Смекни!
smekni.com

Религия спасения - Христианство (стр. 1 из 3)

Религия спасения-

Христианство.

Александров Антон

город Москва, 2002 год

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Лазарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Читая Евангелия (буквально - Благая весть), поражаешься не только изумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределы национального мышления и поэтому его истолковании вызвало впоследствии ожесточённые споры. Но вряд ли можно отрицать внутренние единство проповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой, его крестным путём.

Иногда учёные сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырёх Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). На мой взгляд, из сомнений в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод о том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведёт за собой авторов Евангелий (они складывались в конце I - начале II вв. н. э.) и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовный импульс слишком гениален и силён, чтобы быть просто результатом согласованной выдумке.

Около 2000 лет назад в маленьком иудейском селении Вифлееме произошло на первый взгляд обычное явление: в бедной семье плотника Иосифа, у его жены Марии, родился сын, которого нарекли Иисусом. Но это, казалось бы, незначительное событие повернуло весь ход мировой истории и стало центром её: недаром наше летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Палестина в это время управлялась царём Иродом Великим, находившимся в политической зависимости от Римского государства. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6 г.н.э. Иудей (область Палестины со столицей Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых и был известный Понтий Пилат (годы его правления –26-36 гг.).Большую часть населения Алесины в это время оставляли евреи (отчасти смешавшиеся с другими племенами и народностями).исповедующие свою национальную религию-иудаизм.

Сущностью этой религии являлась вера в единого Бога (монотеизм), который заключил союз (“ Завет ”) с избранным Им народом - евреями. Богоизбранность данного народа состояла в том, что только ему, согласно Библии, Бог (Ягве) явил Своё Откровение через высшего из пророков – Моисея (хотя опыт избрания Богом отдельных личностей за их веру и праведную жизнь - Авраама, Исаака, Иакова и др. – восходит к самым истокам человечества).Суть этого Боготворения запечатлелась в Законе (евр. “ Тора ” – учение ), заключающемся в так называемом “Пятикнижии Моисеевом” – оно стало ядром Священного Писания иудеев (Ветхого Завета). Закон упорядочивал всю жизнь израильского народа и в первую очередь его нравственность.Это проявилось наиболее чётко в известных десяти заповедях (Исх.20;2-17;Втор.5;6-21)

Из среды первохристиан Иисус Христос избрал и приблизил к себе двенадцать учеников, которые получили наименование Апостолов (греч."Евангелие"), т.е. распространяли христианское вероучение. После смерти Христа Апостолы в силу своего авторитета заняли руководящее место в первохристианской иерусалимской общине и стали основателями новых общин. Хотя в самой Палестине проповедь Христа нашла отклик в очень немногих сердцах, но после Его смерти и Воскресения число христиан стало быстро умножаться.

Ещё до середины ­­ 1 в.н.э. христианство перешагнуло границы Палестины. Одним из новых центров его стала Антиохия, где ученики Христа впервые стали называться христианами. Всё большую роль стали играть в Церкви обращённые из язычников (первыми были ефиопский евнух и сотник Корнилий, крещённые Апостолами Филиппом и Петром).В деле миссионерства подвизались многие первохристиане ,из которых самым выдающимся, несомненно, был Павел-Апостол язычников, разнёсший Благую Весть по многим уголкам Римской империи.

Взаимоотношения христианской Церкви и государства в древности и средние века.

Проблема их взаимоотношений решалась (и решается) на протяжении всей истории Церкви и не всегда однозначно. Однако эта неоднозначность определялась скорее позицией государства, чем Церкви и не всегда однозначно. Однако эта неоднозначность определялась скорее позицией государства, чем Церкви. Смысл бытия земной Церкви можно определить словами Иисуса, сказанными Пилату: «Царство Моё не от мира сего” (Ин. 18; 36),и другой Его фразой:”Отдайте кесарево кесарю, а Божие

Богу» (Мф.22;21),т.е. её задача – вести людей к вечному спасению. Христианство никогда не выступало как некое революционное движение (если такое и происходило, то христианство переставало быть христианством). Его основная цель – духовное преображение, как отдельного человека, так и всего человечества, вследствие чего и могли произойти изменения в социально-экономических отношениях. Однако осуществление этой цели натыкалось на мощное сопротивление и инерцию “греховного” человечества, организованной силой которого являлось государство. С первых своих шагов христианство сразу встретилось с этим сопротивлением, о чём свидетельствует конфликт Церкви с Римской империей, продолжающийся около трёх веков. Римское государство отличалось терпимостью к религиозным верованиям

различных народностей, входящих в состав, запрещая лишь те культы, которые отличались антиморальным характером. Религия для римлян была не делом убеждений и совести каждого отдельного человека, а делом государственным и обязательным. Она являлась чисто внешним обрядом, и именно этот обряд рассматривался как скрепляющая сила. Прочие

национальные культы могли существовать, если они подчинялись богам Рима. Развитие культа императоров в первые века н.э. усугубило эту черту римской государственной религиозности: каждый житель империи обязан был сжечь несколько зёрен ладана перед изображениями римских богов и назвать императора Господом, иначе он признавался за диссидента. Но именно этого и не могли сделать христиане, для которых “Един Господь”. И тогда “Царство кесаря” восстало на “Царство Божие”.Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной. То затухая, то вновь вспыхивая, они продолжались около трёх веков: первым из них было гонение при Нероне (64 г.н.э.), а последним и самым сильным –гонение при Диоклетиане(начало 4 в.).Большое количество христиан погибло от них, и они получили наименование “мученики”. Собственно говоря, греческое слово “марктюс ” имеет прямое значение – свидетель. Перевод его как “мученик” отражает лишь второстепенный аспект факта церковной истории. Главное в мученичестве не те мучения, которым подвергались исповедники христианской религии, а их свидетельство за веру. Христианский мученик не герой в нашем смысле слова, жертвенно отдающий жизнь, а свидетель победы вечной жизни над смертью. Он не пренебрегает жизнью, а свидетельствует, что Царству смерти пришёл конец в крестной смерти Спасителя, который “смертью смерть поправ”. Поэтому мученик и является “подражателем Христовым” по преимуществу, почему почитание мучеников и стало характерной чертой бытия Церкви от самых её истоков. И кровь пролитая мучениками послужила как бы зачатком, давшим обильные всходы:христианство постепенно и мирно завоевало Римскую империю.

Внешним выражением этой мирной победы явился так называемый “Миланский эдикт” 313г.,объявивший христианство дозволенной религией , тоесть уравняюший его права с прочими религиями. В конце 4 века христианство стало официальной религией Римской империи. Таким образом, между “Царством Божим” и “царством кесаря”(иудаизм) был заключён союз, определивший весь ход последующей истории. Этот союз базировался на основных идеях. Первой была уже указанная идея, отражённая в евангельской притче (“кесарево кесарю, а Божие Богу”):она предполагала разделение функций государства и Церкви. Её ясно высказал один из отцов Церкви Иоанн Златоуст: “Иные пределы власти императорской, иные – иерейства, одна ведает гражданским, другая – религиозными делами; император получил власть распоряжаться делами земными и больше этой власти не имеет ничего,а престол священства утверждён на небесах и иерею вверено устраивать тамошние дела; императору вверены тела, а иерею – души”. Другими словами , в гражданских делах все христиане, включая верховное духовенство, например епископов, подчиняются императору, но в делах веры и нравственности император такой же сын Церкви, как и его подданные. Вторая идея вытекала из первой. Это идея внутреннего согласия или созвучия (“симфонии”) двух властей (светской и церковной). Классическое выражение своё она получила в известном кодексе императора Юстиана I (527-565 гг.), шестая статья которого звучит так: “Всевышняя благость сообщила человечества два величайших дара – священство и царство; одно заботится об угождении Богу, а другое о прочих предметах человеческих; оба же , происходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей задачи для государства, как благоустроение священства, которое, со своей стороны , служит ему молитвой о нём Богу. Когда и Церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление держится путём законов, направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз, столь вожделённый для человечства”. Данная идея повторяется и развивается в ряде позднейших юридических памятников (например, “Эпанагоге” – конец 19 века). Она становится нормативной для всего православного Востока,в первую очередь для Византии и Руси.