Собираясь в определенном месте для совершения евхаристии, Церковь нуждалась в определенных организационных правилах и особенно в руководстве. Евхаристия рассматривалась как некое «воспроизведение» Тайной Вечери, и поэтому кто-то один должен был занимать место Христа. Св. Игнатий всегда называет главу евхаристического собрания «епископом», вводя ясность, которой не существовало в новозаветной терминологии. В Новом Завете еще не проводится четкого разграничения между «епископами» и «пресвитерами» (т.е. "старейшинами").[21]
Церковное единство осуществляется в единении верующих с епископом. Без него ничего нельзя делать, ни крестить, ни совершать вечерю любви, ни евхаристию (Смирн. VIII). Без трех степеней иерархии нет Церкви (Тралл. III, Филадельф. VII). Церковь осуществляется в отдельной общине. О соборе поместных Церквей нет еще упоминания.
В этой иерархической структуре церковной общины повиновение епископу уподобляется повиновению Богу (Тралл. II). Ничего не говорится об апостольском преемстве епископской власти.[22]
Предписывая покоряться святой Церкви, святой Игнатий естественно объяснял полное значение Церкви Христовой (Еф. 2:18-22). Учреждение церковной иерархии Игнатий признавал не делом человеческим, а делом Божиим, делом Христа Господа (Магнез. 3:12). Показывал три степени иерархии – степень Епископа, как представителя Самого Господа: «Убеждаю – старайтесь творить в единомыслии Божием, с согласия Епископа, начальствующего в образе Божием, пресвитеров – образа синедриона Апостольского и диаконов, любезных мне, которым вверено служение Иисусу Христу» (Магнез. VIII гл.), «Когда повинуетесь Епископу, как Иисусу Христу: то живёте не по человечески, а по Иисусу Христу» (Тралл. II гл.). Степень пресвитеров, как представителей Апостольских: «Все повинуйтесь Епископу, как Иисус Христос – Отцу, и пресвитерам – как Апостолам и диаконов чтите как заповедь Божию» (Смирн. 8:12). Степень диаконов, как поставленных не для земной пищи и пития, «но таких, которым вверено служение Христу Господу, раздаяние таин алтаря» (Магнез. 7:13).[23]
Святой Игнатий постоянно призывает к единству, предостерегая от расколов, разделений и ссор. Он в своей екклезиологии впервые употребил термин Католическая Церковь (Смирн. 8:2). Контекст не совсем ясен: "Где будет епископ, там должен быть и народ, т.к. где Иисус Христос, там и католическая церковь". Некоторые учённые, например проф. Попов, видят в этом выражении не союз поместных Церквей, а Церковь небесную. О союзе Церквей у св. Игнатия нет речи. Каждая поместная Церковь законна в себе, коль скоро в ней есть полнота иерархии (Тралл. III гл.). Церковь на земле находится в рассеянии и не связана общей организацией. Бог, "Отец Иисуса Христа есть общий епископ всех" (Магнез. III гл.). Полнота Церкви исполнится только в Царствии Небесном. Другие ученые хотят в выражении Католическая Церковь видеть вселенскую полноту верующих (Лайтфут, Барденхевер, Раушен).[24]
Чрез все послания святого Игнатия проходит чувство тревоги за целость Церквей, возмущаемых сеятелями раздора и лжеучений. Этим смутам святой Игнатий противополагает призыв к единомыслию и единодушию в вере и любви. "Будьте все заодно нераздельным сердцем" (Филад. VI гл.), "составляйте из себя все до единого хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, воспевать ее единым голосом Отцу через Иисуса Христа" (Еф. IV гл.), - эти и подобные призывы не имеют в устах святого Игнатия характера только нравственных наставлений. То "единство" и "согласие", к которым он призывает, имеют религиозно-мистическое содержание. Прежде всего, это образ и подобие Божие, отображение Божественного единства. Вера и любовь - это начало исполнения жизни, и их единство есть сам Бог (Еф. XIV гл.). И воскресший Христос водрузил свое победное знамя затем, чтобы собрать всех святых и верных, из обрезания, как из языков, "во единое тело Церкви своей" (Смирн. I гл.). Чрез Свой Крест, чрез свои страдания, Христос призывает нас к Себе как членов Своих. Не может глава быть без членов... Это Бог обещал нам такое единство, ибо Он есть единство (Тралл. XI гл.), и мы должны быть соединены между собою, как Церковь соединена со Христом, и как Христос со Отцом, чтобы все согласовалось в единстве (Еф. V). Единство веры и любви есть выражение внутреннего существа Церкви, и поэтому - это высшее благо, выше которого уже ничего нет (Пол. I гл., Магнез. I гл.).[25]
Экклесиология св. Игнатия имеет еще один немаловажный аспект: она предполагает учение о небесной Церкви. Согласно св. Игнатию, небесная Церковь есть своего рода "Архетип" ("Первообраз") Церкви земной и состоит из святых и Апостолов, живущих в постоянном единении с Богом. В то же время небесная Церковь тесно соединена с земной, "Первообраз" сопряжен с "образом", ибо Главой такой единой Церкви в ее "двух Ипостасях" является Господь Иисус Христос (см.: Магн. 6:13; Смирн. I гл.; Трал. XI гл.; Ефес. IV гл.). Данное учение, в свою очередь, предполагает представление о различии (и единстве) мира видимого и мира невидимого. Оба мира, соответственно, населены духовными существами - добрыми и злыми. Поэтому св. Игнатий говорит о "небесных существах" (τα επουράνια), а также о "властях, зримых и незримых" (οι άρχοντες ορατοί τε και αόρατοι), которые будут подлежать суду, если не уверуют в Кровь Христову; о "чинах ангельских" и "устроениях властей" (τάς συστάσεις τάς άρχοντίκας - Трал. 5). Эти духовные силы тесно соприкасаются с миром человеческим и часто вторгаются в него. Во всяком случае, тема "духовной брани", столь актуальная в последующей аскетической письменности, явно намечается св. Игнатием. Он ясно высказывается о "брани небесных и земных сил" (πας πόλεμος... επουρανίων και επιγείων), которая расторгается миром (покоем - ειρήνης) в Церкви, ибо "единодушием в вере" среди членов ее уничтожается "сила сатаны" (Ефес. 13). Таким образом, экклесиология св. Игнатия содержит в себе еще и аспект "Церкви воинствующей", ибо только единством верующих и побеждается вся "сатанинская рать".[26]
Евхаристология тесно связана с учением св. Игнатия о Церкви. Он учит о Евхаристии как о "хлебе Божием, который есть плоть Иисуса Христа, от семени Давидова, и питие, которого он жаждет, есть кровь Христа, и это есть нетленная любовь" (Римл. 7:3). "Евхаристия есть, - пишет он Смирнянам (VIII гл.), - плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, страдавшая за наши грехи". "Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог не умирания в вечной жизни в Иисусе Христе" (Ефес. ХХ гл.). Надо стараться "пользоваться одной Евхаристией, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Его крови; один жертвенник, как и один епископ вкупе с пресвитерством и диаконами" (Филадельф. IV гл.). В этом выражено учение о евхаристичности Церкви. Церковь есть Тело Христово; Евхаристия - также Тело Христово. Церковь и Евхаристия - неразрывные понятия. Церковь не есть только "общество верующих", община, союз людей. Это все церковно-каноническое определение. Церковь есть, прежде всего, евхаристическая жизнь. Вне Церкви нет Евхаристии; вне Евхаристии нет Церкви, нет церковности.[27]
Безусловно, среди всех апостольских мужей святой Игнатий занимает выдающееся место по богатству и широте охвата своей богословской мысли, а также по тонкому прочувствованию им самой сути христианского Благовествования. Как отмечает Н. И. Сагарда, "по своей духовной силе, по выдающимся чертам содержания послания Игнатия составляют достойное продолжение новозаветных посланий. Пылкое благочестие Игнатия, чистота и непоколебимость веры, непритворное смирение, энтузиазм в служении Господу, конечно, общи у него с некоторыми другими писателями этого периода. Но особенная энергия и выразительность его языка, в чисто восточной форме, не чуждого некоторого рода преувеличений, однако совершенно свободного от риторической искусственности, придают его речи исключительно очаровательную силу; в то же время спокойная сила его убеждения, возвышенность его идеала и твердое сознание, что Дух Святой с ним, придают торжественное величие его свидетельству о Христе, которое чувствуется с возрастающей силой при каждом новом прочтении посланий".[28]
Список использованной литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988 – 1371 с.
2. Флоровский Г. В., свящ. Восточные Отцы Церкви – М.: АСТ, 2003 – 636 с.
3. Фаррара Ф.В. Жизнь и труды святых Отцов и Учителей Церкви. В 2-х томах, том 1 – Издание Сретенского монастыря, 2001 – 671 с.
4. Мейендорф И. , протоиерей. Введение в святоотеческое Богословие – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001 – 445 с.
5. Евсевий Памфил, еп. Церковная история – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 2001 – 608 с.
6. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. – Нижний Новгород: Братство св. Александра Невского, 2003 – 816 с.
7. Киприан (Керн), архим. Патрология – Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003 – 299 с.
8. Сидоров А. И. Курс патрологии. – М.: Русские огни, 1996 – 348 с.
9. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви в 3-х томах, том 1 – М.: Паломник, 1996 – 205 с.