Смекни!
smekni.com

Д О КЛ А Д


порелигиоведению


Тема:«Синтоизм»


Выполнил:студент 881 группыIIIкурса ГуманитарногофакультетаБурмасов И.А.

Проверил:Делицой А.И.

Дата:

Оценка:

Подпись:


Сургут2000 г.


8


Синтоизм

Религия,распространеннаяв Японии. В основесинтоизма лежиткульт божествприроды и предков.Высшее божество- Аматэрасу1,ее потомок -Дзимму2.С 1868 по 1945 синтоизмявлялся государственнойрелигией Японии.Термин "Синто"означает "Путьбогов". Основысинтоизмазаложены вмифологиисинтоизма.


Мифологиясинтоизма


Согласносинтоистическоймифологическойистории, первыепять божествсамопроизвольновозникают изхаоса. В результатенесколькихсовокупленийна свет появляетсяИдзанаки3(Тот-кто-приглашает)и его сестраИдзанами4(Та-что-приглашает),которые опускаютсяв соленую морскуюводу на плавающемнебесном мостуи создают первыйостров. В результатенесколькихсовокупленийИдзанакии Идзанамирождают сначалауродца Хируко5,а затем Японскиеострова и несколькихКами6.Вскоре Камиогня убиваетмать, опаливей лоно огнем.Идзанакиотрубает виновникуголову, и изльющейся наземлю кровивозникаеммножестводругих Ками.

В поискахсестры Идзанакиотправляетсяв подземноецарство мертвых,однако Идзанамине хотят отпускатьв царство живых,потому что онауспела вкуситьадской пищи.Идзанаминадеется напомощь Камиместа, но ставитусловие, чтоИдзанакине должен приходитьза ней ночью.Идзанакинарушает обещаниеи видит, чтоИдзанамипревратиласьв разлагающийсятруп.

Идзанакипреследуютсначала восемьУжасных ВедьмСтраны Ночи,а затем самаИдзанамив сопровождениивосьми Камигрома и полуторатысяч ВоиновСтраны Ночи.Идзанакипреграждаетпуть погонискалой, разделивтем самым двацарства, и собеих сторонскалы произносятсяслова разлуки.Идзанамиобещает каждуюночь забиратьк себе тысячуживых существ,а Идзанаки- создаватьновые полторытысячи, чтобымир не оказалсяпустыней.

Совершивочистительныйобряд послесоприкосновениясо смертью,Идзанакирождает высшеебожество - богинюСолнца Аматэрасуи хитрого богаСусаноо.


Идеологиясинтоизма


В древнемсинто в основеверований лежитпочитание Ками- вездесущихпроявленийвсего священного.ПервоначальноКамине имели святилищ,и им посвящалисьтолько обряды,преимущественносезонные. Кэтому же периодуотносится иформированиесинтоистскойкосмогонии,включающейлибо третичноеделение мирана небо, землюи подземноецарство мертвых,либо двоичное- на землю и "вечныймир".

Доминирующееположение всинтоизмезанимаюточистительныеобряды (хараи)7,сущность которыхзаключаетсяв определенныхформах воздержания,которые предшествуютважным церемониями сопровождаютменструациии смерть. Первоначальнообряды соблюдалисьвсеми верующими,но после реформыМэйдзи (1868 год)обряды сталипрерогативойсинтоистскогосвященнослужителя.

Появлениесвятилищ связаноисключительнос Ками.По синтоистскимпредставлением,храм - это место,где обитаетКами,и он долженбыть связанс определеннымучастком ландшафта.Если нет природногоокружения, храмдолжен иметьсимволическийландшафт. Хрампредставляетсобой простоедеревянноесооружение,иногда украшенноеэлементамикитайскойархитектуры.По традиции,каждые 20 летхрам необходимообновлять.

Символическоезначение Камив храме обычнопредставленоего эмблемойили (под влияниембуддизма),статуэткой.У синтоистовесть представлениео том, что Камимогут бытьопасными и вопределенныемоменты времениих нужно умиротворять.Для этого служитряд обрядов,к примеру, синко8и дзитинсай.Совокупностьсинтоистскихобрядов называетсямацури.По установившейсятрадиции, вкаждом японскомдоме имеетсякамидана(алтарь),в серединекоторого размещаетсяминиатюрныйхрам.

Древнейшимисточникомнациональныхяпонских традицийявляется книга"Кодзики"("Записки оделах древности"),которая былазаписана пораспоряжениюимператрицыГэммэй офицеромОно Ясумарооколо 712 годана основе сказаний.В "Кодзики"излагаетсяистория Японииот сотворениямира до 628 года.


Историясинтоизма


Еслиизначальнокаждая группанаселения имеласобственноеКами,то после созданияимперии происходитэкспансияимператорскогоКами- богини СолнцаАматэрасу.В VII веке подвлиянием китайскойполитическойсистемы, главноеуправлениепо делам Камистремитсявыявить всехКамиимперии с тем,чтобы построитьдля них храмыи оказать положенныепочести. К X векуяпонская империяподдерживаетсуществованиеболее трехтысяч храмовКами.

Послепроникновенияв Япониюбуддизмаи признанияего влястямив VIII веке происходитчастичноесмешение двухкультов. Вовремя сегунатаКамакура (1185-1333)появляютсяновые теченияТэндайСинтои тантрическийсинтоизм Сингон.

Впоследующиестолетия возниклотечение, стремившеесяк очищениюсинтоизма отбуддийскоговлияния. Подвлиянием этоготечения возникаютновые школы- ВатараиСинтои ЕсидаСинто.

В эпохуЭдо (1603-1867) происходитслияние синтоизмас конфуцианствоми созданиешколы СуйкаСинто.В этот же периодгосударственнойрелигией Япониипризнаетсясинтоистскийбуддизм.

В XVII векеМотоориНоринагазадался цельювосстановитьсинто в изначальномвиде и подвергкритике слияниес буддизмоми конфуцианством.Под влияниемидей Мотоорив конце XVIII возникаетшкола ФуккоСинто.

В эпохуМейдзи (после1868 года) прошларелигиознаяреформа, в результатекоторой синтоизмразделилсяна четыре типа:Косицу(императорскийсинто), Дзинздзя(Дзингу)(храмовый синто),Кеха(сектантскийсинто), Минкан(народный синто).С этого моментаи до 1945 года храмовыйсинтоизмстановитсягосударственнойрелигией Японии


Примечания


1,2Аматэрасу-омиками- богиня солнца,высшее божествов синтоизме.Культ Аматэрасуразвился послесоздания японскойимперии и объявленияАматэрасуимператорскимКами. ПотомокАматэрасу -Дзимму. ЭмблемаАматэрасу -зеркало.


3,4Идзанаки- одно из первыхбожеств в японскомсинтоизме. Присовокуплениис своей сестройИдзанами онисовершаютошибку, в результатекоторой на светпоявляетсяХируко (Пиявка).В результатепоследующихсовокупленийИдзанами иИдзанаки порождаютЯпонские островаи несколькихКами. Послесмерти Идзанамии безуспешнойпопытки ееспасения изЦарства мертвыхИдзанаки проходиточистительныйобряд и порождаетвысшее синтоистскоебожество - богинюСолнца Аматэрасуи хитрого богаСусаноо.


5Хируко- в японскомсинтоизме одноиз первых божеств,сын Идзанакии Идзанами.


6Ками- божество всинтоистскомпантеоне. Существуетбесчисленноемножество Ками.Первые Камибыли порождением Идзанаки иИдзанами. Последующиебесчисленныепоколения Камизаполняютвременнойпромежуток,отделяющийизначальныхбожеств отлюдей. ОбитателиКюсю, нашедшиеприют в странеЯмато, станутвпоследствиипервыми императорамиЯпонии. ВысшееКами синтоистскогопантеона - богиняСолнца Аматэрасу.


7Хараи- очистительныеобряды в синтоизме,состоящие вопределенныхформах воздержания,которые предшествуютважным церемониями сопровождаютменструациии смерть. Первоначальнообряды соблюдалисьвсеми верующими,но после реформыМэйдзи (1868 год)обряды сталипрерогативойсинтоистскогосвященнослужителя.Обряд заключаетсяв том, чтосвященнослужительсовершаеточищение посредствомспециальнойпалочки хараигуси.Вслед за этимподносятсяв дар росткисвященногодерева сакаки- символа урожая.Основная частьцеремонии - этоподношения.Ритуал сопровождаетсямузыкой, танцамии молитвами(норито), обращеннымик Ками.


8Синко- Священныйобряд в синтоизме,заключающийсяв шествованиипроцессии пожилому кварталус эмблемойКами.


МотоориНоринага (1730-1801)- японский филологи языковед.Составил комментариик "Кодзики".Идеализировал государственныйстрой древнейЯпонии. Выступаяпротив сегуната,призывал возродитькульт императораи восстановитьсинтоизм впервоначальнойчистоте. Подвлиянием идейМотоори в концеXVIIIвека сформироваласьшкола синтоизма

"ФуккоСинто".


Школыи течения вСинтоизме


ТэндайСинто - одно изтечений синтоизма.Сформировалосьпод влияниемпроникшегов Японию буддизмаво время сегунатаКамакура (1185-1333).


Сингон- тантрическоеучение, одноиз теченийсинтоизма.Сформировалосьпод влияниемпроникшегов Японию буддизмаво время сегунатаКамакура (1185-1333).


ВатараиСинто - одна изшкол синтоизма.Сформировалосьв результатестремленияк очищениюсинтоизма отвлияния буддизма.


ЕсидаСинто - одна изшкол синтоизма.Сформировалосьв результатестремленияк очищениюсинтоизма отвлияния буддизма.


СуйкаСинто - одна изшкол синтоизма.Сформировалосьв результатеслияния синтоизмас проникшемв Японию изКитая конфуцианствомв эпоху Эдо(1603-1867).


ФуккоСинто - одна изшкол синтоизма.Сформироваласьв конце XVIIIвека под влияниемидей МотоориНогинага повосстановлениюсинтоизма впервоначальнойчистоте. В конечномсчете Фукковоспринялатеологию иезуитови католическоепонятие Троицы.


Косицу(Императорскийсинто) - однаиз школ синтоизма.Сформироваласьв XIXвеке послереформы Мэйдзи.Оставаясьчастным ритуалом,Косицу тем неменее оказывалзначительноевлияние наДзиндзя - официальнуюрелигию Японии.


Дзиндзя(Дзингу, Храмовыйсинто) - однаиз школ синтоизма.Сформироваласьв XIXвеке послереформы Мэйдзи.С 1868 по 1945 год Дзиндзяявлялся официальнойрелигией Японии.Храмовый синтоизмнаходился введении особойассоциации"Дзиндзя хонте".


Кеха(Сектантскийсинто) - однаиз школ синтоизма.Сформироваласьв XIXвеке послереформы Мэйдзи.


Минкан(Народный синто)- одна из школсинтоизма.Сформироваласьв XIXвеке послереформы Мэйдзи.