1 – высокое (Церковное) христианство. Именно церковь определяла облик всего христианства и его основные ценности (обязательность “слепой веры”, спасение души как цель жизни, культ святых и т.д.)
2 – “рыцарское” христианство. Рыцарству в христианстве был наиболее близок и понятен военный аспект. Слова Христа “Я принёс вам не мир, но меч” рыцари понимали буквально, и в этом их поддерживала церковь, провозгласившая долгом каждого борьбу за веру. Наиболее полным совпадением рыцарского и хрисианского идеалов были военно-монашеские ордена, возникшие во время крестовых походов.
Рыцарский культ “прекрасной дамы” тоже в какой-то мере имел исток в христианстве, а именно в поклонении Деве Марии.
3 – простонародное христианство, смешавшее в себе церковное учение, язычество и предрассудки. Превратив основные языческие праздники в хрисианские, церковь не искоренила язычества, и многие христианские обычаи продолжали восприниматься народом в категориях варварской магии. Например, существовало поверье, что, когда идёт церковное богослужение, время останавливается и человек не стареет.
Не всегда, однако, такое понимание религии было безобидным. Веры в чудодейственные свойства мощей, например, привела к тому, что около 100 года народ в городах Умбрии (Италия) хотел убить отшельника св. Ромуальда, чтобы только не упустить случая овладеть его останками. Страшным последствием предрассудков была также “охота на ведьм”, которая активно велась инквизицией при поддержке просто- народья.
Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение в рыцари, смерть) были связаны с христианством. На всех областях человеческой жизни лежал его отпечаток. Христианство было своего рода осью средневековой цивилизации.
Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в заступника, способного обуздать земную власть, формировалось фа-натичное желание пострадать за Избавителя от неволи, умножалось до-верие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных. Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности - связь единоверцев.
Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жёсткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христи-анская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала, правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. "Христиане меньше, чем кто бы то ни было не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому.… Продолжить хорошие обычаи, прак-тиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", - писал Августин Блаженный.
Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, при этом освоение существовавшей ранее философии и религиозной мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.
Таким образом, в заключении еще раз хочется сказать о том, что новизна христианства, поразившая древний мир, пробудившая в нем энтузиазм беспримерной любви и столь же беспримерной злобы, заключалась не в отдельных его принципах, но и в их общей связи и соотношении, а главное - в их жизненной искренности и силе. То, что в древней ветхозаветной морали высказывалось "между прочим", как побочная мысль, вызывая уважение своей недосягаемой возвышенностью и не вызывая никакого сочувствия по своей безжизненности, - в христианстве делается краеугольным камнем всей морали, входит в кровь и плоть человеческих поступков, вдохновляет и объединяет людей.
Это краеугольный камень христианской морали - любовь к Богу и ближнему. Эта любовь не похожа на ту, которой человечество жило до христианства. Это не любовь мужа и жены, родителей и детей, брата и сестры, вообще не та любовь, которая непринужденно диктуется природными инстинктами человека.
Это - любовь высшая, обусловленная ясным сознанием братства всех людей как детей единого Бога, любовь, воспитываемая признанием собственного ничтожества перед Богом и остальным миром, - словом, любовь, вытекающая из совершенно нового взгляда на мир.
Список литературы:
1. “Религии мира” Пособие для учителя/Я.Н.Щапов, А.И.Осипов,В.И.Корнев и др., под ред. Я.Н.Щапова. – М.: Просвещение, 1994 г.
2. “Обществознание” Справочные материалы,2002 г.
3. “Введение в религиоведение: теория, история и современная религия”: Радугин А.А. Курс лекций. М.: "Центр", 1996.