Смекни!
smekni.com

Церковь и Государство в Республике Беларусь (стр. 20 из 31)

В настоящий момент вышел Указ Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 года № 516, в соответствии с которым абзац седьмой следует изложить в следующей редакции: «Создать при Аппарате Совета Министров Республики Беларусь организацию по делам религий и национальностей». Указом Президента от 11 октября 2001 года, № 578 при Аппарате Совета Министров РБ создана организация по делам религий и национальностей (вместо Госкомитета по делам религий и национальностей). Нововведение является свидетельством понижения статуса этого органа.

В недалеком будущем возможно принятие нового Закона, так как в компьютерной сети появился проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Проект принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. В статье 4 указано, что каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а также самостоятельно определять свое отношение к религии. Статья 5 дает возможность каждому свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения, не запрещенные законом. Указывается, что родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. Очень важно, что новый законопроект устанавливает статьей 6 равноправие религий перед законом, а в статье 7 речь идет о равноправии граждан перед законом независимо от их отношения к религии.

В статье 8 нового законопроекта оговаривается отношение государства и религии:

-государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если деятельность их не противоречит законодательству Республики Беларусь; на религиозные организации также не возлагаются государственные функции;

-религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

-религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой поддержки;

-в местах богослужений не допускается использование государственной символики, проведение собраний, митингов и других мероприятий политического характера;

-государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.

Таким образом, становится очевидным, что институт государства и институт религии имеют свои отведенные законодательно функции и должны действовать в рамках, установленных законодательством.

Вопросами законодательного порядка обеспокоена и церковь. Митрополит Филарет отметил, что в действующем законе «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», в отличие от аналогичных законодательных актов большинства развитых европейских стран, отсутствует юридическая дифференциация религиозных организаций. Наша законодательная практика фактически не учитывает решающий вклад православия в формирование национальной белорусской культуры и мировоззрения. «Правовой гиперплюрализм», по его мнению, «приводит к тому, что принцип равенства религий ошибочно толкуется как их равенство между собой». А между тем, «православная церковь сегодня единственная сила, которая последовательно и принципиально борется за духовное здоровье нации, сохранение ее этических, духовных, а, следовательно, и национальных особенностей» [115, с.8]. В новом законопроекте православная религия не выделяется в качестве приоритетной, и это правильно, в противном случае это противоречило бы принципу равноправия религий, что в дальнейшем могло бы вызвать негативные последствия, разногласия и противоречия на межконфессиональной почве.

В законе нет разграничения формулировок «свобода совести» и «свобода вероисповеданий». Это вызывает серьезные возражения, так как и по объему, и по содержанию эти понятия неоднозначны. Свобода совести означает право человека быть свободным в выборе той или иной религии, или быть атеистом; выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В новом законопроекте разграничиваются формулировки «свобода совести» и «свобода вероисповеданий». Отношение к религии – это одна их личных свобод человека, и признавать религию или не признавать – решает он сам. В конфессиональном выборе он также свободен. В таком вопросе не может быть принуждения граждан, как со стороны государства, так и со стороны религиозных объединений и их органов управления. Следовательно, ни государство, ни религиозные институты не вправе устанавливать нормы, обязывающие граждан соблюдать религиозные каноны. Понятие «свобода совести» является этической категорией, выражающей моральное сознание, внутреннюю убежденность в том, что есть добро и зло, сознание ответственности за свое поведение и за то, что происходит вокруг. «Свобода совести» означает свободу человека понимать окружающую действительность в соответствии со своими внутренними убеждениями. Совесть определяется мерой развития человека, его социальной позицией в тех условиях, в которые он поставлен. Нормы демократического общежития как свободы совести, слова, собраний и т.д. должны дать самим гражданам возможность определиться в своих верованиях.

Свобода вероисповеданий прежде всего предполагает веротерпимость, терпимое отношение государства ко всем вероисповеданиям, конфессиям при отделении религиозных организаций от государства и школы от религиозных организаций и ко всем прочим – при наличии официальной государственной или покровительствуемой религии. Понятие «свобода вероисповеданий», как отмечает Л. Земляков, не включает в себя свободу выбора человеком вероисповедания (религии, конфессии). По существу понятие это означает веротерпимость, укрепляющую позиции религиозных организаций в государстве, на что, собственно, и направлен Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» [49, с.138]. Становится очевидным, что в Законе «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» понятие «свободы вероисповеданий» не раскрыто, оно подменено понятием «свободы совести». Следовательно, необходимо уточнить это концептуальное положение.

В Законе отсутствует также признание религиозных организаций в качестве социальных институтов, субъектов публично–правовых отношений.

Правовые основы светского государства Республики Беларусь заложены в Конституции. Статья 16 действует в единстве со статьей 31 Конституции и Законом Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с объединениями его граждан определенного вероисповедания. В Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» подчеркивается, что «не допускается какое–либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к признанию, либо отказу от признания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучении религии». В законодательстве существуют и некоторые ограничения права и свободы исповедовать религию. В статье 16 Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 1996 года, говорится о том, что «запрещается деятельность религиозных организаций и их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности»

Запрещаются законом религиозные организации, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами, с посягательствами на права, свободу и законные интересы граждан. Такие организации лишаются возможности участвовать во всех сферах жизни общества, наказываются штрафом, или лишаются права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или наказываются лишением свободы на срок до шести месяцев (ст. 193 УК РБ – Уголовный Кодекс Республики Беларусь).

В качестве субъектов политических и иных отношений могут выступать как сами религиозные организации, так и их различные органы, а также лидеры конфессий, главы религиозных организаций. Вместе с другими объединениями они формируют общественное мнение, создают благоприятные или неблагоприятные условия для осуществления официальной политики, оказывают воздействие на государственную власть.