Смекни!
smekni.com

Сионизм (стр. 22 из 25)

Наиболее сложным явлением является религиозный сионизм. Сторонники этого направления в сионизме никогда не имели единой точки зрения по решению еврейского вопроса, единой концепции. Основанием религиозного сионизма можно считать (нет единой точки зрения) Цви Хирша Калишера. Идея рава Калишера была провозглашена в 1850 году: приход Машиаха является не «чудесным единовременным моментом», а длительным и естественным историческим процессом.

Ортодоксальные круги создают 1-е сионистские организации в 1900 году. Их концепция- исполнение Божественного замысла: «Господь заключил завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю я землю сию от реки египетской, до великой реки, реки Ефрата» (книга Бытия ХV, 18-21).

Наиболее демократичные проявления религиозного сионизма стало движение Мизрахи. Руководители движения пытались ослабить сопротивление ортодоксов сионизму. Мизрахи трудно назвать сионистской партией со своим видением на концепцию сионизма, но оно являлось выразителем общего требования всех религиозных сионистов: добиваться отказа от культурной работы светскими сионистами, т.к. еврейское общество должно жить в соответствии с Торой.

В 1896 году выходит в свет книга Теодора Герцля «Еврейское государство», в которой дана стратегия создания национального государства евреев. Эта книга послужила началом политическому сионизму. В марте 1897 года по инициативе Герцля состоялся 1-й сионистский конгресс. По решению которого создана Всемирная Сионистская Организация, определена концепция движения: создание для еврейского народа обеспеченного международным правом убежища в Палестине (Базельская программа). Таким образом, с созданием ВСО локальные течения сионизма были объединены на базе общей программы в рамках единого транснационального формирования.

Сионистскому Конгресу (Высший орган ВСО) предана форма еврейского парламента, соответственно пост президента ВСО воспринимался (до образования Израиля) как аналогичный главе государства.

С образованием государства Израиль сионистская идеология в своих прежних формах и интерпретациях перестает играть роль действующего фактора. В соответствии со сложившейся ситуацией происходит модернизация доктрины сионизма во второй половине ХХ века.

Согласно «Иерусалимской программе» (1968г.) Израиль занимает центральное место в жизни еврейского народа. В программе определены цели сионизма, поставленные в соответствии с новым временем: собирание еврейского народа на исторической родине в Эрец-Исраэль; укрепление государства Израиля; сохранение самобытности еврев; защита прав евреев во всех местах их проживания.

ВСО остается основным действующим звеном в деле реализации поставленных целей перед сионизмом. ВСО играет огромную роль в политическом, экономическом и культурной жизни Израиля.

Рассмотрев эпоху зарождения, эволюции доктрин идеологии сионизма, можно сделать следующие выводы:

1. Важную роль в зарождении данной идеологии сыграл разгар антисемитизма, как на бытовом, так и на государственном уровне в Восточной Европе, во второй половине Х1Х века, как результат – принудительное переселение евреев в установленную черту оседлости. В учебных заведениях введена процентная норма в отношении еврейских детей. Для еврейской молодежи во многие высшие учебные заведения Европы дорога была закрыта.

2. Евреи подвергались гонениям не как социальный слой, а как этническая и конфессиональная общность, следовательно протест еврейского населения, в целом, мог выразиться только в национальной форме идеологии.

3. Велика роль Т.Герцля. Он объединил различные направления сионизма, превратив его в мощное национальное движение.

4. В провозглашенном еврейском государстве Израиль у власти встали сионисты стоявшие у руководства ишувом, следовательно государство становится проводником идей сионизма и покровителем ВСО, возведя в рамки закона привилегированное положение этой организации.

5. Несмотря на активную работу по вопросам иммиграции евреев, главная цель поставленная программными документами ВСО – собирание всего еврейского народа в Израиле, остается невыполненной. Как следствие невозможности достижения этой цели в силу разных причин, ученые выдвигают версию о кризисе идеологии сионизма.

Несомненно, тема о идеологии и практике сионизма является малоизученной. Недостаточно рассмотрены дипломатические отношения сионистов с различными державами до момента образования государства Израиль.

Тенденциозное рассмотрение данной темы в советский период способствовало написанию заказных политических пасквилей типа «Осторожно: сионизм!».

Надеемся что в будущем ученые будут заниматься этой темой более объективно, без предвзятости, идеологической окраски, путем погружения в историю.

Список используемой и цитируемой литературы:

1. Авшалумова П.Х.«Критика иудаизма м сионизма». Махачкала, 1986.

2. Алестин Ф. Палестина в петле сионизма. М. 1988.

3. Баканурский Г.П. Ложные доктрины, реакционная политика, критика союза иудейской религии и сионизма.- Одесса: Маяк, 1982.

4. Большаков В. Сионизм на службе антикоммунизма. М. 1972.

5. БСЭ. 1 изд. Т. 24.

6. БСЭ. 1 изд. Т. 45.

7. Гайсинович М.Д. «Мифы и действительность». Львов, 1980.

8. Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982.

9. Герцль Т. Еврейское государство (опыт современного разрешения еврейского вопроса). Петроград. 1917.

10. Герцль Т. Полное собрание речей и статей о сионизме. Белосток, 1905.

11. Меир Г., Моя жизнь. Чимкент, 1997.

12. Горелик М. Сионизм жив, а коммунизм уже нет//Новое время.- 1997.- №36.

13. Государство Израиль в 80-е годы. М. 1992.

14. «Х11 съезд Коммунистической партии Израиля», М., 1972.

15. Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб/без года.

16. Еврейская Энциклопедия, Т.2.

17. Еврейская Энциклопедия, Т.3.

18. Еврейская Энциклопедия. Т.6.

19. Еврейская Энциклопедия, Т. 11.

20. Еврейская Энциклопедия. Т.14.

21. Евсеев Е. Сионизм: идеология и политика. М. 1971.

22. Жаботинский В. Еврейское государство. Харбин, 1938.

23. Жудро А. Теодор Герцль. Он основал сионизм // Эхо планеты. - 1997.- №49.

24. За русское дело. Санкт-Петербург, № 10 (42), 1996.

25. Звавич А.И., Фих Б.М. «Сионизм: идеология и политика». М., 1974.

26. Звянльская И.Д. Роль военной верхушки в формировании государственной политики Израиля. М. 1982.

27. Иванов Ю. Осторожно сионизм. М. 1970.

28. Идеология и практика международного сионизма: сборник научных трудов. Киев, 1981.

29. Израиль 2000. Иерусалим, 1991

30. Израиль 2000. Тель-Авив. 1991.

31. Израиль сегодня. Иерусалим, 1993.

32. История Х1Х века. Под редакцией проф. Лависса и Рамбо. Т. 4. М., 1938.

33. История еврейского национального движения 1870-1914. Иерусалим. «Библиотека - Алия», 1994.

34. История Еврейского национального движения 1914-1949г. Библиотека Алия, Иерусалим, 1993.

35. Карасова Т.А. , Ленский Б.В. Израиль: некоторые аспекты внутренней и внешней политики. М. 1988.

36. Клаузнер И.Л. Книга о русском еврействе: 1860-х годов до Революции 1917 года. Нью Йорк: Союз Русских Евреев. 1960.

37. Когда исчезают миражи? Сионизм: практика тёмных дел. М., 1987.

38. Корнеев Л.А. Классовая сущность сионизма» Киев: Политиздат Украины, 1982.

39. Краткая Еврейская энциклопедия, Т.1.

40. Краткая Еврейская Энциклопедия, Т.7.

41. Ладейкин В.П. Источник опасного кризиса. М. 1973.

42. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30.

43. Медведко Л. Этот ближний бурлящий Восток. М., 1986.

44. Международные связи /Израильский центр информации. Иерусалим, 1992.

45. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Серия «След в истории». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

46. Моджорян Л.А. Преступная политика сионизма и международное право, М., 1973.

47. Моше Бела. Мир Жаботинского.М.: Восточная литература. 1992.

48. Нойбергер Б. Власть и политика в Государстве Израиль. Открытый университет. Израиль. 1997.

49. Никитина Г.С. Государство Израиль.

50. Обзор израильской и еврейской прессы № 18. Еврейский информационный центр в Москве, 1989.

51. Общество /Израильский центр информации. Иерусалим, 1992.

52. Остроущенко С.В. как обитают на «земле» обетованной. Одесса, 1985.

53. Паркс Д. Евреи среди народов: Обзор причин антисемитизма. Париж:,YMCA- Press, 1932.

54. Пинскер Л. Автоэмансипация. – Петроград, 1917.

55. Против сионизма и израильской агрессии (сборник материалов прогрессивной печати).М., 1974.

56. Рабинович В.И. Реакционная сущность сионизма. М., 1985.

57. Рид Д. Спор о сионизме. М., 1993.

58. Романенко А.З. О классовой сущности сионизма. М., 1985.

59. Савцов В.Я. Преступлением и обманом. Киев. 1989.

60. Седов С. Сионизм ставка на террор. М. 1984.

61. Семенюк В.А. Современный сионизм. Минск. 1986.

62. Сионистические сеятели лжи. Кишенёв, 1986.

63. Сионизм: «Идеология и политика». М. «Московский рабочий», 1971.

64. Сионизм: правда и вымыслы. М. 1986.

65. Сионизм: слова и дела. М. 1987.

66. Сионизм в системе империализма. М. 1988.

67. Сионизм: теория и практика. М., 1973, с.58.

68. Современная идеологическая борьба: Словарь. Под общ. ред. Н.В. Шишлина; Сост. С.И. Беглов.- М.: Политиздат, 1988.

69. Солженицын А.И. Двести лет вместе(1795-1995). - М.: Русский путь, 2001.

70. Солодарь Ц. Тёмная завеса. М. 1987.

71. Цвенг С.. Вчерашний мир. Воспоминания европейца// «22», 1994, № 92.

72. Телушкин И. Еврейский мир. Иерусалим. 1998.

73. Факты об Израиле. Иерусалим, 1992.

74. Членов Е. Сион и Африка на шестом конгрессе. М., 1905.

75. Широков А.И. Социально-политическая доктрина сионизма. Киев. 1988.

76. Луз.Э. Пересекающиеся параллели. Религия и национальная идея в эпоху формирования сионистского движения в Восточной Европе (1882-1904). Библиотека - Алия, 1991.

77. Сионизм, Иерусалим, 1973.

78. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 1, Иерусалим,1970.

79. Энциклопедия сионизма и Израиля, Т. 11, Иерусалим,1970.

80. Сионизм-не рассизм, но виноватым останется Израиль.http://www. mignews. ru/news/politic/world/durbdraft 209. html.