Смекни!
smekni.com

Сионизм (стр. 16 из 25)

Таким образом, официально признав себя партнёром сионистского движения, правительство Израиля взяло на себя ответственность за деятельность Всемирной Сионистской Организации со всеми вытекающими отсюда последствими. Тогдашний премьер-министр Израиля Л. Эшкол расценил «Коммюнике» 1964 года как наступление нового этапа во взаимоотношениях между государством Израиль и сионисткой организацией47. В свою очередь, международный сионизм получил широкие возможности для осуществления своей политической практики.

ХХV1 сионистский конгресс, состоявшийся в декабре 1964- январе 1965 года, решал задачи особой идеологической важности. Он прошёл под лозунгами «лицом к диаспоре» и «единства евреев» по всему миру. В связи с этим основная задача сионистов формировалась как необходимость способствовать «евреизации» евреев, что рассматривалось как дело первостепенной важности. Конгресс торжественно провозгласил наступление «новой эры» сотрудничества между Израилем и диаспорой. Это означало, что на Израиль возлагалась обязанность оказания (совместно с ВСО) помощи евреям диаспоры в борьбе против духовного разобщения и ассимиляции48.

Разъяснение выдвинутых ХХV1 сионистским конгрессом задач с точки зрения их идеологического обоснования было дано тогдашним президентом ВСО Н. Гольдманом. По его словам, молодому поколению евреев особенно «угрожает безымянный процесс эрозии, разъединения, проявляющийся не как теория или философское мировоззрение, но как факт нашей сегодняшней жизни. Этот процесс, если его не остановить, угрожает существованию евреев больше, чем преследования, погромы и массовые убийства, имеющие место в прошлом. Тот факт, что эти опасные явления не проявляются открыто, с драматическими последствиями, что они не вызывают сопротивления, чувства солидарности или протеста, что их воздействие происходит незаметно и почти неощутимо, делает их особенно опасными»49. Таким образом, по словам Н. Гольдмана, главной опасностью, угрожающей евреям диаспоры, являлась ассимиляция, которая была равносильна их почти полному вымиранию.

Широкое идеологическое наступление сионистов на диаспору имело в виду «новую атаку на евреев, чтобы вызвать у каждого еврея вспышку некой духовной искры … искры сионизма»50. При этом «росту еврейского самосознания» молодежи должно было способствовать прежде всего получение образования на иврите, особенно изучение в подлиннике Торы, т.е. воспитание в религиозно-иудейском духе. Реальный смысл обретали выдвигавшиеся на этой же основе идеи «поощрения еврейской формы жизни» как средства «защиты от ассимиляции», а также признания «ценности религии как связующего фактора в еврейской жизни» и так далее. Осуществление данных задач возлагалось на Израиль, который должен был приступить к практической реализации «основной цели сионизма, а именно обеспечению выживания нашего (еврейского) народа». Такова одна из ролей Израиля в системе международного сионизма. Как писал Н.Гольдман: «Государство никогда не было целью движения. Оно всегда рассматривалось как инструмент…»51. Израиль должен был стать центром для евреев всего мира и «светочем для всех наций»; обеспечить еврейской молодежи « принадлежащее ей по праву место под солнцем»52.

Успех, одержанный Израилем в союзе с сионизмом в июне 1967 года активизировал усилия сионистов во всех направлениях. Это засвидетельствовал ХХV11 сионистский конгресс, состоявшийся в июне 1968 года, который был посвящён обсуждению двух основных вопросов: «шестидневная война» и порождённые ею проблемы, а также поощрение беспрецедентной по своим размерам алии. Следует подробней остановиться на ряде принятых сионистским конгрессом резолюций.

В первой резолюции осуждались попытки «провести разграничение между сионизмом и еврейским народом»53. В резолюции подчёркивалось, что «сионизм является национально-освободительным движением еврейского народа».

Вторая резолюция содержала призыв к правительству Советского Союза «изменить позиции» в отношении Израиля и советских евреев. Тем самым сионизм выдвигал на повестку дня существующий в СССР «еврейский вопрос».

Третья резолюция призывала сионистский Исполком усилить работу в международном плане, делая на этот раз основную ставку на «еврейских студентов». Резолюция предлагала «использовать современные методы и средства информации» с тем, чтобы представить Израиль в глазах мировой общественности «в правильном свете». В остальных резолюциях содержались призывы оказывать всяческую поддержку курсу правителей Израиля.

ХХV11 сионистский конгресс принял также новую Иерусалимскую программу ( Приложение № 9), в которой нашли отражение цели сионизма:

1) достижение единства еврейского народа и превращение Страны Израиль в центр притяжения для всех евреев;

2) содействие усилению государства Израиль;

3) собирание еврейского народа на его исторической родине - Стране Израиль при помощи алии;

4) сохранение самобытности еврейского народа путём распространения еврейского и ивритского образования и овладения духовными и культурными ценностями евреев;

5) защита прав евреев во всех странах, где они проживают54.

Таким образом, в новой Иерусалимской программе впервые открыто заявлялось о существовании исторической Страны Израиль. Имели место апелляции и к «еврейскому народу» как реальному политическому фактору, и выступления от имени этого народа. Следовательно, сионизм официально претендовал на правомерность организационного оформления надгосударственной политической системы на основе слагаемых: «Израиль и диаспора, центр и периферия»55. Это означало, что сионизм поставил себя вне международной общности государства56.

Сионистская деятельность на этом этапе, подкрепляется прочной финансовой базой. Об этом наглядно свидетельствуют созываемые международные и региональные совещания миллионеров еврейского происхождения из различных стран капитала, образующие своего рода финансовый консорциум, обладающий огромными средствами и чрезвычайно большой властью. Так, на совещании в 1967 году присутствовало около 60 бизнесменов из 14 стран, представлявших международные финансовые, промышленные и торговые круги. Было принято решение о создании Постоянного секретариата для осуществления регулярных контактов между правительством Израиля и представителями мирового сионистского бизнеса. С этой же целью учреждались три региональных комитета: для бизнесменов- евреев из США и Канады, из Латинской Америки и Западной Европы. Создание всех этих учреждений имело целью поощрение и расширение частных капиталовложений в экономику Израиля. На совещании еврейских миллионеров в 1968 году присутствовали 800 бизнесменов, принявших решение о создании специальной компании-учредителя для увеличения капиталовложений в Израиле. Политические цели евреев-миллионеров в 1968 году выразил председатель инициативного комитета английский сионист Зиф. Он заявил: «Иерусалим воссоединенный является осуществлением вечного пророчества… Мы собрались здесь ради экономических целей, но мы полностью убеждены, что в их основе заложено духовное единство еврейского народа…»57.

Следует отметить, что в созданной в 1968 году «компании для Израиля» участвовали миллионеры еврейского происхождения из США, Канады, Франции, Южной Африки. Это был пример оформления особой международной (многонациональной) корпорации. Как подчеркнул ХV11 съезд Компартии Израиля, «международный состав придаёт «компании для Израиля» значительную силу и мощь»58. Это отражает процесс концентрации сионистского капитала в международных масштабах.

Итак, после образования Израиля союз международного и израильского сионизма, если исходить из резолюций сионистских конгрессов, решал задачи: программные – они были вызваны фактором образования Израиля; организационные – по расширению членства в ВСО и поощрению иммиграции в Израиль; идеологические – наступления на «еврейские умы», или осуществление задач по «евреизации» евреев с целью их «духовного единения» (1965г.).

Совершенно очевидно, что новая ситуация порождала необходимость не только в организационном оформлении сионистской политико-финансовой системы, но и в создании своего рода «всемирного органа управления». Эта задача была осуществлена путем «реорганизации», предпринятой в июне 1971 года. В связи с этим следует в общих чертах охарактеризовать структуру Всемирной Сионистской Организации – Еврейского Агентства. Согласно уставу, принятому в 1960 году, ВСО является «федерацией организаций». Членство в ВСО предоставляется сионистским ассоциациям, федерациям, как территориальным, так и межтерриториальным (включая партийные конфедерации), а также территориальным («национальным») и международным еврейским организациям, признающим иерусалимские программы (1951 и 1968 гг). При этом членство групп, не считающих сионизм главной целью своей деятельности, по уставу ВСО предусматривается на условиях согласованного меньшего представительства и с меньшими правами, чем для сионистских организаций.

Верховным органом ВСО является Сионистский конгресс, избираемый от сионистских федераций в «странах рассеяния». Израиль на конгрессе представляют сионистские партии соответственно весу, занимаемому ими в кнессете. Представительство на конгрессе распределяется в пропорции: 38% для Израиля, 29% для США и 33% для других стран, где проживают евреи. Таким образом, фактически вся власть находится в руках американо – израильского консорциума сионистов (евреи России на данный момент лишены возможности участвовать в управлении ВСО).