Ввиду того, что становление новых взаимоотношений государства и церкви проявляется во всех сферах общественной жизни, этот процесс, хотя и медленно и недостаточно системно, идет в сфере образования. Нормативная регуляция взаимоотношений церкви и школы определяется статьей 16, 31 Конституции Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка». В соответствии со статьей 16 Республики Беларусь взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных и культурных и государственных традиций белорусского народа. Статья 3 «Принципы государственной политики в сфере образования» Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» определяет в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования ее светский характер. Статья 8 «Взаимоотношения школы и религиозных организаций» Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» не только устанавливает для государственной системы образования и воспитания в Республике Беларусь ее светский характер, но и наполняет этот принцип конкретным содержанием. Государственная система образования Республики Беларусь не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.
Статья 20 «Ребенок и религия» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» устанавливает порядок, при котором за пределами учебных заведений государство не вмешивается в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей, или лиц, их заменяющих, если религиозные действия не угрожают жизни и здоровью ребенка. Законодательно закрепляются и правовые гарантии соблюдения принципа светскости образования. Так статья 71 «Нарушение национального и рассового равноправия, а также равноправия граждан в зависимости от их отношения к религии» Уголовного Кодекса Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за умышленные действия, направленные на возбуждение религиозной вражды или розни.
Законодательно регламентируются взаимоотношения государственных учебно–воспитательных учреждений с религиозными организациями. Они соответствуют общепринятым мировым стандартам и основным положениям международных правовых актов, регламентирующим права человека и ребенка в современном мире.
Служители БПЦ (как и других традиционных для республики конфессий) могут привлекаться для проведения с учащимися духовно–нравственных бесед, для освещения вопросов истории религии, религиозных представлений, традиций, нравственных установок, воспитания у детей и молодежи развитых духовных ценностей, милосердия, сострадания, патриотизма.
В последнее время многие религиозные организации активно участвуют в организации оздоровления учащихся. Религиозные организации имеют право с разрешения местных исполнительных и распорядительных органов открывать оздоровительные лагеря [105,с.2].
Особую роль в развитии государственно–церковных отношений играет Европейская межпарламентская ассамблея православия (ЕМАП). Это одна из влиятельнейших европейских политических организаций, объединяющая парламентариев, где есть православное население. С ЕМАП тесно сотрудничает Международный фонд единства православных народов (МФЕПН), который в марте 1996 года совместно с Верховным Советом Республики Беларусь провел в Минске международную конференцию «Идеи единства православных народов в контексте современной эпохи». На конференции выступил Президент А.Г. Лукашенко.
Вместе с тем, вызывает некоторые опасения клерикальные тенденции в общественной жизни, особенно в России. Отмечая в чем специфика клерикализма относительно жизни современного общества, профессор Овсиенко Ф.Г. подчеркивает, «прежде всего в том, что церковь сегодня широковещательно рекламирует свою аполитичность, проводя наряду с этим линию на усиление своего участия в светских делах через поиски «священного» в повседневных формах человеческой активности... церковнослужители пытаются укрепить свои позиции, представляя себя стражами человеческого достоинства, прав и свобод личности. Они стремятся облечь свою идеологию в специфические религиозные одежды, перевести ее содержание на язык этики и теологии. Обращение к социальной проблематике, клерикальные претензии на участие в ее решении сопровождаются одновременно затушевыванием социально–политических функций церкви и изображением ее миссии как сугубо религиозной или религиозно–этической.
В нашем трансформирующемся обществе религиозные верования стали потребностью массового сознания. И это не случайно, так как христианское вероучение и мораль являются основой, на которой строилась веками нравственная жизнь народа.
Государственная церковь призвана не управлять светской властью, а должна громко осуждать ее нравственные ошибки, благословлять добрые дела, обнаруживать и исцелять духовные язвы народа. Она должна стать совестью государства. И этого ждут от нее и народ, и власть [51, с.10].
Таким образом, церковь обеспокоена падением нравственности в современный период. Свою задачу, видит в предотвращении нравственного распада личности. Следовательно, общее благо людей, социальное служение, участие в деле образования и воспитания граждан является общей платформой для сотрудничества церкви и государства. Белорусская православная церковь, поддерживая проведение государством экономических и политических реформ, придает особое значение духовному возрождению государства. Моральное, и в этом смысле религиозное, формирование подрастающего поколения должно рассматриваться как составная часть обучения и общегосударственное дело.
Благотворительность и социальное служение всегда были приоритетной сферой деятельности религиозных организаций, ими накоплен в этом огромный опыт.
Религиозные организации способны внести действенный вклад в решение проблем, связанных с психологическим личностным кризисом, с потребностью в духовной поддержке, в восстановлении системы нравственных ориентиров.
Государство должно создавать условия для полной реализации возможностей церкви в разрешении важных проблем: наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации заключенных, беженцев, профилактики детской и подростковой преступности, укреплении семейно-брачного института.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассматривая взаимоотношения между государством и церковью, можно выделить два основных аспекта: социально – экономический и идеологический. Государство способствует материальному укреплению той церковной организации, которую оно берет под свое покровительство. Высшее духовенство невольно становится частью правящей элиты. Через административные институты светская власть способствует распространению данной религии среди широких масс, контролирует обязательность для всех религиозных, этических предписаний, карает за отказ их выполнения. Государство, как правило, оказывает мощную поддержку официальной церкви в борьбе против сектантства, которое распространяется в различных формах. Следовательно, социальной функцией церкви становится серьезная поддержка покровительствующего ей политического режима. Такая поддержка может носить материальный и идеологический характер. В свою очередь, усиление экономического и идеологического могущества церкви, как свидетельствует история, неизбежно приводило к возникновению претензий ее руководителей на безоговорочное господство в обществе, и, следовательно, к появлению причин для конфликтов между светской и духовной властями. Такие конфликты заканчивались компромиссами с обеих сторон. Общность целей различных группировок внутри правящей элиты, – куда можно отнести и церковные верхи – являлись причиной союза между ними. Таким образом, тесная связь государства и религии оформляется идеологически. С одной стороны, происходит обоснование использования государством церкви в своих целях, с другой – религиозные философы в своих учениях доказывают необходимость и правомерность союза государства и церкви. Церковь является социально–духовным, а в ряде случаев и политическим институтом общества. Религия – старейшей идеологией, из когда–либо существовавших на земле и предшествовавших политической; а верующие – есть группа интересов, замкнутая на свои специфические потребности.
На самых ранних этапах церковь, религия являлась субъектом власти. Ее атрибутами являлись всемогущество, всесилие, трансцендентность и это было обусловлено недостаточным развитием общественного сознания, господством над человеком природных и социальных сил, которым придавались сверхъестественные качества. Отсюда объяснение божественного происхождения светской власти, последовавшей вслед за ней и по сути слившейся с властью религиозной. В древние века было повсеместно распространено сочетание жреческих функций с царской властью, примером тому является Египет. И первосвященники Малой Азии, и императоры Китая, и египетские фараоны были носителями функций обеих властей. Для них была характерна идея бога–человека, реализующаяся в образе царя.