлое) надевали на себя простейшую белую одежду. Головы они брили наголо, а иногда вырывали волосы с корнем. Образ жизни этих людей был тоже весьма странен: идя по земле, они внимательно смотрели под ноги и разметали дорогу перед собой метелкой, боясь нанести увечье (не дай Бог, раздавить!) какой-либо букашке, а воду пили через специальное ситечко, чтобы ни одно самое мельчайшее живое существо не оказа­лось нечаянно проглоченным. Категорически запрещалось разжигать ночью огонь — ведь в нем могли сгореть слетевшиеся на свет насекомые. По аналогичным соображениям не рекомендовалось ходить в темное время суток. Заниматься земледелием эти люди, естественно, не могли: это занятие нарушало права живых существ, живущих на земле и под землей: червяков, жучков и т.п. Питались они исключительно растительной пищей, добытой у дикой природы. Старики, когда чувствовали приближение смерти, сбрасывали с себя одежду и переставали есть. Добровольная голодная смерть в старости была очень похвальным деянием. Эти люди соблюдали пять «святых обетов» — не обижать, не говорить не правды, ничего не брать чужого без позволения, сохранять целомудрие и супружескую верность, упражняться в отречении от всего мирского. Одним словом, они были крайними аскетами.

Члены новых общин были названы джайнистами — по имени пророка Джайна (Джинна) (букв. Победитель). Собственно говоря, это было не имя, а прозвище, данное реальному историческому лицу Варджаману Махавире, жившему около 600 г. до н.э. Еще будучи ребенком, Варджаман совершал необычайные поступки: укрощал змей и бешеных слонов, был не по годам умен. Он жил обычной светской жизнью, но после смерти родителей оставил жену, раздарил имущество и стал странствовать, ведя жизнь аскета.

Джайнисты верили во множество богов и божественных существ, но эта вера не составляла главного содержания их религиозного мировоззрения. Они учили, что душа человека, любого живого существа или растения бессмертна. После смерти она переселяется в новое воплощение. Человек, ведя правильный образ жизни (т.е. избавившись от страстей, желаний и привязанностей), может решающим образом повлиять на свою будущую карму (см. предыдущую тему), улучшив и облегчив ее. Если же он жил в страстях, гневе, был жаден, то удел его души печален: ей предстоит вновь страдать в новой материальной оболочке. Идея о том, что человек сам по своей свободной воле творит будущую карму, отличала джайнизм от ведической религии. Впрочем, все это не мешало древним джайнистским царям быть весьма жестокими по отношению к поддан­ным и иноплеменникам.

Джайнисты основали свою церковную организацию, стали строить храмы (поначалу они располагались в пещерах), создавать монастыри, где жизнь текла по самым крайним законам аскетизма. Они разработали свой культ с праздниками, торжественными процессиями, приношениями цветов, омовением статуй божеств молоком и курением фимиама. Многие обряды этой религии совместились с обрядами индуизма.

Приверженцы джайнизма (джайны) есть в Индии и сейчас, хотя от многих крайностей своей веры они отказались. Те из них, которые живут не в монастырях, а в миру, занимаются торговлей и финансовой деятельностью, ювелирным делом (земледелия они продолжают избегать). Многие джайны стали крупными предпринимателями и очень богатыми людьми.

В среде кшатриев стали появляться пророки, подобные Джайне. Они пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к высшим степе­ням духовности, к спасению, к богам.

Джайнизм не стал такой религией: видимо, этому помешал ее крайне аскетический характер, но поиск продолжался, и в том же VI в. до н.э. родилась новая религия — буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религи­ей. Она старше христианства на пять веков, а ислама на це­лых двенадцать. Буддизм имеет ныне около 700 млн. после­дователей и приблизительно миллион священнослужителей в разных странах (посчитать буддистов точно очень трудно). Джайнизм может рассматриваться как его непосредственный предшественник или по крайней мере очень близкое к буддиз­му религиозное течение.

VI в. до н.э. был веком возникновения сразу нескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм). Это, очевидно, не случайно.. В истории человечества есть отчетливые рубежи, связанные с гло­бальной ломкой человеческого сознания. Один из таких рубе­жей — начало новой эры — эры христианства, а еще более ранний рубеж — середина I тыс. до н.э., когда люди постепен­но освобождались от раннего мифологического сознания, свойственного полупервобытному состоянию, «детству чело­вечества». Собственно только тогда и появились религии в полном смысле этого слова. Они стали включать в себя опре­деленные догматы (неизменные вечные истины, принимаемые на веру), философию, важнейшей частью которой было нрав­ственное учение.

Главное открытие, сделанное Буддой, — это знаменитые четыре истины. Вот они:

1. Жизнь есть страдание (дуюса). Рождение есть стра­дание, старость — страдание, болезнь — страдание, соеди­нение с немилым — страдание, разлука с милым — страда­ние, желание недостижимого — страдание.

Согласитесь, что человек может иметь две позиции для построения своего отношения к миру: можно признать исход­ным для себя наслаждение, радость и удовольствие. Люди с такими взглядами называются гедонистами (от гр. наслаж­дение). Можно же исходить из идеи изначального страдания. Будда и его религия идут по второму пути. Однако пессимизм первой истины восполняется тем, что последние три указыва­ют человеку причину страдания и предлагают путь к полному освобождению от него.

2. Существует причина дукхи (страдания). Она состоит в стремлении к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотской жизни.

Проще говоря, несчастными делают нас наши желания, ибо, как всем хорошо известно, цепь человеческих потребно­стей не имеет конца. Причиной страдания может быть любая неосуществленная жажда самоудовлетворения.

3. Если человек сам своей собственной волей создает стра­дания, следовательно, он сам может и прекратить их. Путь к избавлению проходит через полное уничтожение желаний и достижение вслед за этим просветленного состояния.

Круговорот грешного бытия тем самым останавливается, и человек может выйти в новое качество, соединиться с вечностью.

4. Для того, чтобы прекратить страдания и приблизиться к великой истине, необходимо твердо знать путь, обозначен­ный 8 условиями:

-правильным распознаванием причин,

-правильным мышлением,

-правильной речью,

-правильным действием,

-правильной жизнью (не убивай, не кради, не причиняй никому вреда, не лги и т.д.),

-правильным трудом,

-правильными воспоминаниями,

-правильной концентрацией психических и физических сил.

Человек не может достичь совершенства немедленно, но постепенно, идя намеченным путем, он все больше освобож­дается. В конце этого пути наступает нирвана (см. выше), т.е. полная свобода и состояние озарения. Наступление нирваны, как уже говорилось, подобно угасанию пламени, когда закан­чивается топливо, в качестве которого выступают страсть, не­нависть, заблуждение.

Этот путь, указанный Буддой, получил название «восьме­ричного пути», еще одно его название — «срединный путь» или «благородный путь». Он называется срединным пото­му, что не призывает к двум крайностям: чувственному сладо­страстию и непомерному наслаждению, с одной стороны, а с другой — к полному аскетизму и самоистязанию. В отрица­нии жесткого аскетизма буддизм разошелся, таким образом, с джайнизмом и некоторыми другими учениями Древней Ин­дии. Будда еще в первые годы странствий убе­дился в неэффективности такого пути.

Учение Будды призывает человека не творить зла, не во­ровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не пре­любодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек Должен избегать «красного петуха» — гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» — невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» — коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними соб­ственным опытом и познаниями. Вместе с тем Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.