Смекни!
smekni.com

Сионизм (стр. 8 из 25)

Когда окончился траур, противники «Угандийского проекта», которые стали называть себя Ционей Цион, то есть «сионисты Сиона», собрались в немецком городе Фраибурге и приняли решение:

«1. Сионистское движение отвергает всякую возможность поселения евреев в любой стране, кроме Эрец-Исраэль.

3. Членом Всемирной сионистской организации может считаться только тот, кто согласен с основными принципами Базельской программы»56.

Таким образом решение Базельской программы о создании правового убежища для еврейского народа в Палестине было реанимировано - и никогда в дальнейшем не подвергалось сомнению.

Седьмой конгресс (1905г.) открылся речью памяти Т.Герцля, которую произнес М.Нордау. сразу после этого возобновились дебаты по вопросу о создании поселений за пределами Эрец-Исраэль. Конгресс заслушал доклад комиссии, которая была направлена в Восточную Африку и пришла к выводу, что предлагавшаяся территория не пригодна для массового еврейского поселения. Конгресс принял резолюцию против создания еврейских поселений за пределами Эрец-Исраэль и соседних с нею районов. Резолюцию Фрайбургской конференции, принято считать, обязательной для всех членов Всемирной Сионистской Организации. Противники этой резолюции (территориалисты), возглавляемые Исраэлем Зангвилом, покинули конгресс и учредили Еврейское территориальное общество (ЕТО), просуществовавшее до 1925 года. Ционей Цион одержали победу.

На Восьмом сионистском конгрессе Хаим Вейцман, будущий президент ВСО (1920-1931г.) и первый президент государства Израиль (1949-1950г.), сумел примирить «политиков» и «практиков». Конгресс открыл работу в Гааге в 1907 году. Решение о проведении конгресса в Гааге было принято, исходя из того, что в этом городе должна была проходить Вторая международная мирная конференция. В центре внимания вновь оказались споры между сторонниками практического и политического сионизма. Сторонники политического сионизма настаивали на том, чтобы практическая работа в Эрец-Исраэле была начата лишь после получения «хартии», их противники утверждали, что без значительной поселенческой деятельности мало надежды на получение законных санкций от одной или нескольких великих держав. В результате было решено поддержать усилия по созданию поселений.

Хаим Вейцман сформулировал в своём выступлении концепцию «синтетического сионизма», сочетавшую оба подхода, которая нашла широкий отклик среди делегатов. Согласно решению этого конгресса Ротшильд возглавил ВСО.

Сторонники «синтетического» сионизма были убеждены, что не следует разделять «практическую» и «политическую» деятельность. Осуществляя принципы «практического» сионизма – переселяясь в страну Израиля, необходимо продолжать дипломатические усилия и добиваться признания мировой общественностью права евреев на заселение Эрец-Исраэль. Два этих направления в сионистской деятельности дополняют одно другое. Реальные достижения поселенцев увеличивают шансы на дипломатический успех, а дипломатические успехи облегчают развитие поселенческой деятельности. Таким образом, произошло объединение усилий направлений в сионистской деятельности, что способствовало увеличению реальных достижений.

Решениями Седьмого и Восьмого конгрессов в 1908 году в Яффе было создано Еврейское бюро, в задачи которого входило развитие поселенческого движения в Эрец-Исраэль: приобретение земли и всесторонняя помощь поселениям.

Дипломатические усилия ВСО по международному признанию необходимости заселения и развития Эрец-Исраэля не прекращались.

Вопрос о том, что существует другая территория, кроме Эрец-Исраэль, пригодная для образования там еврейского государства, больше не поднимался.

Однако значение этого момента в истории сионистского движения нельзя умалять, так как это был 1-й, значительный и продолжительный кризис. «Дискуссия об Уганде» продолжалась 5 лет (1903-1907).

Дебаты по этому вопросу между отделившимися территориалистами и сионистами, привели к аргументации конечной цели движения- создания еврейского государства именно в Эрец-Исраэль.

Территориалисты видели в привязанности еврейского народа к Эрец-Исраэль пройденный этап в его развитии. Они утверждали, что сионизм, то есть движение за спасение и избавление народа, должен исходить лишь из реально имеющей место ситуации. Эрец-Исраэль никогда в прошлом не была реальным центром притяжения массовой еврейской эмиграции. Евреи всегда эмигрировали на те территории, где они могли найти средства к существованию. И в настоящее время основной поток эмигрантов поворачивает в Америку, а не в Эрец-Исраэль. Это показывает, что жизнь народа направляют реальные факторы, интересы сегодняшнего дня, а не романтическая тоска по прошлому. Наступает время, когда и в теории необходимо отказаться от того, от чего уже отказались на практике57. Один из главных доводов территориалистов выразил в своей книге видный сионистский деятель Л. Пинскер: «Мы не должны поселятся именно там, где наша государственная жизнь была некогда разбита и уничтожена...»58.

О том что никакой другой путь, кроме поселения в Эрец-Исраэль, не приведет к еврейскому национальному возрождению, писал в статье «Прошлое и будущее», опубликованной еще за двенадцать лет до начала «дискуссий об Уганде», Ахад-ха-Ам. Народ, проживший многотысячелетнюю историю, утверждал Ахад-ха-Ам, не может снова начать все сначала, найти себе новую национальную территорию, чтобы вести там новую национальную жизнь, ибо «народ, то есть национальное «я», сформировавшееся исторически, хочет существовать в своем настоящем виде, таким, каков он есть, со всеми своими воспоминаниями и надеждами, и если бы мог народ перемениться и стать другим, то он уже давно нашел бы способ это сделать». Хотя еврейский народ не жил на своей родине уже долгое время, но в его сознании она остается неотъемлемой частью его национального «я», и отказ от нее означал бы отказ от продолжения самобытного существования еврейского народа, то есть полную ассимиляцию.

Сходную аргументацию можно найти и в статьях З.Жаботинского. Национальное движение, писал он, должно отражать желания народа. Если всмотреться в еврейскую историю, мы увидим, что главным ее мотивом является борьба народа за сохранение своей национальной самобытности. Национальный характер еврейского народа сформировался в Эрец-Исраэль, а не в галуте. Именно Эрец-Исраэль оказала на него определяющее влияние, и лишь там возможно здоровое развитие этого народа. Поэтому сионизм и ставит Эрец-Исраэль во главу своих устремлений, поэтому Эрец-Исраэль является символом, выражающим стремление еврейского народа сохранить свою национальную самобытность59.

Все из упомянутых теоретиков сионизма, соглашались с тем, что лишь часть еврейского народа сможет сосредоточиться в еврейском государстве, многие останутся жить в «рассеянии».

Чтобы новое еврейское государство было действительно еврейским, оно должно стать достоянием всего еврейского народа, а не только своих граждан. Только в таком случае оно сможет исполнять роль основы политического и национального единства евреев (ранее эту роль выполняла религия). Поэтому необходимо, чтобы все евреи в мире были связаны с ним общей традицией, средоточием и символом которой станет само это государство. Политическое образование, основанное за пределами Эрец-Исраэль без религиозной основы, не будет иметь никакого влияния на евреев, живущих вне этого образования. В конечном итоге оно окажется полностью оторванным от еврейского народа, поскольку в нем сформируется своя собственная культура, которая со временем будет все более и более отдаляться от общей культурной традиции евреев. Таким образом, для того чтобы еврейское государство – и в собственных глазах, и в глазах всего мира – могло быть государством всего еврейского народа, в его основе должна лежать еврейская традиция в широком смысле этого слова. Только еврейское государство в Эрец-Исраэль, в стране, само название которой доказывает, что она занимает центральное место в сознании народа и в его традиции, в стране, где народ имел свою государственность, в стране, которую на протяжении всех веков рассеяния народ продолжал считать своей, - только такое еврейское государство и может считаться настоящим.

Территориализм основывается на реальном факторе – страдании евреев, не имеет никаких идеалов. Только страдания не способны породить всеобщего массового движения.

Территориализм не принимал в расчет психологического фактора, отсюда негативное отношение к эмоциональной связи с Эрец-Исраэль.

Таким образом, «дискуссия об Уганде» привела к глубокому расколу в сионистском движении, а затем и к выходу из него значительного числа сторонников территориализма. Внутри движения произошла перегруппировка сил, ускорилось формирование фракций. Главным итогом дискуссии стало укрепление и возмужание сионистского движения, которое отныне стало более четко осознавать свои цели.

После смерти Герцля в движении победила тенденция, лозунгом которой была «повседневная работа». Преодолев иллюзорную надежду добиться своей цели с помощью некоего всеобъемлющего и немедленного политико-дипломатического решения, сионистское движение осознало, что путь к цели будет долгим, что для ее достижения потребуется многолетняя пропагандистская и просветительская деятельность в общинах диаспоры, многолетняя практическая деятельность по укреплению существующих и созданию новых поселений в Эрец-Исраэль – многолетняя повседневная работа.

Десятый конгресс (Базель) состоялся в 1911году. Этот конгресс часто называли «мирным», так как споры между сторонниками политического и практического сионизма затихли, и большинство делегатов поддержало «синтетический» подход (см. 8-й конгресс). Значительное внимание было уделено практической работе в Эрец-Исраэль, а также развитию культурной работы. Это заседание впервые полностью проходило на иврите и был поднят вопрос о взаимоотношениях между сионистами и арабами Палестины. Одиннадцатый конгресс состоялся в Вене, 1913год; был посвящен обсуждению поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль. В конгрессе впервые не принял участие М.Нордау, обвиняя руководителей ВСО в отходе от линии Герцля.