Смекни!
smekni.com

Христианство и его распространение в мире (стр. 4 из 11)

Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к традиционным поли­теистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологиче­ским, сверхъестественным Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его при­верженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины.

Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него - орфизм - из-за политеистично­сти и крайней замкнутости, герметизм - из-за слишком абстрактного и отчасти магического ха­рактера.

Епископы и их власть

Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они про дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались ме­жду собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свиде­тельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом.

Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира.

Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римской империи. Епископы стремились утвердит во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда под­нимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе с пре­свитерами на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-ни­будь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. “раскольником”, “отрезаю­щим” себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.

Император Константин

Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диок­летиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и еписко­пов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно.

К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним прибавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войска и числа чиновников всех, кто от­кажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать их церкви и молитвенные дома.

Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники, которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во время преследований отказался от власти императора.

Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), а также иллириец по происхождению, правивший крайней западной четвертой частью империи, сначала примирился с христианами, по­том перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.

Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: “Сим победишь”. Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, ре­шать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.

ПРАВОСЛАВИЕ

Слово “православие” является переводом, калькой греческого слова “ортодоксия”. Право­славие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажаю­щих его идей (религиозных и фило­софских), доктрин, формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.

В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры (“Символ веры”) прин­ципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин “Великого раскола”. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчинен­ные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, вклю­чая и Русскую, содержащих право­славную веру, общую для всех них.

Каковы особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее время хри­стианских конфессий (исповеданий)?

Священное Предание

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христиан­ского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Свя­щенного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение са­мого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называе­мое Свя­щенное Предание. Существо этого критерия состоит в том, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истин­ности веры могут быть только традиции или пре­дание. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христи­анству.

Соборность

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. Соборность славян­ский эквивалент греческого термина “кафоличность” обще­принятого в различных христиан­ских исповеданиях. В православном понимании соборность означает некое органическое един­ство Церкви (т.е., всех поместных церквей и всех верующих, вместе взятых), при котором любая поместная церковь (или отдельный верующий), внося в одностороннем порядке что-то принци­пиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. основная тема православия: в главном — единство, во второстепен­ном — свобода, во всем — любовь.

Спасение

Основная идея христианской религии — спасение человека от того, что порождает несча­стья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Порождающей причиной зла христиан­ство называет грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравствен­ного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ. Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а часто и внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер.

“Христианство утверждает, что спасение открыто Иисусом Христом, который, будучи Сы­ном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение — в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеда­ниях: православии, католичестве, люте­ранстве, реформаторстве и др. Различия относятся к сле­дующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека; духовной жизни как усло­виюспасения человека.

Искупление.

В своем учении о спасении православие исходит из понимания: “Бог есть. любовь”

Православие не разделяет доминирующей в католичестве и протестантизме юридической концепции искупления, гласящей, что жертва Христова была обусловлена необходимостью удовлетворения правосудию Божию за грех Адама и его потомков, которые, нарушив закон Божий, оскорбили Его и тем самым заслужили себе вечное наказание. Христос же взял на Себя это наказание, искупив (т.е. выкупив), таким образом, человечество от праведного гнева Бога-Отца.

Царствие Божие.

Западному христианству присуще понимание конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где христианин, искупленный Христом от наказания за свои грехи, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Право­славие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Цар­ства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершен­ству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного.