Смекни!
smekni.com

Религия и её роль в жизни (стр. 4 из 6)

Один из самых характерных символов буддизма — колесо. Это знаменитое колесо жизни (бхавачкара). Оно симво­лизирует вечную круговую цепь перерождений (сансары):

сначала из океана неведения рождаются импульсы (но в них уже заложена карма — судьба), затем из импульсов вырас­тает сознание, появляется физический и психический облик человека с шестью чувствами (зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом и «воспринимающим умом»). Далее чело­век начинает воспринимать мир, у него возникают желания, потом они переходят в привязанности, которые и порождают страдание. Жизнь человека подобна колесу: он рождается чистым, свободным от страстей и желаний, но по мере взросле­ния начинает стремиться к лучшему, появляется привязанность и зависть, а отсюда все его дальнейшие беды — болезни, ста­рение и сама смерть. Задача человека — вырваться из этого «порочного круга».

Система буддизма направлена главным образом на то, что­бы регулировать поведение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде. Эту систему можно назвать нравственной .В истории человечества это была одна из первых религий, стержнем которой стало нрав­ственное учение.

Очень важно, что буддизм призывает одинаково ровно, доброжелательно и милосердно относиться как к добрым, так и к злым людям, в том числе к преступникам, убийцам. Не­желательно мстить и наказывать за злодеяния. Буддизм во­обще учит терпимо и бесстрастно относиться к злу, не вмеши­ваться в жизнь, не бороться за правду. Осуждаются также привязанности и чувства людей друг к другу (даже если это чувства родителей к детям или детей к родителям), так как они мешают достижению блаженства. Таким образом, этика буддизма — это пассивная этика: не твори зла и несправедли­вости, сам показывай положительный пример, но не навя­зывайся другим, не стремись искусственно переделывать несовершенный мир по своему образцу. Ведь любая рефор­ма и тем более революция, какими бы справедливыми ни казались ее цели и лозунги, ведет к насилию, а оно катего­рически отвергается буддизмом. Изменять следует не мир, не общество, не государство, а самого себя. Каждый идет к совершенству сам по себе, индивидуально.

Согласимся ли мы с таким взглядом на мир?.. Во всяком случае ясно одно: в учении буддизма есть своя определенная доля истины. В этой книге вы познакомитесь со многими раз­личными и в том числе абсолютно противоположными рели­гиозно — философскими и нравственными системами. Если расставить их в ряд, то невольно приходишь к выводу, что каждая религия открывает человечеству одну из сторон Истины, которая вечна и неизменна, но многогранна, непо­стижима и неуловима. Путь к ней бесконечен как матема­тическая прогрессия, которая вечно приближается к сво­ему пределу, но никогда не может его достигнуть.

Христианство.

Христианство — великая мировая религия. Первона­чально единая, по мере движения человеческой исто­рии она разделилась на три большие ветви (конфессии): православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, не осталась единой, а имеет свои внутренние подразде­ления, направления, течения и самостоятельные церкви. Разделение хри­стиан воспринимается большинством из них как печальное и трагическое обстоятельство. Но, несмотря на многочисленные вероучительные и обря­довые различия, всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа — Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо. На Зем­ле живет более миллиарда последователей всех ветвей христианства: около 700 млн. католиков, 400 млн. протестантов и 150 млн. православных (подсчитать количество верующих трудно, поэтому приведенные цифры очень приблизительны). На основе христианства зародились и выросли современные европейская и американская цивилизации. Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности ут­вердилось в России. В общественной, государственной и культурной жиз­ни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключитель­ную роль. Без знания основ христианства невозможно понять историю духовных и философских исканий человечества за последние более чем два тысячелетия. Нельзя правильно исследовать корни и основополага­ющие черты современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру и быт разных эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет со­бой огромный богатый мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

Христианство- это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего, а попробуйте-ка полюбить ваших врагов! А если вы не любите людей, то не сможете полюбить и Бога. То, что любовь к Богу и человеку тесно связаны и не существуют одна без другой - важнейшая новая идея ,которая не была выражена так отчетливо ни в одной религии.

Следует быть снисходительными и научиться прощать людям их прегрешения, так как все мы не - не боги и нет среди нас никого, кто был бы без греха. Добро людям надо делать незаметно и совсем не за награду или за тем, чтобы тебя прославляли.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни,прямо противоположный заповедям Христа.

В 4в. н. э. огромная Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византию). История Византии имела длинное продолжение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стала меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить себе на службу. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиблее авторитетную, господствующую и государственную. Христианство утвердилось в качестве гос. религии Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства.

На первых двух соборах — Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) — сложился хрис­тианский Символ веры, т.е. краткое изложение основных дог­матов христианства. На Халкидонском (451 г.) и II Констан­тинопольском (553 г.) был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как в католичестве, так и в пра­вославии. Не менее важными являются и решения других Все­ленских соборов.

Общехристианский (апостольский) Символ веры вы найдете в любом православном молитвослове. Православ­ная церковь сохранила его в том виде, в котором он был при­нят на Никейском и Константинопольском соборах.

Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 чле­нов (частей), верят:

• В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

• В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рож­денного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущ­ного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

• В то, что Иисус Христос воплотился (принял человечес­кое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

• В то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

• В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-От­цом;

• В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы су­дить живых и мертвых, которые воскреснут;

• В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и дос­тоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

• В Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, то есть перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

• В таинство крещения;

• В будущее Воскресение мертвых;

В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает, что, когда князь Владимир задумал установить в языческой Руси новую религию, он от­правил специальные посольства в разные страны, чтобы познакомиться с бытовавшими там религиозными устоями, обычаями, храмами и богослу­жениями. Такое посольство было, конечно, отправлено и в столицу Визан­тии — Константинополь. Возвратившись в Киев, все посланники подробно рассказали об увиденном и услышанном. Лишь после этого, как обычно говорят, «испытания вер», Владимир сделал окончательный выбор, кото­рый пал на восточное христианство греческого образца. Почему выбор русского князя пал именно на эту религию? Многие ученые вообще отвер­гают рассказ о «выборе веры» Владимиром как легендарный. Наверное, они отчасти правы: решение князя было отнюдь не случайно, к нему уже имелось множество серьезных исторических предпосылок, и, более того, оно было заранее предопределено. Вряд ли он мог руководствоваться в этом важнейшем вопросе лишь чужими рассказами и эмоциями. Но в каж­дой легенде, особенно столь принципиальной для русской истории, есть свой внутренний смысл, своя доля истины. В летописи рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала... красота! Русские послы были поражены красотой византийских храмов, их росписями, иконами, бо­жественным пением, изумительными облачениями священнослужителей, торжественностью и пышностью богослужения. Их осенила некая таин­ственная неземная радость, которую они, по летописному рассказу печер-ского монаха Нестора, и пытались передать в своем донесении князю.