Содержание
Введение
1. Проблема «единой судьбы» земли и недвижимости в российском законодательстве
2. Особенности купли-продажи земли
3. Особенности перехода прав на земельный участок при продаже недвижимости
4. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
Заключение
Список литературы
В настоящее время земля в Российской Федерации стала объектом гражданского оборота. В общей массе сделок с недвижимым имуществом сделки с земельными участками приобретают все большую значимость.
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства. Более того, земля как уникальный природный ресурс имеет особый юридический статус.
Право собственности на землю – это вещное право, в соответствии с которым собственник земли владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему земельным участком по своему усмотрению в соответствии с действующим законодательством (не нарушая целевое использование, экологию, интересы других лиц и пр.).
За сравнительно короткий срок в России произошли глобальные перемены в отношении права собственности. Возросла роль частной собственности, в том числе и на земельные участки.
Конституционно закреплено право собственности граждан и юридических лиц на землю, однако в силу многолетнего пренебрежения к праву со стороны государства у граждан России сформировался устойчивый правовой нигилизм.
Цель работы определить порядок продажи земельного участка с находящимся на нем зданием, строением, сооружением.
Задачи работы выявить проблемы «единой судьбы» земли и недвижимости в российском законодательстве, особенности купли-продажи земли и перехода прав на земельный участок при продаже недвижимости.
Земельный участок – особый объект права собственности, свободное пользование которым исключительно по усмотрению собственника не допускает ни один современный правопорядок.
Земля сама по себе не является объектом имущественных прав, она выступает природным ресурсом, источником формирования земельных участков объектов гражданских прав, недвижимых вещей.
Сделки с землей и другой недвижимостью по своей сути являются перераспределением собственности законным путем. Они определяются волей как частных лиц, так и организаций – хозяйствующих субъектов и служат их интересам. Но, как бы то ни было, частноправовая в своей основе природа сделок с недвижимостью не должна заслонять их общественной значимости.
Уже четыре года действует новый Земельный кодекс РФ, но спорные вопросы его применения, соотношения с Гражданским кодексом РФ остаются. Не получил однозначного разрешения в правоприменительной практике вопрос о необходимости оформления какого-либо права на земельный участок физическим или юридическим лицом, отчуждающим недвижимость. Можно ли в этом случае утверждать, что если у продавца отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, занимаемый зданием, строением, то он вправе данную недвижимость продать иному лицу без оформления какого-либо права на землю? Ответ на данный вопрос не однозначен.
Действующее российское законодательство в той части, в какой оно призвано регулировать отношения собственности на земельные участки и расположенные на них здания и оборот объектов недвижимого имущества, рассматривает эти объекты, с одной стороны, как объекты самостоятельные и участвующие в обороте вполне независимо друг от друга, для которых могут быть установлены различные правовые режимы, а с другой – как физически и юридически связанные друг с другом виды недвижимого имущества.[1]
Недвижимость во всех случаях представляет собой индивидуально определенную вещь. Если по своим свойствам недвижимость может быть разделена на несколько самостоятельных вещей, при таком разделе прежняя недвижимость должна прекратить свое существование, а на ее месте образуются два или более самостоятельных объекта. Разрабатываемая концепция развития законодательства о регулировании оборота недвижимого имущества предполагает ограничение на разделение самого объекта до такой степени, когда его целевое использование будет затруднено.
Распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г. №1072-р (которое было принято до введения в действие Земельного кодекса РФ) был утвержден «План действий правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы». В Плане говорилось о намерении Правительства настаивать на внесении в законодательство Российской Федерации поправок, которые обеспечат вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот. Предполагалось «законодательное оформление правовой концепции единого объекта недвижимости через определение земельного участка как базового элемента недвижимости, а любых его строительных изменений – как улучшений земельного участка». В «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002-2004 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-рп, в качестве одного из мероприятий также предусмотрено оформления такой правовой концепции, о которой говорилось в распоряжении от 2000 г.
Идею «единого объекта», т.е. земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, реализовать невозможно. Зачастую стоимость зданий и сооружений, находящихся на земельных участках, значительно превосходит стоимость самих земельных участков и никак не может считаться «улучшением» соответствующих земельных участков.
Проблема состоит в том, что все наше законодательство, начиная с советских времен строится на принципе: земельный участок следует судьбе строения. Из этого исходит действующий Гражданский кодекс РФ, который позволяет новому собственнику здания или сооружения требовать оформления на себя земельного участка, т.е. предполагается, что право на земельный участок переходит к новому собственнику вместе с соответствующим объектом недвижимости.
Идея «единого объекта» может быть воспринята лишь в одном случае: если на каком либо этапе собственник здания и собственник земельного участка совпадут в одном лице.
Земельный кодекс РФ провозглашает в качестве одного из принципов земельного законодательства единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, но нетрудно заметить, что земельный участок и недвижимость, прочно связанная с ним, рассматриваются Земельным кодексом как самостоятельные объекты гражданского оборота, связанные единой судьбой, но не как «единый объект».
Решение проблемы соотнесения прав на недвижимое имущество и земельные участки, а также непосредственное определение самого предмета недвижимости и определение понятия «единый объект» недвижимости имеют существенное значение для развития предпринимательства на рынке недвижимости.[2]
В гражданском законодательстве необходимо последовательно проводить принцип «единой судьбы» земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества. Требуется создание такого режима правового регулирования, при котором все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а собственник здания или сооружения всегда имеет право пользования земельным участком, на котором расположено это здание (сооружение), в рамках соответствующего вещного или обязательственного института.
В современном гражданском законодательстве есть достаточно норм, в которых воплощен именно этот принцип. Однако эти нормы нуждаются в совершенствовании с точки зрения выстраивания их в единую внутренне непротиворечивую конструкцию.
Последовательное проведение принципа «единой судьбы» зданий и земельного участка, принадлежащих одному собственнику, предполагает, что данные объекты недвижимости должны выступать вместе как один объект сделки не только при совершении сделок, которые влекут их отчуждение, но также и сделок, которые могут повлечь отчуждение здания или земельного участка.
Однако, если в силу установленных законом ограничений сделка об отчуждении одного из объектов недвижимости (здания либо земельного участка) не разрешается, собственник не может быть лишен права распорядиться другим объектом. В этом случае при отчуждении здания собственник обязан предоставить участок в пользование приобретателю здания на любом допускаемом законом вещном или обязательственном праве (включая сервитут), а при отчуждении земельного участка – обеспечить сохранение за собой права пользования участком в пределах, необходимых для пользования зданием (также на том или ином вещном или обязательственном праве).
Принцип свободы распоряжения собственником здания своими правами является зеркальным отражением принципа свободного распоряжения собственником земельного участка этим участком без согласия собственника находящихся на нем зданий.
Соответственно при отчуждении земельного участка, на котором расположены чужие здания или сооружения, к приобретателю переходят права на участок с обременениями в виде вещных или обязательственных прав собственником находящихся на нем зданий и сооружений.