Смекни!
smekni.com

Сионизм (стр. 15 из 25)

Законом определялись функции Всемирной Сионистской Организации, которая формально призвана направлять свои усилия на поощрение иммиграции в Израиль и ведать делом абсорбции (приспособления иммигрантов к условиям жизни в стране.) и расселения вновь прибывших. Помимо осуществления указанных функций ВСО, действуя в пределах Израиля, должна способствовать развитию страны и координировать деятельность еврейских учреждений и ассоциаций, находящихся в Израиле и занятых в упомянутых выше сферах; в международном плане ВСО призвана объединять еврейские общины во всем мире, направлять усилия всех евреев и еврейских организаций таким путем, чтобы обеспечить их участие в построении государства Израиль и содействии массовой иммиграции в эту страну (ст.3, 5 и 6).

Закон определял организационную структуру ВСО, которая одновременно выступала в качестве Еврейского Агентства (ст.3). В статье 7, 8 указывалось, что «основы статуса и формы сотрудничества» между ВСО в лице ее Исполкома и правительством Израиля будут в последующем изложены в специальном соглашении в духе решений ХХ111 сионистского конгресса.

По закону 1952г. ВСО получила также дополнительные преимущества, в частности статус юридического лица с правом свободного заключения контрактов, приобретения, владения и отчуждения собственности (ст. 11), освобождения всех фондов и учреждений ВСО от налоговых обложений и иных принудительных правительственных сборов (согласно условиям, которые должны быть изложены в специальном соглашении между правительством Израиля и ВСО) (ст. 12).

Таким образом, Всемирная сионистская организация фактически получила в Израиле привилегированное положение.

Но следует подчеркнуть, что закон 1952 г. о статусе ВСО никоим образом не согласуется с нормами международного права, поскольку он закрепляет за ВСО право представлять евреев, проживающих в других странах, и возлагает на Израиль особую «интернациональную миссию», обеспечивает статус надсуверенного государственного образования.

Распределение функций между Израилем и ВСО состоит в том, что сионистская организаци имеет возможность и способна достичь того, что находится за пределами власти и компетенции государства и в этом заключается превосходство сионистской организации над государство. Государство и сионистское движение дополняют друг друга, нуждаются друг в друге.

Таким образом, усилиями правящих кругов Израиля и лидеров ВСО в целях решения новых политических задач сионизма был создан и весьма своеобразный и сложный механизм. ВСО, действующая среди евреев диаспоры, подчинена израильским законам; в самом Израиле ВСО выступает фактически как надгосударственная организация.

Круг деятельности и функции Всемирной Сионистской Организации в Израиле, а также её широкие права и полномочия были определены специальным «Соглашением между правительством Израиля и Исполкомом сионистской организации- Еврейского агентства»35, подписанным в июле 1954 года (на основе закона 1952 года).

По этому соглашению Исполком ВСО- Еврейского Агентства призван осуществлять самую широкую деятельность. За границей он ведает вопросами иммиграции евреев и перевода их собственности в Израиль, а в самом Израиле содействует абсорбции переселенцев, осуществляет сельскохозяйственную колонизацию, а с помощью своих учреждений - «Керен Кайемет» и «Керен Хайесод»- приобретает земли, способствует их освоению и несёт ответственность за изыскание финансовых и материальных ресурсов для своей деятельности. Исполком ВСО оказывает помощь культурным учреждениям в Израиле. Кроме того, Исполком ВСО участвует в создании и расширении предприятий, в развитии и поощрении инвестирования частного капитала в Израиль, то есть осуществляет широкую предпринимательскую деятельность; наконец, Исполком ВСО координирует работу всех еврейских учреждений и организаций, которые действуют за счёт средств общественных фондов.

Соглашением 1954 года оговаривается, что Исполком ВСО должен действовать в соответствии с израильскими законами. Тем не менее имеют место особые отношения между руководством ВСО и правительством Израиля. Так, правительство Израиля обязано ставить в известность Исполком относительно всякого касающегося его функций законопроекта ещё до того, как он будет внесён на рассмотрение кнессета. Кроме того, Исполком ВСО может уполномочивать на осуществление своих функций, а также передавать свои функции или права фактически любому, по его усмотрению, пригодному для этого учреждения, лишь с предварительной нотификацией об этом правительства.

Наконец, правительство обязано предоставлять Исполкому ВСО и его учреждениям все предусмотренные законом в рамках данного соглашения разрешения и льготы, например налоговые. Координация деятельности правительства и Исполкома ВСО в предусмотренных соглашением сферах должна осуществляться через Координационное Правление, создаваемое на паритетных началах из членов правительства Израиля и Исполкома ВСО36.

Американский автор Ласки пишет, что «с юридической точки зрения ВСО является органом государства; идеологически же оба образуют дуумвират, преследующая цель установления контроля над единой нацией, рассеянной во всём мире»37.

По словам бывшего президента ВСО Н. Гольдмана, идея соглашения 1954 года заключалась в том, что «сионистское движение» является приводным ремнем, который связывает еврейский народ с государством и направляет его»38. Иными словами, создан единый и взаимодействующий механизм, особая политическая структура.

Таким образом, после образования государства Израиль сионисты свои усилия направили в двух направлениях:

а) в региональном масштабе – на создание юридического и политического единства государства Израиль и сионистской идеологии с целью превращения Израиля в проводника целей сионистов;

б) в мировом масштабе – на создание некоего правового образования, которое пользовалось бы правами надгосударственной организации и которое объединило бы еврейские общины во всем мире, осуществляя над ними политический контроль.

Идеологическое и политическое обоснование понятия «современный сионизм», сущности его политической программы было дано сионистскими идеологами сразу же после создания государства Израиль. Уже на сессии Генерального совета в августе – сентябре 1948 года было заявлено о начале «новой эры» в истории «еврейского народа» и о необходимости «мобилизации всех материальных и моральных ресурсов народа» при соблюдении «твердой дисциплины» во имя «достижения окончательной победы»39.

ХХ111 сионистский конгресс также руководствовался необходимостью «вновь сформулировать сущность сионизма перед ставшими очевиднымифактами новой действительности»40, то есть в условиях существования Израиля.

Понятие «современный сионизм», идеологическая концепция в толковании ее теоретиками сионизма сводится к следующему: все евреи во всем мире образуют одну нацию; государство Израиль является законным представителем той части нации, которая находится в «Сионе»; сионистская же организация является уполномоченным представителем нации, пребывающей в любом другом государстве. Наконец, оба партнера могут вступать в договоры и соглашения и сотрудничать друг с другом во имя достижения общей цели41.

Концепция «всемирной еврейской нации», единства «еврейского народа» и Израиля получила конкретное выражение в качестве официальной политической практики международного и израильского сионизма.

ХХ1V сионистский конгресс, проходивший с 24 апреля по 7 мая 1956 года в Иерусалиме, уделил особое внимание организованной структуре системы международного сионизма. На этом этапе организационной перестройки современного сионизма решалась задача «преодоления кризиса в движении»42. Был выдвинут план расширения ВСО путем включения в эту организацию и несионистских организаций. Этот план лёг в основу нового Устава ВСО, одобренного сионистской организацией в 1960 году.

Таким образом, во Всемирной Сионистской Организации отныне могли заседать как сионисты, так и несионисты, хотя, как признавала газета «Джерузалем Пост», такое явление «выхолащивает идеологическое содержание движения»43. В действительности же международный сионизм стремился распространить своё влияние на еврейские общины в различных странах (Подобная практика предпринималась движением Мизрахи).

Политические цели партнерства Израиля и сионизма зафиксированы в решениях сионистских конгрессов. Так, на ХХ1V сионистском конгрессе была принята политическая декларация, в которой конгресс выражал свою «глубокую озабоченность опасностью, угрожающей государству Израиль» ввиду открыто высказываемых «агрессивных намерений» арабских государств; при этом подчёркивалась «нерасторжимость исторических связей между еврейским народом и Страной Израиля»44.

Конгресс по сути дела санкционировал курс на интеграцию Израилем арабских территорий, полученных в результате войны 1948-1949 годов.

Состоявшийся в декабре 1960- январе 1961 года ХХV сионистский конгресс был призван решать задачи идеологического и практического характера. Он прошёл под лозунгом «Алия», особенно из стран Запада. Конгресс принял «Обращение ко всем евреям мира»45, которое содержало призыв иммигрировать в Израиль во имя «двоякого блага»: для страны и для самих себя. Подчёркивалось также, что «иммиграция должна стать основным смыслом жизни еврейских общин во всем мире».

Укрепление союза Израиля и сионизма шло по мере того, как планы сионизма трансформировались в официальный политический курс Израиля. Израильско-сионистский альянс был окончательно оформлен путём подписания 15 марта 1964 года правительством Израиля и Исполкома ВСО официального «Коммюнике».

В «Коммюнике» подчёркивалось, что «усилия, имеющие целью внедрение сионистского духа в жизнь евреев, являются совместными делами государства Израиль и Всемирной Сионистской Организации»46. Поэтому правительство выражало «жизненную заинтересованность» в деятельности сионистской организации среди евреев «диаспоры» и «свою готовность оказывать всяческую поддержку» осуществлению этой деятельности.