Храм любой религии —средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и православное богослужение служат этому особенно ярким подтверждением. Церковное здание является в православии миниатюрной моделью мира. Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную музыку, и певчие, ее исполняющие, и архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира.
Ислам.
Ночь на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г. (по принятому христианами летоисчислению) Му-хаммад* проводил в уединении на невысокой горе Хира недалеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был богат и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что самое главное в жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по нескольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и созерцании. И вот смутное волнующее ожидание оправдалось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонятными письменами. «Читай!» — властно обратился ангел к Мухаммаду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею читать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был настойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Господа твоего милостивого и милосердного...». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце.
Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшедший?..»
Теперь видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммаду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился Коран (с ар. чтение вслух) — священная книга новой религии, которая называется ислам (с ар. покорность) или мусульманство (религия исповедующих ислам). Иногда эту религию называют магометанством (устаревшее название от русского варианта произношения имени ее основателя — Магомет)..
В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам — государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама — Иран, Ирак, Афганистан, Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным грехом.
Как видно из этого короткого изложения, вероучение мусульман имеет много общего с христианством, но и сильно отличается от него. Это можно объяснить едиными (хотя и далекими) корнями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как искаженный и огрубленный вариант христианства, приспособленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения христианство есть «недозревший ислам».
Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.
1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения).
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (намаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.
3. Мусульманин должен соблюдать пост (у раза), который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение делается для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечается спад деловой активности. В пост нельзя вести военные действия.
4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.
5. Каждый мусульманин должен один раз в жизни совершить паломничество в Мекку (хадж) и исполнить там ряд священных обрядов, включая семикратный обход Каабы, целование «черного камня», пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д. Совершивший все это получает зеленую чалму (зеленый — цвет ислама) и титул хаджи.
Священный день мусульман — пятница. Она называется джума (день собраний), т.е. день обязательного полуденного сбора всех здоровых совершеннолетних мусульман в мечети для молитвы и слушания проповеди.
Ислам в России.
Мусульманская религия стала важным фактором российской жизни начиная с XVI в., когда при Иване Грозном были покорены и присоединены к России Казанское и Астраханское ханства, населенные татарами*. Эти государства можно в какой-то степени рассматривать как осколки Золотой Орды. Монголе-татарские завоеватели во времена походов на Русь были язычниками, ислам они окончательно приняли позже, уже в XVI в. В это же время к России присоединились Большая Ногайская Орда, часть Башкирии, Сибирское ханство — огромные территории, среди населения которых уже господствовал ислам.
В XVIII в. между двумя русско-турецкими войнами (при Екатерине II) в состав России вошло мусульманское Крымское ханство. В начале XIX в. активно шел процесс присоединения Закавказья, в результате которого под покровительство России перешла православная Грузия*, часть монофизитской Армении и мусульманский Северный Азербайджан.
В 1817—1864 гг. Россия вела длительную и кровопролитную войну за присоединение народов Северного Кавказа, которые в большинстве своем были мусульманами (это, главным образом, многочисленные народы Чечни и Дагестана). Движение горцев, сформировавшееся там под религиозными лозунгами, возглавил имам Шамиль, а его идейной основой стал мюридизм (воинственное религиозно-мистическое учение ислама). Мюриды-воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть, а победа далась России очень дорогой ценой. Шамиль попал в плен и превратился в ссыльного жителя г. Калуги. Под конец жизни правительство отпустило его в Святые места. Немного не доехав до Мекки, он умер. Противоречия и конфликты середины XIX века оказались далеко не исчерпаны и дали о себе знать в недавних трагических событиях, связанных с Чечней и всем регионом Северного Кавказа. Распутать этот больной узел противоречий будет очень непросто: здесь нужны время, терпимость и добрая воля всех сторон, участвующих в конфликте.
В 60—70-х гг. XIX в. активно шел процесс присоединения к России народов Средней Азии — в основном носителей ислама.
Мусульманство в России могло существовать свободно, но было лишь терпимой религией. Духовенство, как правило, проводило государственную политику, хотя под флагами ислама иногда вспыхивали восстания и антиправительственные движения. К 1917 г. в России было 7,5 тыс. мечетей, а после октября 1917 г. их число еще больше возросло (в связи с уравнением религий в правах). В 20—30-х гг. мусульманство пострадало от антирелигиозных кампаний, как и христианство. Мечети закрывались и уничтожались, а деятелей церкви отправляли в лагеря. Возрождение ислама произошло в годы Великой Отечественной войны. Как вы помните, эти трагические годы были одновременно и годами возрождения православной церкви.
После распада СССР возник целый ряд государств где ислам сейчас занимает все более важное положение в общественной и государственной жизни.
Роль религии в жизни человека и общества.
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.