Смекни!
smekni.com

Церковь и Государство в Республике Беларусь (стр. 17 из 31)

В начале третьего тысячелетия создаются предпосылки для новых отношений государства и церкви. Православное духовенство и официальные власти находят взаимопонимание. Государство доброжелательно относится к проблемам православной церкви, церковь, в свою очередь, проявляет лояльность по отношению к государству. Она не выходит за рамки религиозной деятельности.

В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II нанес визит в Республику Беларусь, посетив Минскую, Витебскую и Полоцкую епархии. Во время визита состоялась встреча Патриарха с Президентом Республики Беларусь, что еще раз стало свидетельством и подтверждением дружбы белорусского и русского народов.[126, с.1].

Во время визита 27 июня 2001 года главы русской православной церкви Алексия II в Гомель прозвучало совместное обращение президента Республики Беларусь и патриарха московского и всея Руси к народам России, Украины и Беларуси. Говорилось об однокоренном характере слов «славянство» и «православие», следовательно, славянские народы должны придерживаться, соответственно, православной веры, и всем надлежит жить в мире и согласии. В истории можно проследить примеры вовлечения церкви в политику как на Востоке так и на Западе, когда государство характеризовалось взаимным проникновением религии и политики. И не удивительно, что президент Республики Беларусь и вся его «вертикаль» во время визита высокого гостя продемонстрировали свою приверженность православным взглядам. Совершенно очевидно, что присутствие христианства в мире само по себе ставит проблему об его отношении к человеческой деятельности, а также о христианском отношении к политике.

Республика Беларусь является многоконфессиональным государством. Анализируя конфессиональную структуру Республики Беларусь, А. Верещагина отмечает важную черту белорусского народа – толерантность (терпимость). Эта черта характерна для белорусского народа еще со времен средневековья, когда Европу охватили религиозные войны, на территории Беларуси мирно сосуществовали представители разных вероисповеданий. Но доминирующую роль все же играло православие. И в прошлом (с Х до ХII вв.), и в настоящем оно является самой распространенной религией в Республике Беларусь. Православная церковь занимает первое место среди других религиозных объединений по количеству общин и верующих. В Республике Беларусь на 1 января 2001 года насчитывалось 2663 религиозных общин. Из общего количества 1172 составляют православные. Кроме религиозных обществ существуют 78 организаций общеконфессионального значения: 33 республиканских и религиозных объединения, 5 мужских и 6 женских православных монастырей, 7 православных братств, 2 сестричества, 13 протестантских миссий, 3 женские католические монашеские общины, 9 духовных учебных заведений. Это Православная духовная академия, православная и католическая духовные семинарии, Библейский институт и семинария Евангельских христиан–баптистов (ЕХБ), православное духовное училище по подготовке псаломщиков, Богословский факультет при Европейском гуманитарном университете в Минске, который был открыт в 1993 году. Деканом факультета является Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Основным предметом является богословие, в программу включена история церквей и христианских конфессий. Преподаются также педагогические и философские предметы (педагогика, психология, литература, искусство). Студентами изучаются два иностранных и четыре древних языка. Ведется подготовка по двум специальностям – богослов и преподаватель богословия. Выпускники могут работать в воскресных школах, духовных семинариях, в домах милосердия, а также в государственных образовательных учреждениях – преподавателями школ, лицеев, колледжей, институтов. В 1995 году специальность «Теология» получила квалификацию государственной.

Однако, если с одной стороны, создаются необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, то с другой стороны, отмечает Л.Е. Земляков, возникают противоречия между конфессиями и иерархиями, между верующими и неверующими. Все это усиливает социальную и межнациональную напряженность. Межнациональная и социальная напряженность, в свою очередь, обостряет межконфессиональные отношения. Конфессиональная структура общества зависит от многих причин: от степени политизации, от статуса религии в данном обществе, от специфики той или иной конфессии, от социальной доктрины церкви и ее нравственных позиций, от межконфессиональных отношений и исторических традиций. Современные межцерковные недоразумения, разногласия и противоречия являются закономерным следствием осуществления религиозной государственной политики, в результате которой были допущены нарушения принципа свободы совести, прав человека, администрирование и т.д. К ним относятся, несовершенство действующего законодательства о свободе совести, сегодняшние ошибки в разработке и проведении в жизнь целостной единой политики в религиозном вопросе, амбиции некоторых религиозных и политических деятелей, недостаток культовых помещений, «во все окна и двери стучится новая модель государственно–церковных отношений. Мы же находимся в плену ложной идеи о равенстве всех конфессий. Сами конфессии никогда не были и не могут быть равными, прежде всего по своим богословско–вероисповедальным принципам, по исторической укорененности в национальной почве» [49, с.23].

Характерной особенностью Республики Беларусь, было наличие значительного числа верующих Римско–католической церкви (РКЦ), которая существует с ХIV в. Однако, ни Минск, ни Москва до 1923 года по отношению к католической конфессии не применяла жестких методов работы. Ватикан еще в 1917 год быстро отреагировал на трудности РПЦ. Началось усиление деятельности папских миссионеров. Это касалось не только западных областей Беларуси, находивщихся под Польшей, но и восточных. Католическая церковь сумела укрепить здесь свои позиции. Решительному наступлению на католицизм с 1924 года способствовало резкое выступление Ватикана против церковной политики Советской власти. В условиях напряженной внешнеполитической обстановки и наличия близкой границы с католической Польшей римско–католическое духовенство обвинялось со стороны руководства СССР в том, что «оно выполняло роль прямой агентуры польского государства».[1] Под усилившимся давлением властей в 1925–1926 гг. начался отъезд многих ксендзов из СССР. Католическая церковь, не имея столь значительной социальной базы, как православная, на территории Советского Союза к концу 20–х годов практически прекратила свое существование. В Беларуси насчитывалось всего 111 религиозных католических общин. Католических общин в настоящее время в республике насчитывается 417. Римско–католическая церковь в Республике Беларусь относится к числу традиционных и является одной из крупнейших по количеству последователей. Установлены дипломатические отношения Беларуси с Ватиканом. За последние шесть лет количество римско–католических приходов выросло в 3,5 раза. Римско–католическая церковь в значительной мере политизирована, подвержена сильному влиянию Союза поляков Беларуси и польско – католического епископата. РКЦ стремится к тому, чтобы в каждом населенном пункте был костел или помещение, в котором можно было бы проводить богослужения. Взяв ориентацию на сближение с православием, Ватикан одновременно реализует свою стратегическую цель – продвижение католицизма на Восток. Систематически присылают ксендзов–миссионеров, прошедших подготовку в польском католическом епископате, в республике насаждаются монашеские ордена. Не смотря на более сложное положение католиков, тем не менее, католичество в Беларуси не исчезает и имеет стабильный контингент верующих, ряд регионов своего влияния и контакты с Западной Европой. Белорусские католики имеют надежду на визит Папы Римского. Такие визиты, уже прошедшие во всех странах бывшего союза с католическим населением, кроме Республики Беларусь, символизировали приобщение национальных католических общин ко всему католическому миру. В третьей декаде июня 2001 года такой визит был нанесен в Киев и Львов. М. Штамм считает, что визит понтифика на Украину всколыхнул всю российскую верхушку, привел к громкому политическому скандалу. По мнению автора статьи, религиозная война между Западом и Востоком вступила в решающую фазу. Это война за души, доход приносящие. Он отмечает: «Можно сколько угодно тусоваться среди политиков и олигархов, носить дорогие ризы, ездить на «Мерседесах» с мигалками, получать от государства право на беспошлинный ввоз алкоголя и табака, принимать в дар от градоначальников помпезные храмы – и при этом с треском проигрывать войну за души даже в своей стране. Блеск номенклатурных куполов сегодня мало кого обманывает: влияние РПЦ сужается, как шагреневая кожа». Цель этого визита, как не трудно заметить в том, чтобы оторвать украинскую церковь от русской, загнать прихожан в Единую поместную церковь, а потом объединить ее с грекокатоликами, и отдать в руки Ватикана. Изменить таким образом сознание украинцев, чтобы их больше не тянуло к Москве и СНГ [156, с.10].