В 1902 году на Минской конференции, центральное место заняла дискуссия о культуре.
Позиция Мизрахи была сформулирована Райнесом: «Среди нас не найдётся никого, кто не согласился бы с тем, что необходимо усовершенствовать наши хедеры и иешивы, но вам следует знать, что для дела, от которого зависит судьба души народа, требуются люди, которым верят… люди, которые принесут пользу народу не благодаря уму и образованности, а благодаря страху Божию… Вы же знаете, почему вы отвергнуты, - подозрительны вы». Закончив свою речь, рав Райнес заплакал и попросил снять вопрос о культуре с повестки дня67.
После Минской конференции движение Мурахи стало быстро расти и укреплять свои позиции. Исполненный оптимизма рав Райнес призвал ортодоксов признать свою ошибку, протянуть руку Мизрахи. Он призвал их вступать во Всемирную сионистскую организацию, чтобы создать внутри неё мощную армию «стойких борцов, которая очистит сионизм от наносов».
Рав Райнес верил, что ещё можно повернуть колесо истории вспять. Этот оптимизм был, однако, преждевременным. Мизрахи не удалось привлечь большого числа сторонников из ортодоксальной среды- в движение поступали, в основном, ортодоксы и ранее участвовавшие в сионистском движении. Никто из видных религиозных деятелей, враждебных сионизму, не изменил своей позиции. Некоторые раввины, присоединяясь с Мизрахи, просили, чтобы их имена не оглашались - из страха перед нападками со стороны крайних ортодоксов. Несмотря на все успехи, движение Мизрахи испытывало в своей деятельности многочисленные трудности: оно все ещё не было окончательно организационно оформлено, у него не было программы действий, не было всеохватывающей идеологической платформы, оно сталкивалось и с финансовыми проблемами. Для обсуждения путей преодоления этих трудностей в 1903 году в Лиде была созвана конференция Мизрахи. В конференции приняло участие около 40 делегатов (в том числе 15 раввинов). Большинство делегатов прибыло из Литвы. В качестве гостей присутствовали учащиеся литовских иешив.
В решении конференции говорилось, что в программу Мизрахи не входит никакая работа, не имеющая прямого отношения к политическому и практическому сионизму. Но местные ячейки движения должны вести духовную работу согласно нашей веры и учению, и центр движения в своих циркулярах должен поощрять их заниматься такой работой. Таким образом, принцип культурной активности религиозного сионизма был признан, хотя это признание звучало достаточно двусмысленно.
После конференции в Лиде движение Мизрахи стало быстро превращаться из организации российских сионистов в международное движение с отделениями во многих странах. Политические условия в России в 1904-1905 годах (погромы, русско-японская война, революция, враждебность правительства к сионизму), падение популярности Мизрахи среди российского еврейства, вызванное позицией руководства движения в ходе «дискуссии об Уганде», - все это резко ослабило влияние Мизрахи на востоке Европы. С другой стороны, в движение вступили многочисленные сионисты Западной Европы, прежде всего Германии и Венгрии. В результате руководство движением стало постепенно переходить в руки западноевропейского еврейства, а само движение- превратилось в ортодоксальную религиозно-сионистскую партию.
Все эти изменения, происходившие в Мизрахи, нашли своё отражение на съезде в Пресбурге (1904).
На съезд в Пресбурге прибыло около 110 делегатов. Самой крупной была делегация венгерских сионистов (40 человек). Присутствовали делегаты из Германии, Австрии, Галиции. Российских делегатов было менее 10 (отчасти это объяснялось тем обстоятельством, что съезд проходил за пределами России). Душой мероприятия был уже не рав Райнес, а раввин Н. Нобель из Германии; он и вёл съезд68. Одним из центральных вопросов, обсуждавшихся на съезде, был вопрос об образовании и культуре. Почти все участники дискуссии подчёркивали, что Мизрахи не должно ограничиваться лишь надзором за тем, чтобы сионистском движении не совершалось ничего противного религии; оно должно заниматься также и позитивной деятельностью, укрепляя позиции иудаизма.
Съезд объявил, что деятельность в области образования является важной составной частью деятельности Мизрахи, и предписывал местным организациям движения создать комиссии под руководством одного из раввинов для надзора за воспитанием и обучением детей в хедерах69 и школах «талмудтора», а также для контроля за детским чтением.
Обсуждался на съезде и вопрос о практической деятельности Мизрахи в Эрец-Исраэль. Если в области политической деятельности Мизрахи может положится на руководство Всемирной сионистской организации, то в области практической поселенческой деятельности нельзя полагаться на других.
Усиление Мизрахи способствовало созданию единого фронта крайней ортодоксии- как в России, так и в Западной Европе. Через три года после съезда в Пресбурге в России были заложены организационные основы общества Кнесет-Исраэль («Собрание Израиля»), объединившего большую часть ортодоксального еврейства. А ещё через пять лет была создана всемирная организация ортодоксального еврейства Агуддат-Исраэль.
Нападки с обеих сторон- как со стороны секулярного сионизма, так и со стороны антисионистской ортодоксии – способствовали превращению Мизрахи в полностью независимую организацию. В 1905 году, на \/1 Сионистском Конгрессе, этот процесс, сдерживавшийся руководством Мизрахи в 1911 году (год проведения Х сионистского конгресса и формирования Агуддат-Исраэль) произошёл окончательный разрыв Мизрахи с российской сионистской организацией.
Идея Мизрахи заключалась в обеспечении будущего еврейского народа посредством изучения Торы, выполнения мицвот и возвращения на древнюю родину евреев. В 1920 году движение Мизрахи перевело свою штаб-квартиру в Иерусалим и Всемирная Сионистская Организация поручила этому движению организацию еврейского образования в Палестине (такая ситуация сохранялась до 1953 года). В следующем году рабби Авраам Ицхак Кук стал первым Главным Раввином Палестины. В 1956 году движением Мизрахи соединилось с религиозным рабочим движением в национально-религиозную партию (НРП).
Движение Мизрахи вело упорную борьбу со светским сионизмом за сохранение еврейского характера государства Израиль. Благодаря этим усилиям Шаббат является официальным днем отдыха, в который общественный транспорт не работает, израильские солдаты получают кашерную пищу. Мизрахи также создали Министерство по Делам Религий для обеспечения религиозных нужд граждан за счёт общественных фондов. Им также удалось сохранить вопросы брака и развода в руках раввинов.
Таким образом можно сделать вывод. Возникновению сионизма предшествовали длительные исторические процессы. Ускоренное распространение высших форм капитализма из стран Западной Европы в страны Восточной Европы и России приводит к снижению уровня жизни еврейского населения. Поиск выхода из сложившейся ситуации приводит к оформлению двух взаимоисключающих тенденций: изоляционизма и эмансипации, ведущей к ассимиляции евреев. Жесткая политическая реакция в странах Восточной Европы стимулировала создание различных учреждений, целью которых была помощь еврейским беженцам. Происходит формирование националистических идеологических концепций. Один из путей решения национального вопроса- переселение евреев на особую территорию. Образуются палестинофильские организации, целью которых стало практическое переселение евреев в Палестину и основание там колонии. Доктрина поселенческого сионизма заключается в следующем: объединить всех евреев, безразличия социального положения, верующих и неверующих для экономического, национально- духовного возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль. Как результат деятельности – организация массовой Алии.
На волне антисемитизма во второй половине XIX века происходит оформление политической идеи о необходимости создания национального еврейского государства. Эта идея стала основной концепцией политического сионизма, который превратился в демократическое движение с широким спектром деятельности. Учреждена Всемирная Сионистская Организация. Ее высший орган – Сионистский конгресс, ставший парламентом еврейского народа.
Исторически первой сформировавшейся схемой сионизма является религиозный сионизм. Сторонники этого направления не имели единой точки зрения по решению еврейского вопроса, единой концепции. Концепция ортодоксальных кругов – исполнение Божественного замысла , которое станет возможным с приходом Машиаха. Наиболее демократичным проявлением религиозного сионизма является движение Мизрахи. Оно являлось выразителем общего требования религиозных сионистов: добиться отказа от культурной работы светскими сионистами, т.к евпейское общество должно жить в соответствии с Торой.
Локальные течения сионизма были объединены на базе общей программы с созданием ВСО в единое транснациональное формирование. Объединенными усилиями были достигнуты грандиозные результаты:
- расширилась география сионизма;
- создана организация, координирующая действия различных направлений сионизма;
- накоплен огромный капитал;
- организованно массовое переселение евреев в Палестину;
- налажены дипломатические отношения с крупнейшими державами
XIX-XX веков.
Список цитируемой литературы
1. История Х1Х века. Под редакцией проф. Лависса и Рамбо. Т. 4. М., 1938. С. 223.
2. Луз Э. Пересекающиеся параллели. Религия и национальная идея в эпоху формирования сионистского движения в Восточной Европе (1882-1904). Библиотека- Алия, 1991, - 396с. (с.16).